Летом минувшего года "Большую землю" и Крым удалось соединить материковым маршрутом, пролегающим уже вне зоны контроля украинских силовиков. Долгожданный путь позволил серьёзно разгрузить имевшиеся до той поры пути сообщения, однако у "первооткрывателей" дороги остались двоякие впечатления по некоторым пунктам. Корреспондент ИА Новороссия на личном опыте решил выяснить, какие проблемы остались, а какие удалось решить за полгода.
Непросто, но необходимо
Первое замечание, которое пришлось слышать от знакомых, опробовавших новый маршрут ещё минувшим летом, касалось, само собой, состояния дорожного полотна. Освещение, разметка, качественные знаки – всё это, безусловно, важная составляющая, но что это значит, когда на дороге отсутствует главное – дорога?..
Обратившись за ответами на вопросы в Интернет, довелось повстречать немало комментариев от автомобилистов, касающихся неудовлетворения состоянием трассы. Хотя, в то же время, достаточно было и вполне положительных отзывов, как и свидетельства товарищей: проблемные участки есть, но это терпимо.
Действительно, такие сохранились и спустя полгода. Первый встречает меня непосредственно в Мариуполе: навигатор прокладывает дорогу вдоль печально известной «Азовстали», где машину начинает потряхивать, когда я раз за разом проезжаю выбоины, рождённые осколками тяжёлых снарядов. А вот сами воронки, которые оставались до недавнего времени, ликвидировали, закатав слоем асфальта. Мера, понятное дело, промежуточная, но, во всяком случае, уже можно передвигаться, не рискуя не просто остаться без колеса, но и подписать себя на серьёзный ремонт ходовой.
Ещё пара небольших отрезков, требующих ремонта, встречаются где-то в средине пути, и самым сложным становится участок от Мелитополя до Геническа. Здесь навигатор начинает неистово прибавлять ко времени прибытия минуту за минутой, раскрашивая проложенный маршрут сначала в жёлтый цвет, сигнализирующий о заторе, а затем и вовсе в красный – констатирует пробку. И без того едва ползшие автомобили останавливаются окончательно, и пока я размышляю на тему того, что могло стать причиной такому повороту событий, взору открывается картина масштабной стройки.
Десятки единиц техники всех видов и дорожные рабочие не просто латают дыры, но снимают украинское «наследство» с глаз долой, на его место прокладывая нормальный асфальт. Регулировщики останавливают нашу полосу, давая возможность проехать встречке, а после этого трогаемся уже и мы.
Почти полтора часа приходится проходить совсем уж незначительную дистанцию. Непросто, но необходимо: это значит, что уже совсем скоро здесь также будет пролегать высококачественная трасса, а не то, что Украина по какому-то странному стечению обстоятельств смела называть дорогой.
В целом, кстати, дорожная техника встречается повсеместно, и даже на тех участках, которые не требуют внимания. Там сейчас идёт процесс расширения дорожного полотна, что сулит ещё больший комфорт и удобство для водителей. Ну а в остальном же, подытоживая тему с укладкой нового асфальта, можно добавить только одно: идеальный, на мой взгляд, промежуток между Новоазовском и Мариуполем. Кому доводилось ездить «на юга», конечной точкой маршрута куда была до СВО Саханка, прекрасно помнят, что возвращение в Донецк непременным атрибутом своим имело звонок знакомым автомеханикам с вопросом, когда можно будет подъехать. Сегодня эту дорогу не узнать.
Лишнего не бывает ничего
Жизненный опыт уже давно продиктовал необходимость иметь в багажнике хотя бы небольшую канистру с топливом: если не пригодится в экстренной ситуации себе, то запросто можно выручить попавшего в неприятную ситуацию незнакомца. Ставшие одно время стабильными трудности с приобретением топлива на заправках в ДНР добавили к этому стремление всегда иметь полный бак, вне зависимости от того, сколько придётся добавить: двадцать литров, или пять.
