Найти тему
Cosmoscow Mag

Кто о чем: интервью с художниками Дмитрием Окружновым и Марией Шаровой

Дмитрий Окружнов и Мария Шарова
Дмитрий Окружнов и Мария Шарова

Сегодня мы поделимся третьей частью нашей серии интервью, в которой беседуем с художниками, получившими в начале февраля грант Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow.

Наши новые герои
художественный дуэт Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой. Мы поговорили с ними об особом влиянии разрушающейся мастерской в конструктивистском ДК на создаваемые произведения, о работе в диалоге друг с другом и о сосуществовании руин и интернета.

Есть ли у вас сейчас свое пространство/мастерская и где?

15 лет назад мы начали снимать помещение в бывшем Доме Культуры «Нардом» в городе Кинешма Ивановской области. Для нас было очень удобно иметь большую мастерскую, что позволяло нам работать над крупноформатными холстами. ДК «Нардом» был построен в 20-е годы прошлого столетия в конструктивистском стиле. На его строительство деньги собирали рабочие комбината. Раньше это здание было сосредоточением культуры, а сейчас оно в полном запустении, частично разрушенное. Ты там существуешь внутри руин — и одновременно с интернетом.

Это место очень важно для нас. Именно то, что нас окружало, и особенно наша мастерская, дали нам вдохновение и те чувства, которые мы захотели передать в своих работах. Находясь в этом здании, мы нашли свой метод: наслаивание и фрагментация. Огромный зрительный зал был больше похож на декорацию к какому-то апокалиптическому фильму. Обитые красной шерстью сиденья покрыты коконами моли. Кое-где провалился потолок, облетели краска и штукатурка со стен. С весны 2022 года мы в нем больше не работаем. Фактически, сейчас это просто руины. Это все выглядит очень символично, ведь весной 2022 года поменялось многое, и не только у нас.

Расскажите об одной вашей работе.

Для нас важно рассказать о самой первой картине, которую мы сделали для проекта «206 Partial content». Название проекта — это компьютерный код, который обозначает «частичное содержимое». Этот проект мы показали в галерее XL в 2017 году. В какой-то степени для нас именно этот проект стал знаковым и окончательно определил тему, с которой мы работаем и сейчас. Он стал для нас очень личным и в тоже время, как нам кажется, описывал то, что происходит вокруг нас. Это был проект про руины. Сетевые руины и реальные. Про попытку воссоздать историю по фрагментам, попытку загрузить ее, дополнив недостающие детали пикселями. А с другой стороны, гладкий пиксельный фон похож на экран монитора, на котором отпечатались фрагменты изображения, которые пытаются сложиться в целое.

Именно наша мастерская в ДК «Нардом» стала импульсом для его создания. Мы чувствовали, что происходит перезагрузка СССР. Люди хотят вернуться назад, но абсолютно не знают прошлого и не рефлексируют относительно него. Надо ли оживлять скелеты в шкафу и заниматься реинкарнацией того, что должно уйти в историю?

Из проекта 206 Partial content, 200х300 см. холст, масло, 2017.
Из проекта 206 Partial content, 200х300 см. холст, масло, 2017.

На картине изображен коридор заброшенного здания, каких много на просторах бывшего СССР. В этом есть такая метафора коридора или лабиринта памяти и истории и одновременно блуждание в сети. Все в запустении, в руинах, покрыто плесенью. Сама поверхность картины тоже похожа на руину. На гладкий пиксельный фон фактурно нанесена краска. Она показывает нам фрагменты утраченного изображения.

Изображение становится интересным в момент исчезновения, в момент утраты. В нем открывается что-то новое, неизведанное. Живопись как облупившаяся стена, которая под действием времени меняет свои очертания, в ней возникают новые образы, проступающие сквозь пространство. Кое-где у нас красочный слой выступает за поверхность холста, разрастается в стороны — выходит из плоскости картины. Пиксели как будто начинают достраивать реальность — или, наоборот, контент не может прогрузиться. Не то куски живописи отвалились с холста, обнажив дигитальную основу, не то цифра начала заполнять пустоты реальности.

Как обычно выглядит ваш рабочий процесс?

Прежде чем начать что-то делать, мы много обсуждаем, говорим на разные темы, анализируем мир вокруг и наше отношение к происходящим событиям. Во многом наши мысли схожи, это дает нам возможность понимать друг друга, в какой-то степени синхронизировать наше восприятие. Так появляются идеи для новых проектов.

В мастерской художников.
В мастерской художников.

Затем мы начинаем делать эскизы на компьютере, используя фото из сети. Сначала это простые наметки, визуализация разговоров. Потом эскизы все больше усложняются, отсекается все лишнее. Начинает появляться именно то, что созвучно нам обоим и является выражением наших мыслей. Этот процесс может быть очень долгим, потому что именно на стадии эскиза мы приходим к конечному варианту, как будет выглядеть будущая картина. Потом мы воплощаем эти эскизы в материале. Делаем живопись масляной краской на холсте. Краска дает дополнительную тактильность, фактурность, возможность наслаивать, переписывать. Мы можем физически ощутить момент рождения картины. Над живописью мы работаем тоже вместе. Обсуждаем, что получается. Это всегда живой процесс, всегда диалог. Картина готова, когда она ни у кого из нас не вызывает вопросов.

Вы работаете сейчас над чем-то?

Сейчас мы продолжаем работу над проектом «RM», который мы первый раз показали в 2019 году. «RM» — распространенное сокращение слова «room» — комната, и так же выглядит аббревиатура, используемая программистами для сокращения команды «remove» — удаление. Это проект про оставленные квартиры, про неустойчивость нашей жизни. Мы для своих работ используем фото из сети, потому что сами пользователи, загружая свои фото в интернет, являются своеобразным фильтром времени, индикатором, лакмусовой бумажкой действительности. Все, что попадает в сеть, мгновенно уходит в прошлое, становится историей.

Нам часто в сети попадались заброшенные, пустые квартиры. Люди оставляют привычные места жизни, потому что они не чувствуют себя в них защищенными. Причины могут быть самыми разными. От банальной релокации до простого погружения в сеть. Оставленная квартира — это как деталь времени. Постоянное наслаивание информации, реальности и интернета, сборка и разборка действительности, делают нашу жизнь неустойчивой, подверженной распаду, движению. Мы находим моменты соприкосновения сетевой повседневности и реальности, взаимодействие и взаимопроникновение одного в другой. Темы руинированности, фрагментарности, наслоения и соединения с сетевым и технологическим — наши ключевые темы. Мы работаем с сетевой повседневностью, используя при этом традиционный медиум — живопись.