Найти в Дзене
Энди Втренде Иванов

Кто же потопил "Вильгельм Густлов" на самом деле?

Десятилетия, прошедшие после ВОВ, позволяют ряд исторических событий, не вызывающих сперва никаких дискуссий, трактовать не столь однозначно. К таким можно отнести и удивительный подвиг подводной лодки С-13 под командованием А.И.Маринеско  по потоплению пассажирского лайнера «Вильгельм Густлов» ненастной ночью 30 января 1945г. Удивителен он прежде всего тем, что скромный капитан 3 ранга, не потопившей до конца войны ни одно судно, сумел в одном походе  пустить на дно два пассажирских лайнера, идущих под прикрытием боевых кораблей. Да я не оговорился - и транспортник «Хелена» водоизмещением 700 тонн, и «Зигфрид»(563 тонн) не были пущены ко дну в 1942г., хотя в отчетах командира А.И.Маринеско утверждалось обратное, да и   их тоннаж был увеличен в десять раз (7000  и 5000  соответственно). Ордена Ленина и Красной Звезды были благополучно присвоены за промах торпедой по «Хелене» и четыре торпеды в «молоко« по « Зигфриду» (он получил повреждения в результате артиллерийского о

скоро 80 лет "подвигу"

Десятилетия, прошедшие после ВОВ, позволяют ряд исторических событий, не вызывающих сперва никаких дискуссий, трактовать не столь однозначно.

К таким можно отнести и удивительный подвиг подводной лодки С-13 под командованием А.И.Маринеско  по потоплению пассажирского лайнера «Вильгельм Густлов» ненастной ночью 30 января 1945г. Удивителен он прежде всего тем, что скромный капитан 3 ранга, не потопившей до конца войны ни одно судно, сумел в одном походе  пустить на дно два пассажирских лайнера, идущих под прикрытием боевых кораблей.

Да я не оговорился - и транспортник «Хелена» водоизмещением 700 тонн, и «Зигфрид»(563 тонн) не были пущены ко дну в 1942г., хотя в отчетах командира А.И.Маринеско утверждалось обратное, да и   их тоннаж был увеличен в десять раз (7000  и 5000  соответственно). Ордена Ленина и Красной Звезды были благополучно присвоены за промах торпедой по «Хелене» и четыре торпеды в «молоко« по « Зигфриду» (он получил повреждения в результате артиллерийского огня , но добрался до порта). Та атака "Хелены"(кстати, не замеченная немецкой стороной) в августе 1942г. была ещё омрачена одной историей - подлодка М-96 под командованием Маринеско, волею судеб, оказалась не в месте её Боевого Задания( траверса Таллин-Хельсинки, где шли сухогрузы с рудой и вооружением), а на траверсе Усть-Луги, а именно на западной оконечности острова Лавансари (ныне остров Могучий) - сто миль восточнее. Она была обнаружена нашими дозорными катерами и обстреляна из пулемётов, в предположении, что советским подлодкам в этой восточной части Финского залива делать нечего. Пришлось М-96 уйти под воду и всплыть вновь поодаль. Лишь после повторного обстрела, моряки катеров идентифицировали подлодку как свою, просто возвращающуюся на базу пусть и на пару недель раньше положенного(!).

Была ещё попытка высадки десанта на пустынном берегу Эстонии в ходе которой была утоплена надувная лодка и трое разведчиков. В донесении было отрапортовано, что группе удалось захватить важного языка - немецкого офицера, но он тоже не выплыл из перевернувшейся на высокой волне лодки. Легко поверить,что побережье Эстонии прям таки нашпиговано гитлеровцами с портфелями, полными секретных доков, но более вероятно, что этот мифический язык должен был скрасить неудачу. Так что Орден Ленина за эту вылазку разве можно считать незаслуженным?

Таким образом, обобщая боевой путь командира подводных лодок М-96 и С-13  необходимо сделать вывод, что до январского похода  А.И.Маринеско не имел ни трофеев, ни опыта попадания торпедой по малым транспортным судам.
С начала войны и до января 1945г. Маринеско участвовал всего в двух Боевых Походах будучи командиром ПЛ М-96 и двух на С-13, описанных выше, зато пристрастие к алкоголю приводило нашего героя к серии дисциплинарных взысканий, арестами на гаупвахте, исключению из кандидатов партии и т.п.

