Львиную долю развития человеческой цивилизации людей тянуло к воде. Первоначально для этого использовали челны-однодревки или плотики из связанной древесины и тростника. Затем человеку удавалось создать всё более сложные конструкции, а дальность плавания увеличивалась, что сформировало потребность в механизме или устройстве, которое бы позволило при необходимости держать судно на одном месте, невзирая на течение и ветер.
Каменюга
Во времена появления судоходства — ориентировочно 5-6 тысяч лет назад — появились и первые якоря, которые представляли собой обвязанные веревками камни. Чаще всего использовали сухожилия и лианы.
Наряду с камнями первобытный человек применял мешок из кожи или корзинку, сплетённую из лозы и набитую камнем и землёй. Всё это также привязывали на верёвке и при необходимости могли поднять обратно на борт.
Конструкция обладала множеством недостатков: при опрокидывании содержимое просыпалось, веревки рвались, а узлы развязывались. Тем не менее, простота и универсальность сделали такие каменные якоря популярными практически повсеместно.
Они упоминаются в трудах древнегреческого историка Геродота, посвящённых древнеегипетской истории: во время каботажных плаваний по Нилу жители Египта применяли камни-якоря, чтобы снизить скорость судна за счёт волочения-трения камня по дну.
Такой якорь сбрасывали с кормы, и он тормозил движение. Если же возникала необходимость полностью остановить транспортные корабли, в воду скидывали до десятка таких камней, дополнительно забрасывая концы на берег и закрепляя их там на деревьях, среди прибрежных камней, либо на искусственных сооружениях.
С течением времени конструкция совершенствовалась, для упрощения крепления применяли сначала желоб, а затем и сквозное отверстие, в которое удобно было продевать верёвку. Затем появилась модификация с дырками в нижней части — в них вставляли деревянные крючья, помогавшие цеплять грунт.
Такие якоря из камня применяли не только египтяне, но и финикийцы, и римляне, и мореходы греков и карфагенян. Даже якорь знаменитого «Арго» был каменным!
Кстати, нечто похожее используется и в наши дни — на небольших рыбацких суденышках или плоскодонных катерах, в особенности в местах, где дно каменистое или илистое и якорь с крючьями попросту не нужен.
Деревяшка
А вот азиаты пошли другим путём — и сразу правильным, хотя бы в части конструктива. 5000 лет назад они делали двурогие деревянные якоря со штоком.
Для их изготовления использовали тяжёлую и плотную древесину тяжелее воды. Считается, что спустя два тысячелетия эта модель добралась до Средиземноморья (хотя отдельные историки полагают, что европейцы сами додумались).
К середине первого тысячелетия до нашей эры шток стали делать из свинца — это позволяло якорю лучше цепляться за грунт, компенсировав тем самым дефицит прижатия к поверхности.
Впрочем, нужда в штоке возникала лишь на твёрдых грунтах: в мягкий якорь заглублялся самостоятельно, под действием силы тяжести и корабля, который тянул верёвку на себя (иногда якоря подтягивали при помощи кабестана — лебёдки).
Когда появились железные якоря?
Большинство исследователей сходится в том, что самые первые металлические якоря возникли в пятом веке до нашей веры, но относительно авторов такого единства уже не демонстрируют: одни полагают, что это были греки, другие — римляне.
Среди изобретателей или, что вернее, заказчиков называют даже полумифического царя Фригии Мидаса. Уважаемый источник в лице Плиния Младшего утверждает, что конструкцию разработал грек Евлампий, а параллельно якорь с лапами на оконцовках разработали древние этруски.
Ещё один историк, Страбон, приписывает изобретение штокового якоря Анахорету, учёному скифского происхождения, перебравшемуся в Грецию и, вероятно, принесшему с Востока некую информацию об этом устройстве.
При этом важно понимать, что металлические якоря в ту пору были штучным и редким товаром: железо шло в основном на оружие, чуть реже — на доспехи и статусные предметы, а также на сельскохозяйственные орудия, и то обычно в случае плуга вся конструкция была деревянной, и только ножи с отвалами оковывали металлом.
Большую распространённость металлический якорь из железа приобрёл во втором столетии до нашей эры, когда римляне открыли крупные месторождения железа и усовершенствовали способы обработки этого металла.
До того мешала дороговизна, ведь качественное железо стоило в несколько десятков раз дороже меди и могло сравняться по стоимости с серебром (правда, не лучшей пробы), поэтому лишь очень богатые судовладельцы могли позволить себе роскошь в виде железных якорей.
Потеря такого была большой бедой, имевшей ещё и символическое, сакральное значение. Чтобы избежать утраты, после того, как якорь заканчивали делать, его освящали на алтаре Зевса, воздавая всевозможные почести и проводя таинственные обряды, и украшали росписью или затейливой резьбой: её обычно посвящали уже божествам морским, в первую очередь — Посейдону.
Относиться к этому легкомысленно было нельзя, ведь моряки Античности на собственной шкуре неоднократно убеждались, что близость к берегу в штормовую погоду может быть смертельна — при условии, если судно не уцепится одним или несколькими якорями за морское дно.
В языческой и ранней христианской традиции якорь стал символом надежды, а древние римляне считали эту символику знаком неизбежного возвращения домой после тягот плавания и приключений. Дополнительного символизма придавало то, что церковь иногда сравнивали с кораблём, а сам якорь имел довольно сильное сходство с крестом (в некоторых церквях параллели подчёркивались на вербальном и атрибутивном уровне).
Чем больше становились корабли, тем крупнее и совершеннее делались якоря. Например, на петровских линейных кораблях первого ранга было одновременно до пяти якорей, не считая хранящихся на борту запасных.
Наиболее крупный, расположенный в передней части бака по правому борту, именовали плехтом, его левого «близнеца» — дагликсом, ещё чуть ближе к миделю укладывали бухт. Шварт — запаску, если в наших понятиях — хранили в трюме за грот-мачтой. Пятый, самый маленький, звался тоем, его закрепляли следом за плехтом.
Помимо этой большой пятёрки, якорями снабжались все корабельные шлюпки, а дополнительно в комплектацию парусного корабля могло входить несколько — до десятка — верповых якорей.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Раскрыты причины страшных землетрясений в Турции и Сирии
✅ Как наши предки, неустойчивые к холоду, смогли заселить северные территории?
✅ 3 великие империи, которые когда-то правили миром — а сегодня исчезли без следа