Но сначала терминология. Высокая мода- это уже контекстный перевод, Haute couture переводится как высокое шитье, или швейное мастерство. Шитье высочайшей пробы, если удобнее.
И служит оно не для того, чтобы задать прямой тренд, хотя безусловно, актуальность определяет успех. А для того, чтобы представить художника, его в буквальном смысле полет фантазии и мастерство ручной работы. Продемонстрировать уникальные материалы, результат сотен часов труда. Ну например, наборный твид в случае Chanel. Искусство ли это? Да. Мастерство? Безусловно. Это так же достойно демонстрации, как и любой другой вид изобразительного искусства. Модели одежды изготовлены, разумеется, в единственном экземпляре, и приобретают их, как правило, для коллекции, поскольку дело тут не в стоимости, а в причастности к чужому величию. :)
Модных домов, кстати, которые входят в Синдикат Высокой моды ( Chambre Syndicale de la Couture Parisienne) не так много - всего 16.
А вот для воспроизводства в промышленном масштабе существует понятие прет-а-порте(prеt-а-porter) то есть «готовое к носке» (ready to wear). Это совсем другие коллекции с другими задачами.
Они представлены в стандартных размерах, и именно эти коллекции становятся референсом для масс-маркета, на который уже ориентирован стандартный покупатель.
Зачем нужен этот кутюр если его все равно не понимает 99% населения планеты и к носке это непригодно? Затем же, зачем павлину нужен хвост. Для того, чтобы привлечь внимание к их prеt-а-porter коллекциям.
Затраты, которые уходят на создание кутюрных коллекций, всех этих перьев, выщипанных вручную/ сделанных из тончайших полимеров, ремесленных пуговиц и прочего – восполняются за счет продаж прет-а порте.
Эпатаж заставляет общество говорить о бренде, формирует шлейф и его уже гораздо более скромные в дизайне и стоимости прет-а-порте коллекции расходятся не просто на ура, а прямо-таки покрывают кутюрные расходы. Поскольку опять-таки, не стоит недооценивать желание быть причастным к чужому высокому имени.
Прет-а-порте возникли благодаря Пьеру Кардену в середине XX века. И идея адаптации изысканных моделей для массового потребителя сильно не понравилась Синдикату. Но вышло как вышло.
На фото пара примеров из последних коллекций одного и того же VALENTINO: кутюрные и ready to wear. Угадаете, где какие?
#Hautecouture #fashion #мода #индустрия #стиль