Что стоит только загул командира С-13 в день выхода в Боевой Поход под Новый Год (30.12.1944г.)., когда полсотни подводников сидят на боевых постах в холодной (около 4 градусов) слабоосвещенной подлодке и ждут только его (А.И.М.) ,кувыркавшегося сутки с финкой(или шведкой) в соседнем городе Турку. Даже вестовой не смог прекратить этот праздник и лишь под угрозой трибунала 13 января(спустя 2 недели!) Боевой Поход всё же состоялся.

-2

Перед С-13 была поставлено Боевое Задание - ввиду предстоящего освобождения военно-морской базы Клайпеды, необходимо было нещадно таки топить суда, пытающее эвакуировать немецкие войска. Формируется Боевое Задание  командованием БФ, как исходя из целесообразности применения подводной лодки на этом участке, так и с учетом информации о минных заграждениях порта, маршрутах прохода в них, прожекторных батареях, патрулировании прилегающей акватории. Действительно, Клайпеда была освобождена 28 января 1945 г. и эвакуация проходила панически - здесь бы только торпеды перезаряжай, но С-13 НЕ БЫЛО там.

Конечно, поднаторевший читатель может воскликнуть, что опытный асс мутных вод Балтики предпочел пройти ночами, нашпигованными минами двести морских миль,  до незнакомой гавани Готенхафена (ныне Гдыня, Польша) и подождать до 30 января лайнер «Вильгельм Густлов», обессмертив свое имя.

И ,действительно,в подкорректированном Журнале Боевых Действий утверждается, что подводная лодка прибыла в бухту Готенхафена уже 15 января(видимо презрев БЗ) и две недели равнодушно наблюдала за десятками транспортных судов и крейсером "Адмирал Хиппер", снующих взад-вперед.

Устаревшие конструкции наших подлодок были лишены шнорхеля-устройства позволяющего скрытно ,без всплытия , производить забор воздуха для работы дизелей и вентиляции отсеков. С-13 пришлось бы каждые двое суток всплывать для многочасовой зарядки батареи и проветрирования, что невозможно делать даже на подходе к гавани Готенхафена. Давайте разбираться.

Одно мы знаем точно - С-13 не выходила на радиосвязь, как и в предыдущие рейсы под командованием Маринеско, в отличии от общей практики взаимодействия подводных лодок и командования. Это следует из эпопеи возвращения подлодки. Она вернулась на старую базу Ханко, но за месяц плавания база подводных лодок переехала в г.Турку, где были лучшие условия ремонта и обслуживания. Пришлось С-13 тащится 100 км обратно, даже не отрапортовав по связи руководству о Подвиге.

Но дальше начинается треш запредельный - подойдя к причалу, лодка легла на дно, не отвечая на радиозапросы. СУТКИ (сутки, Карл ) Маринеско с сотоварищи добивали остатки спирта, пока ВОДОЛАЗ гаечным ключом не выстукал морзянкой приказ о немедленном всплытии и отдыхе, наконец, экипажа. Только после этого Маринеско позволил всплыть лодке и был на руках препровожден на гауптвахту. Не так возвращаются герои, потопившие два лайнера в одном походе. Ох, не так.

Автор позволяет себе предположить, что Маринеско не хотел быть  запеленгованным с установлением месторасположения С-13, тем паче уютные финские фьорды и побережье Литвы различаются даже по интенсивности радиосигнала. Фьорды Скандинавии были уже облюбованы и другой нашей подводной лодкой, да немецкий "мессер" отучил тот экипаж вольготно отлёживаться днём в надводном положении.

Давайте покинем  нашего Героя, ожидающего трибунала, и мысленно перенесёмся в бурную 5-тибальную ночь 30 января 1945г. в гавань Готенхафена, откуда вышел лайнер «Вильгельм Густлов» с почти десятью тысячами эвакуированных военнослужащих, раненных и мирных жителей. Обычной практикой проведения таких судов было сопровождение его минным тральщиком (торпедоловом), т.к. одних плавающих мин на Балтике было несколько тысяч. Но минный тральщик был вынужден вернуться в порт из-за течи и лайнер проследовал по маршруту в сопровождении миноносца «Лёва», идущего позади.

