Пхулан Дэви родилась в 1963 году в нищей деревеньке индийского штата Уттар-Прадеш. Уттар-Прадеш. Возможно , отец любил ее, но дочь в Индии всегда считалась обузой. Не имея возможности дать дочери ни состояния, ни образования, ни просто счастливого детства, видимо, в утешение дал ей имя Пхулан Деви - "прекрасный цветок" - по-индийски. Семья принадлежала к одной из низших каст – маллахов (рыбаков). Маллахи не отличаются высокой моралью. В Индии считается, что те, кто являются убийцами тысяч рыб, берут на себя кармическое наказание за смерть каждой рыбы. В касте разрешено употребление алкоголя.
Отец Пхулан владел участком земли площадью в 1 акр (0,4 гектара), на котором росло дерево Ним( в Индии растение известно как «деревенская аптека», «божественное дерево» и «панацея от всех болезней»), и надеялся, что благодаря этому сможет выдать дочь замуж, накопив денег для уплаты приданого. Когда Пхулан было одиннадцать лет, умерли её бабушка и дедушка, главой семьи стал дядя Бихари. Он путём обмана завладел наследством, оставив семью девочки в нищете. После смерти дяди, его сын Маядин объявил себя главой семьи. Воспользовавшись отсутствием отца Пхулан, он срубил дерево Ним и продал, оставив деньги себе. Хотя её отец решился лишь на мягкий протест, Пхулан не собиралась отступать перед двоюродным братом. Она насмехались над ним и публично назвала вором. Вместе со старшой сестрой она устроила сидячую забастовку. Даже после того, как Пхулан ударили кирпичом, она не сдалась. В попытке избавиться от неё, родственники договорились выдать одиннадцатилетнюю девочку замуж за человека по имени Лал Путти, которому было за 30 и жившему за несколько сотен километров. Так её в 11-летнем возрасте обменяли на корову и велосипед. Именно такой калым отдал за девочку жених втрое старше ее. Муж-педофил и сейчас не редкость в Индии, муж её избивал и насиловал. С утра до поздней ночи ей приходилось выполнять тяжелую работу. Она так и не выросла, осталась ростом 1 метр 40 с чем-то сантиметров. Она несколько раз убегала домой, но каждый раз девочку возвращали мужу для сурового наказания. В конце концов Путти Лал выгнал жену и она вернулась в дом своего отца, став в родной деревне изгоем. Несмотря на всё это Пхулан по прежнему не хотела смириться и продолжала обвинять Маядина в воровстве. Она даже обратилась в суд, но проиграла дело. В родной деревне над ней издевались все кому не лень. Никто не стал заступаться за Пхулан, когда ее обворовал двоюродный брат. Она пожаловалась в полицию – и сама угодила за решетку. Три дня ее избивали и насиловали. Когда она выбралась из тюрьмы возврата домой ей уже не было: ведь она уже окончательно лишилась чести
В 1979 году Пхулан была похищена бандой Бабу Гуджара. Есть версия, что это Маядин заплатил бандитам за похищение сестры. Девушка приглянулась главарю, но за неё вступился Викрам Маллах, второй человек в банде, который принадлежал к той же касте что и Пхулан. Однажды ночью, когда Бабу пытался изнасиловать девушку, Викрам убил его и взял на себя руководство бандой. Пхулан влюбилась в этого человека, который защищал, её и стала второй женой Викрама. Банда разграбила деревню, где жил первый муж Пхулан. Путти Лала на глазах у жителей деревни вытащили из дома и избили до полусмерти, оставив лежать на дороге почти мёртвым, с запиской, в качестве предупреждения для пожилых людей вступающих в брак с молодыми девушками.
Пхулан Деви стала не просто женой Викрама, но и сама стала участвовать в грабежах банды на территории штатов Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш. В основном банда грабила деревенских жителей из высших каст, похищала богатых землевладельцев с последующим требованием выкупа за их освобождение, а также совершала железнодорожные ограбления. После каждого преступления, Пхулан Деви посещала храм индуистской богини-воительницы Дурга и благодарила её за защиту. В промежутках между преступлениями члены банды прятались в ущельях реки Чамбал в округе Дхолпур соседнего штата Раджастхан.
