Найти в Дзене

Дорого-богато: черная икра в советском кино

Даже в те времена, когда этот деликатес в нашей стране был относительно доступен, его появление в кино почти никогда не происходило случайно. Икра должна была что-то подчеркивать или акцентировать. Ну а в более позднем периоде она вообще прочно стала лакомством для не слишком приятных и честных персонажей.

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения, джинсы - не признак стиляги, а рабочая одежда, ну и икра - не деликатес, а просто полезная и питательная рыбная закуска. Во всяком случае так было принято говорить еще в тот период, когда черная икра в магазинах безнадежно пылилась вместе с банками крабов. Народ тогда предпочитал более доступные по стоимости закуски вроде селедочки или килек, так что икру еще и рекламировали. Чуть позже ее распробовали, и она стала более редким гостем на прилавках, пока не перекочевала в разряд вечного дефицита, свободно полакомиться которым можно было лишь в ресторанах. Любопытно проследить за появлениями черной икры в советских фильмах. Конечно, фотографической памятью я не обладаю, и наверняка многое упустил, но кажется, что почти каждое ее возникновение в кадре сопровождалось каким-то акцентом или подтекстом.

Николай Сергеев и Борис Андреев в фильме "Большая семья", 1954
Николай Сергеев и Борис Андреев в фильме "Большая семья", 1954

К примеру, лента Иосифа Хейфица "Большая семья". Герой Баталова Алексей Журбин - образец положительного героя (собственно, за всю свою долгую карьеру в кино Алексей Баталов других персонажей и не играл). Но один раз за фильм он дает слабину, уступив медным трубам. Младший Журбин хочет произвести впечатление на девушку со страниц прессы, а поэтому приглашает фоторепортера (Владимир Татосов) в свою комнату на показной "завтрак простого рабочего". Апогеем этой показухи становится баночка черной икры, которую Журбин покупает и выставляет на самое видное место. К счастью, еще до репортера в доме появляются папа Илья Журбин (Борис Андреев) вместе с "товарищем Баскаковым" (Николай Сергеев), которые учат Алексея уму-разуму и не менее демонстративно съедают его икру. Здесь она становится символом не совсем правильного поступка героя.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973

После этого фильма черная икра почему-то прочно обосновалась на столах разного рода киножуликов, проходимцев, махинаторов или людей неплохих, но оступившихся, поддавшихся тлетворному влиянию и проявивших минутную слабость. Любопытно, что у гайдаевского Горбункова, который пирует с Гешей Козодоевым в ресторане "Плакучая ива", икры на столе нет ("Бриллиантовая рука", 1969), зато она появляется во всей красе в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" на царском банкете. Это уже период икорного дефицита, поэтому отображение больших объемов икры на столе вызывало в зале соответствующую реакцию. В данном случае - смех, так как широкую доступность черной икры во времена Ивана Грозного режиссер Леонид Гайдай противопоставляет мнимой элитарности "икры заморской, баклажанной", которой были завалены тогда все магазины.

Раиса Куркина и Павел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни", 1969
Раиса Куркина и Павел Луспекаев в фильме "Белое солнце пустыни", 1969

Такую же волну смеха вызывали и мучения таможенника Верещагина (Павел Луспекаев) в фильме Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни", которого жена (Раиса Куркина) буквально уламывала есть черную икру. Действие происходит на берегу Каспийского моря, и у местных рыбаков этот товар в изобилии, а вот раздобыть обычный хлеб в условиях Гражданской войны нелегко из-за недоступности муки. Особого исторического преувеличения в фильме нет, но Мотыль правильно рассчитал - зал реагировал соответственно, и сцена с лоханкой икры вошла в категорию культовых.

