Найти в Дзене

ТАК ЧЕЙ ЖЕ ТЫ, ОСТРОВ ДРАГОЦЕННЫЙ?

Остров Даманский, он же - Драгоценный... Осенью особенно красив... (взято из открытых источников)
Остров Даманский, он же - Драгоценный... Осенью особенно красив... (взято из открытых источников)

Здравствуйте, друзья мои, товарищи – подписчики и гости нашего с Вами канала «Военная история от не историка. Давненько ничего не писал здесь для Вас, причины чего указаны в прошлых постах и всё же прошу прощения. Но теперь я вновь с Вами, и я этому несказанно рад.

А ещё рад наступившей весне! Да – да, и в Сибири тоже весна, прямо вот в марте, во что поверить сложно. И в этом месяце много значимых дат военной истории, но особняком стоит именно сегодняшняя. Не готов утверждать, что очень важная для военной истории, но однозначно интересная и необычная, особенно в свете сегодняшних событий.

Война одного конкретно коммунистического государства против другого точно такого же. Стран, которые ещё вчера дружили и очень серьёзно, были надёжными союзниками, и вдруг… То есть, делить им по факту было нечего... Однако... И, да, согласен, полноценной войной это военное событие назвать сложно… И даже с сегодняшней историей СВО ни в какое сравнение, но тем не менее, умы наши оно будоражит и будоражить будет ещё долго, если не всегда. Пограничный конфликт, провокация, но на века вперёд этим обеспечены различные политические распри... Итак…

2 марта 1969 года произошли трагические события на острове Даманском, расположенном посередине реки Уссури – пограничной линии между СССР и коммунистическим Китаем.

54 года назад ранним утром около 80 китайских военнослужащих в маскхалатах и вооружённые стрелковым оружием, скрытно нарушили государственную границу между СССР и Китаем и заняли удобные огневые позиции на острове Даманский, который считали своим. Только после 10 утра, когда окончательно рассвело советские пограничники обнаружили нарушителей.

Когда не могут договориться политики из-за своих личных амбиций, приходится договариваться военным и, увы, зачастую с применением оружия... (взято из открытых источников)...
Когда не могут договориться политики из-за своих личных амбиций, приходится договариваться военным и, увы, зачастую с применением оружия... (взято из открытых источников)...

Конечно, это уже была не первая провокация китайцев, и советские военные к этому привыкли, а потому действия последних, казалось, были отточены и каждый знал, что делать. Однако, на этот раз сценарий был написан самими китайскими военными…

На разбирательство с нарушителями выезжает группа советских офицеров во главе со старшим лейтенантом погранвойск Иваном Ивановичем Стрельниковым (впоследствии Герой Советского Союза посмертно) - начальником 2-ой заставы «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда. И с ним около 30 подчинённых ему солдат.

Стрельников, как и полагается ему по должности, требует от обнаруженных китайских военнослужащих покинуть остров, очистив тем самым территорию Советского Союза. И вот здесь происходит неожиданное. То, во что до последнего никто бы не поверил. Если раньше такие инциденты заканчивались максимум несколькочасовым мордобоем (по воспоминаниям одного из пограничников – младшего сержанта Юрия Бабанского, ставшего впоследствии Героем Советского Союза), то утром 2 марта 1969 года китайские военные открыли огонь на поражение. Первыми. Старший лейтенант Стрельников и семь его бойцов были убиты сразу. Позже их тела найдут сильно изуродоваными, что говорит о накале ненависти китайских коммунистов к советским.

Услышав стрельбу на острове, начальник соседней, 1-ой погранзаставы «Кулебякины сопки» - старший лейтенант погранвойск Виталий Дмитриевич Бубенин (также впоследствии Герой Советского Союза) поднимает в ружьё свою заставу (чуть более 20 человек) и на бронетранспортёре выдвигается к месту конфликта. Среди его подчинённых и младший сержант Бабанский Юрий Васильевич.

По прибытии к Даманскому группы Бубенина и Бабанского грамотно занимают оборону и дают успешный отпор китайским военным, несмотря на миномётный и пулемётный огонь со стороны последних. Бой был тяжёлым, БТР Бубенина был подбит в момент когда он пытался прорваться в тыл противника, и ему пришлось выходить из боя на БТР погибшего уже Стрельникова.

Младший сержант Бабанский со своим отделением прикрывал действия своего командира, и как потом сам вспоминал, когда группе Бубенина уже ничего не угрожало, он со своими бойцами тоже мог уйти с Даманского, но его подчинённые отказались это делать, не желая оставлять врагу тела павших товарищей. К тому же приказа отступать с острова пограничники не получали. И, возможно, именно это упорное сопротивление горстки советских пограничников под командованием младшего сержанта – срочника, вынудило китайцев отступить с острова, несмотря на то, что они превосходили советских бойцов числом в несколько раз. В отделении Бабанского к концу боя осталось живых только 5 человек, включая его самого.

Во втором часу дня на Даманский прибыл начальник Иманского погранотряда полковник Демократ Владимирович Леонов, благодаря грамотным действиям которого, на помощь пограничникам были выдвинуты мотострелковые подразделения 135-ой дивизии под прикрытием тогда ещё нового советского вооружения – артустановок залпового огня «Град» и несмотря на возражения из Кремля, не желавшего обострять ситуацию.

