Критики часто называли его «Русским Сезанном». И находили в картинах влияние могучей живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Хотя сам мастер, замечательный художник Сергей Иванович Петров (1918-2006), почти всю жизнь проживший в Болгарии, но всегда считавший себя русским, говорил, что наибольшее влияние на него оказали Рембрандт, Ван-Гог и Руо.
Он родился в России в 1918 году в Челябинске, а умер в 2006 году в Софии, почти в полной нищете. Кавалер двух орденов Кирилла и Мефодия, прекрасный живописец Петров оказался почти невостребованным в новые времена. И лишь слава, в конце жизни пришедшая в России, скрасила ему последние годы.
Его отец, болгарин по происхождению, сумел создать своё собственное, крепкое хозяйство в деревне Першино, рядом с Челябинском. В год великого перелома несколько болгарских семей, живших в СССР, обратились с письмом к болгарскому монарху Борису III с просьбой принять их на исторической Родине. И чудо произошло. Будущий художник с родителями переехал в местечко Копривец, а накануне второй мировой они поселились в Софии.
Но Урал, русские горы и долины навсегда остались с мастером. Может быть, оттуда он вынес свою манеру письма, свой мощный, суровый, фактурный стиль.
Дальше была гимназия, Академия Художеств, где Сергей Иванович обучался у знаменитых болгарских художников, европейски образованных педагогов Николо Маринова и Илии Петрова. Во время оккупации вместе с родителями помогал партизанам – за эту помощь принял смерть его отец. Но никогда ни он, ни его мать, простая русская крестьянка, не искали никаких льгот и наград, хотя могли получить их по существовавшим болгарским законам. «Убили моего отца, и я не могу получать деньги за его смерть», – говорил он.
Надо сказать, что Сергей Иванович и дальше всегда поступал так, как подсказывала совесть. Отказывался писать партийных бонз, хотя портретистом был замечательным и умел очень точно схватить какое-то душевное движение, присущее герою его работы. Но, пожалуй, наибольшего успеха этот удивительно талантливый человек достиг в пейзажах.
Болгарские древние городки, медовые горы Мелника, местечко Копрившиц, спрятавшееся неподалёку от долины роз, узкие улочки Добруджа, Родопи, Трявны. Несколько раз он выезжал на пленэры в СССР, и его привлекали, естественно, не громады строек. Он писал северные деревни, поля Чувашии под тяжёлым серым небом. Яркие, сочные краски Петров больше использовал в натюрмортах.
Колористом Сергей Иванович был исключительным.
Цвет его картин нёс какую-то потрясающую жизненную силу. Его работы возвращали к лучшим поискам русской живописи 1920-х годов. Недаром Председатель Российского фонда культуры Н.С. Михалков говорил, открывая выставку Петрова в Болгарском культурном центре на Ленинградском проспекте в Москве, что стиль Сергея Ивановича напоминает ему работы его деда, Петра Петровича Кончаловского».
Именно с Российским фондом культуры связана слава мастера в последние годы жизни. В ноябре 1998-го состоялась уже упоминавшаяся выставка в Москве. Потом последовал вал публикаций. Привыкшие и не удивляющиеся ничему искусствоведы и художественные критики не скупились на похвалы. Имя художника, долгое время бывшее в тени, буквально заблистало на небосклоне современного искусства.
Сергей Иванович всегда подписывал свои работы «СерП». На следующий год выставка мастера открылась в его родном Челябинске, в областной художественной галерее, а затем совместными усилиями Фонда культуры и РАО «ЕЭС России» ещё более 300 работ мастера были переданы в Россию.
Несмотря на то, что большую часть своей жизни Сергей Иванович Петров прожил в Болгарии, он всегда ощущал себя русским и гордился паспортом СССР. Российского гражданства оформить не успел.
Материал подготовлен главным хранителем Российского фонда культуры Ольгой Земляковой совместно с историком и исследователем русской эмиграции Виктором Леонидовым.
Фото: Российский фонд культуры