Евгений Герасимов, Татьяна Карпова и Всеволод Шиловский в деле "Любой ценой", 1976, сериал "Следствие ведут знатоки"
Евгений Герасимов, Татьяна Карпова и Всеволод Шиловский в деле "Любой ценой", 1976, сериал "Следствие ведут знатоки"

Начиная с этого времени икра уже не появляется в кадре у людей приличных и симпатичных, уверенно превращаясь в деликатес для всяких сомнительных личностей. В деле "Любой ценой" сериала "Следствие ведут знатоки" семейство зубных врачей Холиных пытается вырвать из тюрьмы младшего сына (Евгений Герасимов), который проломил голову мужчине, чтобы поживиться его деньгами. В этом вопросе мама (Татьяна Карпова) и старший сын (Всеволод Шиловский) готовы идти на любую пакость, включая и бессердечный подлог - сокамернику сына Тобольцеву (Николай Пастухов) они внушают, что он умирает от рака, чтобы мужчина перед смертью взял вину младшего Холина на себя. А на победном семейном банкете счастливая мама, конечно же, говорит освобожденному сыну-подонку: "Ешь, сынок, ешь. Ну что ты хочешь? Хочешь икру? На, ешь всю!" И наваливает ему деликатес ложкой в тарелку.

Леонид Филатов и Татьяна Догилева в фильме "Забытая мелодия для флейты", 1987
Леонид Филатов и Татьяна Догилева в фильме "Забытая мелодия для флейты", 1987

В детективе "Пропавшие среди живых" еще более омерзительный преступник Федор Кашлев (Павел Кадочников) совращает в ресторане честного парня-таксиста Женю Хилкова (Михаил Долгинин). Хотя акцент режиссер здесь делает на экзотических маслинах, на столе можно хорошо рассмотреть и вазочку с черной икрой. Этого лакомства не увидишь в новогоднем меню Нади Шевелевой (Барбара Брыльска в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!") вместе с "гадкой" заливной рыбой, ее не выставляет и "товарищ Калугина" (Алиса Фрейндлих в "Служебном романе"), когда устраивает вечер для "товарища Новосельцева" (Андрея Мягков). А вот сколький тип Филимонов (Леонид Филатов в фильме "Забытая мелодия для флейты"), яркий представитель "хищной партноменклатуры", при соблазнении медсестры Лидочки (Татьяна Догилева) вальяжно бросает ей: "Вы какую икорку предпочитаете - черную или красную?" Удар в яблочко - Лида восторженно отвечает: "И ту, и другую!", и Филимонов извлекает из холодильника невиданные для конца 1980-х годов яства, включая не только икру, но крабы и консервированную ветчину, которая окончательно пленяет Лиду. Правда, в следующей серии она устраивает "встречный банкет" для бросившего жену Филимонова, и вместо черной икры издевательски кормит его кабачковой - оммаж к фильму Гайдая.

Вера Алентова, Ирина Муравьева и Владимир Басов в фильме "Москва слезам не верит", 1980
Вера Алентова, Ирина Муравьева и Владимир Басов в фильме "Москва слезам не верит", 1980

В 1980-е появился еще один прием в кино, позволяющий показать черную икру... в ностальгическом ключе. Мол, давайте вспомним время, когда этот продукт был всем доступен. В фильме "Москва слезам не верит" герой Владимира Басова в 1957 году достает из своего портфеля банки с крабами и икру, а зрители при этом сладко вспоминают: "Да, это правда. Тогда такое продавалось повсюду". Ну а в ленте "Зеркало для героя" персонаж Ивана Бортника идет устраиваться главным инженером на шахту. Обрадованный приездом такого специалиста главный начальник (Виктор Смирнов) вызывает секретаршу с подносом, на котором большая чашка с кофе и два ломтя белого хлеба, густо намазанных черной икрой. Действие ведь происходит в 1949 году, тогда гостям сушки с чаем не предлагали. А через некоторое время герой и сам обзаводится стеклянной банкой с икрой, протягивает ее своему приятелю (Сергей Колтаков), также переместившемуся из 1987 года, и говорит со счастливой улыбкой: "На, жуй! Как у Луспекаева!", вспоминая культовую сцену из "Белого солнца".

-8

Сегодня приобрести черную икру не проблема, но ее стоимость достигла мирового уровня. В СССР икра продавалась по цене от 20 до 40 рублей за килограмм, так что даже средний инженер вполне мог в праздник порадовать близких. Нынче ее предлагают от 60-70 тысяч за кило, да и происхождение этого продукта часто очень сомнительное. Уж лучше снова посмотрим на Верещагина!