На этом день 2 марта 1969 года закончился, наши бойцы потеряли 31 пограничника. Ещё 14 были ранены. Китайцы только убитыми потеряли 39 человек и поняли, что воевать с Советской армией в полном масштабе не выйдет.

Поняли, но от идеи провокаций не отказались, и 15 марта 1969 года повторили свою дерзкую вылазку, за что отведали снарядов «Град» и ретировались. Нужно отметить, что власти СССР не желали бить зарвавшегося противника таким образом, а хотели договариваться. Но военные, и в первую очередь руководство Дальневосточного военного округа, и это, пожалуй, и к сожалению, один из редких случаев, повели себя правильно, не слушая политиков. Однако в тот день погиб полковник погранвойск Леонов, так же ставший Героем Советского Союза посмертно. Задача армии – держать границу, несмотря на возражения политиков, тщетно пытающихся договориться с противником, уже открывшим огонь по нашим солдатам и с учётом того, что они и раньше, до боевых действий не сумели договориться. Война или войнушка, или СВО. Или военная пограничная провокация, как Вам угодно, дорогие мои, но это всегда последствия беспомощности политиков, думающих, как правило только о личной выгоде и потому договориться не могущих, но зато потом красноречиво обвиняющих армию, исправившей их ошибки. Командование Дальневосточного военного округа в марте 1969 года кремлёвских политиков не боялось, и им за это поклон – задачу свою советские военные тогда выполнили.

Вообще, полностью сам конфликт был исчерпан только в сентябре 1969 года подписанием соглашений о пересмотре границ. Из-за таяния льда и подтопления Даманский оказался недоступен именно для нашей стороны и китайцы спокойно могли им овладеть опять. Приходилось отгонять их снайперским и пулемётным огнём со стороны, не заходя на сам остров. Сами же выжившие пограничники, в том числе и младший сержант, по другим источникам старший сержант Юрий Бабанский говорили, что эта земля не приносила нашей Родине никаких ресурсов, не была заселена людьми. И, в общем-то, не была нужна СССР, но пока она была официально его территорий, советские военнослужащие и в первую очередь пограничники самоотверженно её защищали. Ненужную, но нашу землю, на которой подло были убито 58 наших воинов. К слову, потери китайской стороны до сих пор под грифом «С», но по самым приблизительным подсчётам около 300 человек.

"Град"... Сейчас мы привыкли, мы знаем, а в 1969 новое оружие по факту, оно и поставило яркую точку в пограничном конфликте на Даманском.... (взято из открытых источников)....
"Град"... Сейчас мы привыкли, мы знаем, а в 1969 новое оружие по факту, оно и поставило яркую точку в пограничном конфликте на Даманском.... (взято из открытых источников)....

Между тем, в 9 километрах от города, где я вырос есть посёлок Даманский. Почему он так называется, я не готов говорить наверняка, но с юности слышал – на настоящем Даманском в марте 1969 года было много пограничников, уроженцев Юрги – они и назвали новый посёлок так. Насколько это верно, не знаю, но вот Герой Советского Союза Юрий Бабанский – кемеровчанин и ещё одна гордость земли кузбасской, и, не скрою, мне вдвойне приятно, что в одной школе с ним учился один из моих родственников. Друзьями они не были, сразу скажу, но это неважно. Важно прикосновение к легенде, иначе откуда бы я узнал об обсуждаемом сегодня конфликте и проникся бы интересом к его истории?

И всё же остров Даманский по факту был отдан Китаю ещё при СССР, а юридически это было закреплено уже при Горбачёве. Подчёркиваю, этот факт потому, что не раз слышал от многих людей, как Путин отдал китайцам Даманский – остров на котором лилась кровь советских пограничников. А Путин взял и отдал. Ай-яй-яй. Только вот не отдавал. Он в 2004 году отдал Китаю другие спорные острова, однако это тема других публикаций, а речь здесь именно об острове Даманский, к сдаче китайцам которого Путин никакого отношения не имеет.

Так чей же этот остров? Даманский, он же – Драгоценный в переводе с китайского ДженьБао? Давайте разбираться. Но без эмоций и только сухие исторические факты.

Испокон веку остров Даманский принадлежал Манчжурии – во все времена священной земли китайских императоров. Просто так сложилось географически – Китай на реках Амур и Уссури был всегда, соответственно и земли, в том числе остров Даманский здесь его. Так сложилось исторически. Вообще, надо сказать, что большинство высоких постов в Китайской Империи всегда занимали именно выходцы из Манчжурии.

