Найти тему

Логопедия и нейрологопедия: в чем разница?

Практически в каждой семье есть ребенок, который неправильно произносит какой-то звук в определенный момент своего развития. Если эта проблема сохраняется или родители решают не ждать, то ребенка приводят к логопеду. Он начинает работать над речью: обучает и при необходимости исправляет неправильные навыки говорения и понимания речи. Логопедия занимается профилактикой и лечением речевых расстройств, которые не связаны с неврологическими проблемами.

Главное отличие логопедии от нейрологопедии в том, что логопеды работают со здоровыми детьми. В случае когда коммуникативные расстройства вызваны поражением центральной нервной системы, в работу подключаются нейрологопеды. И такие расстройства встречаются не только у детей, но и у взрослых. Эти две специализации не должны конкурировать между собой за первенство. Каждая из них занимается лечением разных пациентов.

Нарушения речи могут быть вызваны рядом причин. Рассмотрим некоторые из них.

-2

Существуют 4 фазы глотания:

  • Предротовая;
  • Ротовая;
  • Глоточная;
  • Пищеводная.

Первая фаза – самая важная для диагностики. Потому что уже то, как пациент открывает рот, как у него при этом функционируют мышцы, говорит о многом. От этого зависит, какой специалист должен работать с ним.

Бывает так, что ребенок не хочет есть кашу, просто потому что не любит ее. Или у него так проявляется характер, когда он хочет перечить взрослым во всем. Конечно, никакой патологии здесь нет. И логопед с базовыми знаниями психологии может это распознать.

Но встречаются и пациенты с неврологическими или мышечными дисфункциями, когда они не способны полноценно принимать пищу. Например, цветовая анорексия – ребенок может есть пищу только определенного цвета. И все попытки заставить его есть пищу других цветов могут только усугубить его состояние. Такой проблемой должны заниматься уже психотерапевты, неврологи, нейрологопеды, реабилитологи.

Что касается других фаз, специалист должен обратить внимание на время. В норме глоточная фаза длиться 2-3 секунды, а пищеводная – 4-10 секунд. Если ребенок тратит на эти фазы дольше времени, то, возможно, у него дисфагия – затрудненное глотание. А может быть, это связано опять же с его вкусовыми предпочтениями. Только грамотный специалист может определить истинную причину и направить пациента на дальнейшее лечение.

-3

Проблемы с речью могут быть вызваны дисфункцией языка.

Мы знаем, что язык состоит из множества мышц, которые крепятся к челюсти, черепу, лопаткам, груди и даже лобковым костям. И чтобы исправить дисфункцию языка, необходимо для начала определить, в какой точке крепления скрыта проблема. Человек мог получить травму плеча, и впоследствии это привело к неправильному положению языка.

Осанка играет ключевую роль в дисфункциях речи. Вспомните осанку артистов театра и оперы: расправленные плечи, слегка вытянутая шея, опущенные лопатки. Ее еще называют «горделивой». Именно такая осанка обеспечивает стабильную позицию для диафрагмы и позволяет артистам произносить громкую и четкую речь. И, наоборот, если у ребенка неправильная осанка, у него обязательно будут проблемы с развитием речи.

Логопед со знанием онтогенеза может заметить, что в 6 месяцев развитие малыша соответствует 3 неделям. Он не будет пытаться самостоятельно «лечить» его, а направит к соответствующим специалистам. И за это ему родители будут только благодарны и в будущем обратятся к нему вновь как к грамотному логопеду.

Знания по нейрологопедии, онтогенезу и другим областям, которые так необходимы для логопедов, вы можете получить в академии МАМР, оформив демо-доступ к онлайн программам.

Подписывайтесь на наш Дзен, чтобы узнать больше полезной информации!

Где еще вы можете нас найти:

ВКонтакте: https://vk.com/mamrkurs

Telegram: https://t.me/mamrkurs

YouTube: https://www.youtube.com/@mamrkurs

Сайт: https://inamr.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц