Для большинства любителей театра и кино актёр Леонид Броневой – это, прежде всего, Мюллер из культового сериала «Семнадцать мгновений весны». Этой ролью он сломал довольно глупый стереотип. Что греха таить, в советских фильмах было принято показывать немцев тупыми и мерзкими, похожими скорее на карикатурных персонажей, чем на реальных людей.
А Броневой показал высокопоставленного нациста – человеком умным, хитрым и опасным. Это было гораздо ближе к реальной действительности, чем вся прежняя «карикатурная» продукция. Враг получился похожим на настоящего человека, а не на «дурилку картонную».
После громкого успеха сериала председатель КГБ Юрий Андропов распорядился наградить Вячеслава Тихонова и ещё ряд актёров картины от своего ведомства. Фамилию Броневого он не вспомнил; секретарь тоже не смог ему подсказать. Андропов не стал терять времени на выяснение этого момента, и написал в своём распоряжении просто: «Мюллер».
«Это, конечно, был высший класс, а сама по себе роль Мюллера – учебник для молодых артистов», – утверждал маститый режиссёр Марк Захаров.
После «Семнадцати мгновений весны» актёр проснулся суперзвездой. Его стали повсюду узнавать на улицах, буквально не давая проходу. По воспоминаниям членов семьи Броневого, одно время он выходил на улицу, одеваясь, словно секретный агент из дешёвого шпионского фильма: в больших тёмных очках, в шляпе – чтобы не узнавали.
Но узнавали всё равно. Во время гастролей Театра на Малой Бронной в Одессе Леонид Сергеевич в таком виде зашёл в обувной магазин, и тут же ему в голову «прилетела» картонная коробка с дамскими туфлями. Броневой остолбенел от неожиданности. А какая-то женщина, пробегая мимо актёра за своей подругой, крикнула: «Простите, Мюллер, я целилась не в вас».
Броневой мог бы и не сыграть эту свою звёздную роль: изначально на неё был приглашён Всеволод Санаев, но тот фашиста играть не захотел. Сам Броневой, по его словам, тоже отказался бы, если бы в то время была хоть какая-нибудь фотография настоящего Мюллера. Ведь он абсолютно не похож на Броневого, ни капли! Если бы я это увидел – не стал бы играть, не смог – утверждал Леонид Сергеевич.
Теперь уже это мало кому известно, но ведь Броневой играл обоих главных вождей революции и основателей Советского государства. Правда, играл не в кино, а в театрах.
В начале 50-х, работая в Оренбургском областном драматическом театре имени Горького (тогда город Оренбург назывался Чкалов), Броневой играл роль молодого Ленина (Володи Ульянова) в спектакле по пьесе И. Ф. Попова «Семья».
В середине 50-х, когда перешёл в Грозненский русский драматический театр имени Лермонтова, – играл Сталина, в спектакле по пьесе Н. Ф. Погодина «Кремлёвские куранты». Действие там происходит в Москве, весной-летом 1920 года. Основной персонаж этой истории – отнюдь не Сталин, а инженер Забелин.
Однако, когда Броневой в первый раз просто вышел на сцену в гриме вождя – то зал встал, и разразился такими овациями, что актёр забыл обо всём на свете.
Потом – привык, и воспринимал это уже как должное: выходишь, ждёшь, пока закончатся бурные и продолжительные аплодисменты – и потом начинаешь произносить свой текст.
И вот однажды Броневой выходит на сцену, держит ставшую всем привычной паузу, а в зале – гробовая тишина. Что случилось?
Актёр признавался, что его бросило в холодный пот, и чуть инфаркт не хватил. Первая мысль была: «Неужели ширинка расстёгнута?»
Но причина была в другом: Хрущёв провозгласил разоблачение культа личности Сталина. Роль вождя вскоре после этого крутого поворота «линии партии» - из спектакля аккуратно «выпилили», словно и не было его в Москве 1920 года.
Зато следующая крупная роль Броневого, уже в Воронежском академическом театре драмы – принесла актёру собственную квартиру. До этого 30-летний на тот момент актёр с женой и дочкой ютился в съёмной комнате.
⚡«2 года работал на солдат Вермахта!»- как воевал отец Юрия Лужкова в годы Великой Отечественной Войны?
Броневой играл Владимира Ильича Ленина в спектакле по пьесе «Третья патетическая» Н. Ф. Погодина. Действие происходило в 1922-1924 годах. Но тяжёлая болезнь и уход вождя большевиков из жизни оставались «за кадром». Броневой играл Ленина в обычном ключе – жизнерадостного, обаятельного, всегда решительно и позитивно настроенного «живчика». Это была не главная роль (основным персонажем пьесы был чекист Фёдор Дятлов). Но это был триумф.
Броневой вообще был триумфатором не главных ролей. Например, врач в фильме «Формула любви»: совсем маленькая роль, из которой Леонид Сергеевич сделал шедевр. То же самое – герцог в фильме «Тот самый Мюнхгаузен».
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, каких солдат отправляли в лагеря после работы на немцев?