В 23.55 лайнер содрогнулся от двух взрывов (со слов очевидцев) и он стал кренится. Капитану, взявшему на себя ответственность в проведении судна без тральщика - как никому - была выгодна версия подводной лодки, которую в глаза никто не видел; так в сообщениях шведской печати, радиограммах и т.п. стала приоритетной именно эта версия. Ещё и при проведении спасательных работ капитан подошедшего  траулера Т-36, приняв полтыщи пассажиров «Вильгельма» прекратил спасение, сославшись на якобы след от торпеды (в условиях-то пятибального шторма) и поспешил в порт. Через час лайнер затонул и спасти удалось лишь 1239 человек.

9 февраля пассажирский лайнер«Штойбен» напоролся на мину (здесь капитан был чёток) и затонул за 1,5 часа. Из 4200 человек спасено около семисот.

Из перехваченных радиограмм и публикаций газет понемногу возникает в сумеречной дымке зимней Маркизовой Лужи очертание грядущего Подвига. Есть два лайнера, покоящимся на дне морском и только одна подлодка, бывшая в походе в это время. И рождается политдонесение, пусть с опозданием, 6 марта , «О боевом походе ПЛ С-13 БПЛ КБФ», в котором, ожидающий суда, Маринеско, волею судеб, становится мастером ночного преследования, кинжальных атак и блестящего лавирования. Пусть он не знает, сколько продержался «Густлов» на плаву (не 5 минут - так он «топил» все корабли, а час), с какой стороны пробоины (польские аквалангисты увидели две с правой, а не три с левой стороны); пусть история двухчасового преследования в надводном положении в сопровождении немецкого миноносца выглядит фантастично - цель достигнута.

Можно поднакрутить и байкой про подныривание(!!!) под «Густлов», чтобы зайти со стороны темного берега (а до берега 28 км); байкой ,что с миноносца запросили прожектором подтвердить принадлежность, а их по морзянке послали по известному адресу и всё прокатило. Штурман Редкобородов с 20 глубинных бомб, которыми якобы глушили подлодку дошел до 200, уточнив впоследствии - до 240 (хотя при спасательных работах их применять просто нельзя).
Обратно плыли - с немецкой подлодкой дуэлировали на торпедах - от семи штук увернулись - вот оно как (немецкими документами не подтверждено, а здравым смыслом опровергается на раз).

С "потопленным" «Штойбеном», да так озорно - двумя кормовыми торпедами - вообще не заладилось. Радисты расшифровали радиограмму о потоплении легкого крейсера «Эмден» (он еще пиратствовал в Первую мировую) - больно по морзянке похож на «Штойбен». Так до середины 50-х годов и считалось, только потом поправились. Силуэты же легкого крейсера и огромного 14 тысяч тонн водоизмещения пассажирского лайнера схожи до совпадения (шутка).

Едва Героя Советского Союза не дали, да Александр Иваныч остался себе верен - если верить байке -на огромные за потопленные суда деньги купил мерседес в Турку и перевёз на своей ЭСке (на сколоченном помосте) в Кронштадт, где катаясь в привычном состоянии задавил кого-то.

Дали орден Красной Звезды и отправили 20 апреля 1945 г.(!) в проверочный поход с контр-адмиралом Стеценко. До 23 мая(!!!) всё проверяли, проверяли. Алло-война то уж кончилась-зачем мучить экипаж. Нет уж позвольте-выявили полную профнепригодность-сорвал все семь выходов на атаку. Оценка боевого похода-неудовлетворительная. Повозили капитана 3-го ранга фейсом по штурманскому столу да и уже  в ноябре 1945г. демобилизовали со флота.

Не хочется будировать последующие перипетии биографии списанного подводника - два уголовных дела по хищению, два года лагерей и смерть от рака пищевода в 50 лет.

Как перед глазами картина - стоит Александр Иванович на капитанском мостике С-13, выжимает из изношенных дизелей паспортные 19 узлов(при 5-ти бальном шторме скорость падает на 30 %), весь в замёршем льду от брызг и два часа преследует, преследует; даже на миноносец «Лёв», идущий в километре сзади от«Густлова», не взглянет.

Или нет - попивает медицинский успокоитель среди сосен финских фьордов УУсикаупунки - ведь тоже хорошо. Какой картине верить?