Некоторое время спустя в банду вернулись братья Шри Рам и Лала Рам, принадлежащих к высшей касте Тхакур. Они были возмущены убийством лидера банды членом более низкой касты. Шри Рам стал домогаться Пхулан, но Викрам заставил его извиниться перед девушкой, что привело к напряженности в отношениях между новым главарём и братьями. В ответ во время грабежей Шри Рам начал бить и оскорблять маллахов. Это вызвало недовольство бандитов из числа маллахов, многие из которых покинули банду. Одновременно Шри Рам привлекал в банду тхакуров. Викрам предложил разделить банду на две, но Шри Рам отказался. Вскоре после этого, Шри Рам и другие бандиты-тхакуры попытались убить Викрама и Пхулан, которым удалось спастись. Однако, позже Шри Рама добился своего, убил Викрама, а Пхулан похитил и запер в деревне Бехмай. Где её сделали его секс рабыней. Ей тогда было всего 17 лет. Ее водили голой по улицам, осыпали оскорблениями за то, что она, выходец из низших каст, была на равных с мужчинами в банде Викрама. Продолжались измывательства три недели. Потом девушке удалось сбежать. Пхулан вместе с Ман Сингхом, сподвижником Викрама, собрала банду из числа маллахов и совершила серию жестоких ограблений в Северной и Центральной Индии, жертвами которых в основном становились представители высших каст. Некоторые говорят, что Пхулан грабила только людей высших каст и делилась добычей с низшими кастами, но индийские власти настаивают, что это миф. Через семнадцать месяцев после побега из Бехмая, Пхулан вернулась в деревню, чтобы отомстить. 14 февраля 1981 года она и другие бандиты вошли в деревню, одетые как полицейские. Местные тхакуры в это время готовились к свадьбе. Бандиты потребовали, чтобы похитители Пхулан, в первую очередь Шри Рам, были выданы вместе со всеми ценностями в деревне. Подробной информации о том, что именно произошло, нет, но, как говорят, Пхулан удалось опознать двоих мужчин, которые ранее насиловали её. Не сумев найти всех похитителей, она приказала своим бандитам собрать всех молодых тхакуров и расстрелять их под крики "Богиня Джай Дурга Мата!" Были убиты двадцать два мужчины, большинство из которых не участвовали в её похищении или изнасилованиях. Позже Пхулан Деви утверждала, что она сама никого не убивала — все убийства были совершены членами её банды.
От кровавой бойни содрогнулась вся Индия. После резни в Бехмае ушёл в отставку главный министр штата Уттар-Прадеш В. П. Сингх. Группировку Пхулан Деви искали тысячи полицейских и несколько вертолётов, но бедняки помогали банде уйти от преследования, хотя за голову атаманши объявили награду.Популярность бандитской королевы привела к тому, что на рынках в штате Уттар-Прадеш начали продавать куклы Пхулан одетой как богиня Дурга. Полиция устраивала грандиозные облавы, но поймать шайку не смогла.
В течение двух лет полиция не могла захватить Пхулан Деви. В конце концов правительство Индиры Ганди решило начать переговоры. К этому времени состояние здоровья Пхулан значительно ухудшилось, а большинство членов её банды были мертвы. В феврале 1983 года она решила сдаться властям. Тем не менее, Пхулан заявила, что не доверяет полиции штата Уттар-Прадеш, и готова сдаться только полиции штата Мадхья-Прадеш. Она также настаивала, что сложит оружие только перед портретом Махатмы Ганди и индуистской богини Дурги. Она поставила перед властями и другие условия, в частности подтвердить отказ от смертной казни и приговорить других членов банды не более чем к восьми годам тюрьмы.
