О польском кино заговорили после появления «Польской школы кинематографа» — объединения польских режиссеров и сценаристов. Как и другие её представители, Анджей Вайда в своем кино исследовал характер польского народа, его роль во Второй мировой войне и попытки вернуть свою независимость. О польском кино заговорили после появления «Польской школы кинематографа» — объединения польских режиссеров и сценаристов. Как и другие её представители, Анджей Вайда в своем кино исследовал характер польского народа, его роль во Второй мировой войне и попытки вернуть свою независимость.
Усиление цензуры в 60-е годы вынудило таких талантливых режиссеров, как Роман Полански и Ежи Сколимовский уехать из страны. После их эмиграции польское кино неожиданно обрело вторую волну популярности.
Новое послевоенное поколение критиковало режим через личные истории, пытаясь обойти прямого осуждения власти. Так, Кшиштоф Занусси в своей картине «Защитные цвета» через сатиру рассуждает на темы бюрократии, гендерного и социального неравенства: по сюжету студенты стараются примкнуть к обществу профессоров и даже очищают для ректора вечно грязный бассейн.
Современное польское кино трезво оценивает свою историю; режиссеры высказываются на актуальные вопросы и не боятся экспериментировать. Вот некоторые примеры: лента «Ида» Павла Павликовского рассказывает о девушке, которая пытается найти своих родителей, погибших во времена Холокоста, драма «Тело Христово» Яна Комасы поднимает темы прощения и религии, а в фильме «Иа» (номинирован на «Оскар-2023») Ежи Сколимовского часть картины мы наблюдаем глазами осла.
Для новичков: знакомство с местным кинематографом рекомендую начать с «изумруда» современного польского кино — творчества Малгажоты Шумовска («33 сцены из жизни», «Лицо»).
#кино