Казалось бы, что общего между концертом с участием арфы (плюс, в одном случае, в сопровождении флейты, а в двух других – рояля) и Василием Васильевичем Капнистом, русским поэтом и драматургом, со дня рождения которого в феврале 2023 года исполнилось 265 лет? Кстати, феврале и по старому юлианскому (12 февраля), и по новому григорианскому (23 февраля) стилю/календарю.
А? Что общего? Нет ответа? Или есть?
На первый взгляд общего разве что сам февраль («набрать чернил и плакать»… причём, навзрыд). Но чернила и плач – это совсем из другой поэтической оперы. Капнист и Пастернак вовсе не близнецы-братья (кто же из них более матери-истории ценен?).
Арфа и Капнист. Капнист и арфа. Где связь (времён или любая иная)? Решил я найти ответ на вопрос лично.
И вечером 25 февраля отправился в библиотеку Чехова на Страстной бульвар, где, согласно анонсу, в честь очередного –летия Капниста и должен был состояться концерт.
***
Гляньте-ка на фотоснимок ниже!
Зацените строгий и пронзительный взгляд прелестной девчушки.
Прямо, как у русского царя Ивана Грозного. Чем не царица?
Впрочем, взгляда Ивана Васильевича я не видел. Сравнение вырвалось невзначай/инстинктивно/рефлекторно, как будто по шаблону. Или по ошибке/промашке.
Да и вообще взгляда Грозного никто из ныне здравствующих не видел (и слава богу!), все знают о нём только из письменных весьма ангажированных источников да с чужих слов, почерпнутых, кстати, из тех же самых источников.
А тут строгий взгляд и красавицы, и царицы – вот он, наяву. Могут увидеть все, ибо я его поймал. Не в ловушку, ибо он мимолётный. Как поймал, так и отпустил в свободный полёт. «А в клетке ему томиться тоже ведь не годится» (с).
Однако прямо в душу западает и трепет вызывает.
(О! Вот оно, моё внезапное озарение. Думаете, совпадение, что у поэта Капниста и царя Грозного было одно и то же отчество? Васильевич! Совпадение? И я тоже думаю, что отцы у них были разные! мы с вами, дорогие читатели, единомышленники).
Но вот взгляд красавицы уже смягчился (правда, и глаза оказались опущенными долу и прикрыты чудесными длинными ресницами), а на губах заиграла смущённая улыбка. Видимо, девушка заметила моё пристальное (и, особо подчеркну, здоровое) внимание.
Делаю вывод: значит, девушка, кроме того, что талантливая, ещё и скромная.
Подумалось:
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Красавица ничего и не пела, а настраивала арфу. Бреньк-бреньк-бреньк!
…Короче, всего-то-навсего шла настройка музыкального инструмента на рабочий лад.
Работаем, девушка, работаем!
Короткое видео настройки тут:
***
Народ тем временем подтягивался и рассаживался по местам (или на местах?). Хотелось продолжить: согласно купленным билетам. Но нет! Кто первый на какой стул сел, того и тапки. Тем паче, что яблоку было где упасть и даже разгуляться – свободных мест хватило на всех и даже излишки остались. Известным местом можно было сразу и два места занять (прошу прощения за тавтологию и за «образ» – успели его представить?).
Лица у всех были одухотворённые – вероятней всего, потому, что пожилые.
Молодёжи – раз-два и обчёлся, но и у неё лица тоже были одухотворены.
***
Спойлер: а вот эта стоящая на высоких каблуках девушка в чёрном платье, держащая в руках «бумажные подсказки» к биографии и творчеству Капниста, будет ведущей нашего вечера.
Ей одной предстоит сегодня говорить речи (остальные будут играть/заниматься музыкальным творчеством и молчать), поэтому «подсказки» высоким каблукам крайне необходимы (возможно, чтобы даты жизни Капниста не перепутать или без запинки продекламировать его стихи).
Ну, вот теперь точно можно сказать, что «театр уж полон, ложи блещут» (с).
Хоть тут вам и не «здесь» и тем паче не «там», то бишь тут вам не театр, а публичная библиотека. Впрочем, у театра и библиотеки есть много общего: они обе начинаются с вешалки.
«Жить хорошо, а хорошо жить – ещё лучше!» (с)
В общем, люди – они, как Боги. Жаждут.
«Боги жаждут» (с)
Можно начинать.
Девушка-ведущая не стала тянуть кота за хвост, и без взмаха рукой сразу объявила первый номер программы (с корабля на бал).
– …Жан Крас. «Сюита для флейты и арфы». Исполняют солисты Большого театра Елизавета Симоненко (арфа) и Станислав Ярошевский (флейта).
Не просто с корабля на бал, а с места в карьер.
И понеслась душа в рай. И пошла писать… вернее, плясать губерния. Ещё вернее, не первое и не второе, а третье – играть (плясать всё же поближе к смыслу, ибо пляшут обычно с мелодией или под неё, а тексты чаще всего пишут без музыки, в полной тишине, чтобы ничего не отвлекало, не мешало озарениям и прозрениям в вечность).
Играть. Да-да, вот так! В библиотеках нынче не только выдают для прочтения книги и/или в читальных залах их читают, но и играют на арфах и флейтах (и не только на них, могут и на нервах).
Я, кстати, потом заглянул в источники: оказалось, что этот Жан Крас (который композитор) был французским военным моряком и даже большим начальником – контр-адмиралом. Интересно кто-нибудь из наших/русских/российских контр-адмиралов музыку сочинял? Впрочем, некий аналог всё-таки есть. Отечественный министр обороны, к примеру, в свободное от основной работы время занимается резьбой по дереву (работает в жанре корнепластики – это изготовление скульптур из переплетённых корней, сучьев, веток и различных наростов) и свои творческие прорывы/достижения выносит на суд Божий, а также на суд не только прогрессивной, но и широкой общественности. Устраивает выставки для всех желающих приобщиться к его творчеству граждан.
Кажется, я увлёкся и отвлёкся от основной темы.
...Возвращаюсь в мир реальности.
…Послушать небольшой кусочек арфы и рояля (хотя в реале мелодия звучала минут 10-15) тоже можно тут:
... и тут:
Продолжение следует.
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7