Выезжая в сторону Крыма, привычно «заливаюсь» под завязку, наблюдая за тем, как стрелка на приборной панели уходит к своему наивысшему значению. Уже через несколько часов это обстоятельство будет серьёзно поднимать настроение, ибо думать о том, что могло бы случиться в дороге…
АЗС по пути следования, как привыкли мы представлять их, едва слыша слово «трасса», здесь практически нет. После Мариуполя предоставляется возможность заправиться газом и бензином, а вот необходимого для моей машины дизельного топлива – не сыскать. Быть может, не разглядел, но первая заправка с ДТ встречается только в Приморске, а это, на минуточку, 300 километров от точки старта, так что вариант с тем, чтобы заправиться, когда понадобится, для автомобилистов должен быть отметён сразу: ехать только с достаточным количеством топлива.
Нерабочих и брошенных АЗС по маршруту следования вполне хватает, и на первый взгляд кажется, что их вполне можно было бы восстановить и запустить. Однако, на мой взгляд, на это вряд ли найдутся желающие, ибо речь идёт об очередном примере печального украинского наследства – о том, что должно было быть проглочено и переварено историей тёмных лет, но в этой удивительной стране сумело выжить, как-то мимикрируя с общей действительностью.
Безусловно, могу ошибаться, но общее впечатление складывается такое, что в России заправки уже давно трансформировались в отдельный ареал, перестав быть исключительно точками приобретения топлива. Те же, которые остались, стремительно сокращаются в количестве, уступая место крупным сетям, предлагающим и заправить машину, и обслужить, и, заодно, пообедать, вспомнив, что забыл купить в дом и для него. Украина, за исключением пары брендов, таким похвастаться не могла, а потому даже весьма серьёзная трасса, некогда соединявшая сразу несколько областей бывшей страны, была оборудована только АЗС, больше напоминающими придорожные уборные.
Впрочем, сомнений нет: уже скоро, едва только линия фронта будет сдвинута дальше, а трафик начнёт неумолимо расти, вдоль трассы запестреют яркими вывесками привычные нам бренды, приглашающие на чашку кофе и горячий хот-дог.
К слову, раз уж зашло о пропитании, то и об этом необходимо позаботиться заранее. Шансов приобрести что-то по пути, снова же, до Приморска, не будет. Один только раз, в непосредственной близости к посту правоохранителей, я заметил небольшую торговую точку, но ориентировалась она, по-видимому, как раз на военнослужащих и полицейских, предлагая горячие чай и кофе. Чуть поодаль – совершено неожиданно торговали сушёной рыбой, также наливая кофе.
- Э, нет, брат, нет такого, не продаём, - как-то виновато сказал пожилой продавец на мой вопрос о том, нет ли воды или в целом какого-то напитка. – Кофе могу сделать! Из аппарата! Очень вкусный кофе! 50 рублей!
Вежливые люди не в кино
Несколько лет назад, в рамках очередной бессмысленной и беспощадной интернет-дискуссии по принципу «бей своих, чтоб чужие боялись», довелось столкнуться с мнением, будто бы образ «вежливых людей» не только не на пользу нашей армии, но и наоборот – играет в обратную сторону. Приверженцы этой идеи сходились во мнении, будто мы, выступая в таком свете, пытаемся казаться хорошими для врага.
Текущие события наглядно демонстрируют, что у этой теории с действительностью общего ничего нет. По отношению ко врагу наши солдаты на поле боя пощады не знают, проявляя милость только в общепринятых (но только не Украиной) случаях, как, скажем, ситуации с военнопленными. И всё же, наша армия – это и есть вежливые люди.
Вежливые люди, ведущие освободительный поход, возвращающие русские земли и освобождающие мирное население от гнёта нацистской оккупации. И в очередной раз ярко и бескомпромиссно проявляется это в ситуациях на блок-постах, через которые приходится проезжать и наблюдать всё своими собственными глазами. Манера общения, готовность прийти на помощь и подсказать, вежливость и открытость вряд ли кого могут оставить равнодушным.
Финальной проверкой становится пост на въезде в Крым. Здесь приходится ждать дольше всего, ибо происходит полная проверка и документов, и багажа, и автомобиля. И, тем не менее, всё равно всё проходит предельно вежливо, а правоохранители и военные делают всё, чтобы сделать обязательную процедуру максимально комфортной для граждан.
На этом отрезке дорога также требует внимания, и никаких сомнений, что скоро она будет восстановлена. А пока же, нас приветствует полуостров: русский Крым встречает первым днём русской весны. Позади – 730 километров.