Безоружный начальник полиции встретил Пхулан и сопроводил до города Бхинд, где она положила свою винтовку перед изображениями Ганди и богини Дурги. В городе её встречали главный министр штата Мадхья-Прадеш Арджун Сингх, около 10 000 человек и 300 полицейских, чтобы арестовать Пхулан и других членов банды.
Пхулан Деви была обвинена в 48 преступлениях, в том числе было выдвинуто 30 обвинений в бандитизме и похищениях людей. Вопреки обещаниям властей, «Королева бандитов» 11 лет провела в тюрьме. Всё это время шло следствие. В течение этого периода, она была прооперированна по поводу кисты яичников, получив ненужную гистерэктомию. Как позже сообщалось, врач, делавший операцию, сказал, что «нечего плодить новых Пхулан Деви». Только в 1994 году правительство штата Уттар-Прадеш во главе с социалистом Малаямом Сингом Ядавом сняло все обвинения выдвинутые против Пхулан Деви. Большую роль в её освобождении сыграл Вишамбар Прасад Нишад, лидер сообщества рыбаков Nishadha.
В тюрьме Пхулан научилась читать. Её проснувшееся полудетское наивное сознание поразила мысль о существовании законов. Она решила заняться политикой, чтобы добиваться справедливости и равенства каст для всех самых незащищённых слоёв населения страны. Она перестала поклоняться богине смерти и приняла буддизм. Принятие буддизма - лучший способ в Индии оказаться выше кастовой системы и показать всем кастовым людям пример выхода из каст.
После освобождения Пхулан из тюрьмы партия Самаджвади, представляющая интересы низших индийских каст, сделала ее своей "иконой". В 1996 году она была успешно избрана в нижнюю палату парламента Индии 11-го созыва от избирательного округа Мирзапур в штате Уттар-Прадеш как кандидат региональной Социалистической партии штата Уттар-Прадеш Самаджвади. После выборов 1998 года она потеряла место в парламенте, но в 1999 году вернулась в Лок Сабха и оставалась депутатом до своей смерти. Сказка об индийской Золушке, казалось, подошла к счастливой развязке. Бывшая разбойница создала партию, защищающую представителей низших каст и дважды избиралась в парламент. Вышла замуж за преуспевающего бизнесмена и переселилась в Нью-Дели. Пхулан Деви считалась главным специалистом по правам женщин в Индии и была нарасхват у иностранных журналистов.
21 июля 2001 года, на Пхулан Деви около ее дома в Нью-Дели напали трое мужчин в масках. Расстреляли в упор, всадили пять пуль( три в голову и две в туловище), застрелили телохранителя и скрылись. Ей было всего тридцать восемь лет. Пхулан была доставлена в ближайшую больницу, где и умерла. Главным обвиняемым в её убийстве стал Шер Сингх Ран по прозвищу Панкадж, позже он сам сдался полиции. Он утверждал, что убил Пхулан Деви желая отомстить за резню в Бехмае и получил пожизненный срок.
В 1994 году Шекхар Капур снял фильм «Королева бандитов» о жизни Пхулан Деви, основанный на вышедшей в 1993 году книги Мала Сена «Индийская королева бандитов: Подлинная история Пхулан Деви» (India’s Bandit Queen: The True Story of Phoolan Devi). Пхулан Деви была недовольна фильмом, считая что он неточно передаёт её историю, и боролась за запрет на показ картины в Индии. Она даже угрожала сжечь себя, если фильм не будет снят с проката. В конце концов, Пхулан сняла свои возражения после того, как ей заплатили 40 000 фунтов стерлингов. Фильм принес ей международное признание. Позже индийская писательница Арундати Рой, известная своими левыми взглядами, в своей статье The Great Indian Rape Trick обвинила Капура в эксплуатации образа Пхулан Деви, а также в искажении и её жизни, и её значения.
Хотя Пхулан была практически неграмотной, она с помощью зарубежных авторов Мари-Терез Кюни и Пола Рамбали выпустила свою автобиографию под названием «Королева бандитов Индии: Удивительное путешествие индийской женщины от крестьянки до международной легенды».
Источник: https://vk.com/wall-77979572_14533