Но в 1860 году на эти земли приходит Российская империя. Никаких боевых действий за этот участок между Китаем и Россией тогда не было. Китай в ту пору, вообще, одолевали опиумные войны, о которых мы когда-нибудь поговорим, но в данной ситуации властям Китая по большей части было плевать на то, что на какую-то совершенно ничего незначимую часть их земель претендует Россия. Был подписан Пекинский договор о разграничении по правому берегу реки Амур. Говоря сухим языком – Российская Империя нагло воспользовалась слабостью Китайской Империи и отжала себе у последней сколько-то гектаров. Об этической стороне этого вопроса говорить бессмысленно, это просто факт. Тем более, что долгое время имеющаяся российско-китайская граница ни у кого не вызывала никаких фантомных болей. Россией тот же остров Даманский практически не охранялся, а китайские крестьяне, по-прежнему считая Драгоценный своей землёй, спокойно заплывали за линию разграничения, то есть на Российскую территорию и рыбачили себе. Всем было плевать, что там на бумаге. Как жили, так и жили, всех всё устраивало. Но ящик Пандоры был вскрыт в 1919 году, причём там, где далёкая китайско-российская граница, вообще, не должна была никого волновать.

Парижская мирная конференция по вопросам окончания Первой мировой войны – кому что достанется, кто победил, кто проиграл, и прочее. Китай в этой войне де факто участия не принимал из-за удалённости от основных событий – это раз, а два – у него там своя трясучка была, империя рухнула, началась военная диктатура, революции, гражданские войны. И вот тут-то, решение Парижской мирной конференции о том, что границы государств отныне проходят не по берегам рек, а по середине их главного фарватера и сыграло злую шутку - остров Даманский в этом случае возвращался под юрисдикцию своего исторического владельца – Китая. Да, в новом положении о границах была оговорка, что, во-первых, международные договоры и соглашения не имеют обратной силы, а, во-вторых новое положение не имеет силы в случае, если граница сложилась исторически либо в случае, когда одна сторона стала колонизировать берег реки раньше другой стороны.

И что же в этом случае видим? Исторически – остров Даманский – Драгоценный принадлежит Китаю, но согласно Пекинского договора 1860 года – это российская территория, к тому же именно Россия первой стала колонизировать правый берег Амура.

Так чей же остров Даманский? Чей ты, Драгоценный остров? Китая или России? Однозначного ответа, я думаю, мы не найдём. Куда нам, простым смертным, когда политики, особенно европейские, думая, конечно же, наперёд, заключая международные договора, намеренно или нет ли, но допускают обтекаемые формулировки, напускают туману. Ведь у самой главной европейской страны – старухи Англии нет и никогда не было, и не будет впредь постоянных союзников, но есть постоянные интересы. И если по Пекинскому договору 1860 года было всё просто и понятно – остров Даманский, историческая земля Китая, стал Российской территорией, и точка, причём безо всякой войны и с добровольного согласия китайцев, то по Парижскому – уже не всё так просто и однозначно, хотим повернём так, потому что нам сегодня выгодно так, а хотим эдак, потому как интересы уже поменялись. И со стороны Китая этим шансом впервые и с лихвой воспользовался Мао Цзэдун, искусно в тот момент боровшийся за власть в Китае. Да, то, что было посеяно вездесущими европейцами во главе с Англией в 1919 году, взошло лишь в марте 1969 года. Взошло и обагрило кровью безлюдный остров. Прекрасный пример того, как ещё вчера считавшиеся едва ли не братскими народами, в смысле исповедуемой идеологии коммунизма – советы и маонисты, мёртвой хваткой вцепились в глотки друг другу за ненужный по сути клочок земли. Кто спровоцировал этот конфликт, и только ли китайские военные, или советские пограничники, думаю Вы, уважаемые подписчики и гости, догадываетесь и сами. Тот же, кто и сегодня. Ищи, кому выгодно, и коммунистический Китай пошедший после 1969 года на сближение с капиталистическими США и отрёкшийся от «старшего брата», на которого во всём равнялся при Сталине – куда уж красноречивее. Согласитесь, друзья?

Я не утверждаю, что в ситуации 1969 года был прав Советский Союз, а Китай не прав, и наоборот тоже не утверждаю, ибо всё очень сложно до сих пор, но зато мы научились, как мне кажется, играть в мировые шахматы по правилам, придуманным американскими и европейскими политиками. И сегодня уже мы опять дружим с Китаем. Надолго ли? Время покажет, в том числе и оттого, насколько умело наш геополитический противник разыграет карту советско-китайского пограничного конфликта на Даманском – мол, зря с Китаем дружбу водите, вспомните как они вас в марте 1969 года…

Помним. И знаем, что для нас остров Даманский – конечно же, наш, на нём погибли наши солдаты, свято веря, что защищают свою Родину. А для Китая – остров Драгоценный их, потому что на нём погибли их солдаты, свято веря, что забирают обратно свою землю. Землю, которая в итоге никому не нужна до сих пор и на ней так ничего и нет, потому что каждое лето остров уходит под воду.

А между тем, - это правило, ради получения большего жертвовать меньшим, и мы до сих пор жертвуем маленьким нашим островом Даманский, хотя он уже давно, если не изначально, испокон веку – не наш. И где-то во всемирной паутине вычитал интересную фразу: Сегодня над островом Даманский высится Крымский мост»…

Так чей же ты, Даманский? Чей ты, Драгоценный? Кто ответит? И так ли уж нужен этот ответ? Что скажете, друзья?

С Уважением писатель Артём Чепкасов. Добра. Уюта. Тепла.