Найти в Дзене
Горизонт Событий

Во Имя Бога Единого... (размышления о религии)

Да, немаловажно будет написать несколько слов о единобожии для чего оно понадобилось. Я не про монотеизм, признаки многобожия присутствуют, практически во всех религиях мира. Чего только христианская Троица стоит. И даже если богослужители донесут до паствы, что Бог как бы по сущности един, то пытливые умы всё равно найдут дуалистические тенденции и будут делить мир на Добро и Зло. Я о том, как Господь Бог становился своим родным для нескольких общностей. разумеется интересно читать какие-нибудь продукты мифотворчества о системе древнегреческих городов- государств, где каждый полис респектует своему кумиру. Но по сути это описание мировоззрения для общества с жёстким кастовым/классовым/цеховым делением, дабы дальше собственного носа не смотрели и занимались строго своим делом. В отдельно взятом колхозе вера в единого Бога, как бы ни к чему, слишком сложно, по понятиям разберутся. В системе нескольких населённых пунктов, это в принципе небольшое государство, тоже, кто сильнее, тот и пра
из открытых источников
из открытых источников

Да, немаловажно будет написать несколько слов о единобожии для чего оно понадобилось. Я не про монотеизм, признаки многобожия присутствуют, практически во всех религиях мира. Чего только христианская Троица стоит. И даже если богослужители донесут до паствы, что Бог как бы по сущности един, то пытливые умы всё равно найдут дуалистические тенденции и будут делить мир на Добро и Зло. Я о том, как Господь Бог становился своим родным для нескольких общностей.

разумеется интересно читать какие-нибудь продукты мифотворчества о системе древнегреческих городов- государств, где каждый полис респектует своему кумиру. Но по сути это описание мировоззрения для общества с жёстким кастовым/классовым/цеховым делением, дабы дальше собственного носа не смотрели и занимались строго своим делом.

В отдельно взятом колхозе вера в единого Бога, как бы ни к чему, слишком сложно, по понятиям разберутся. В системе нескольких населённых пунктов, это в принципе небольшое государство, тоже, кто сильнее, тот и прав. А вот когда подобные райцентры- полисы-государства влекомые синергией начинают взаимодействовать между собой, то... в условиях отсутствия международного права юридическими гарантиями служит клятва единому Господу Богу. Ну и естественно, что кто-то знал, что это Господин (знать). ну а кто-то верил, что это Бог (верующие). И вот внимание вопрос, а никого не смущает, что в слове еврей та же корневая основа, что и в слове вера!?

Ну а зачем же колхозы было в веру в Бога единого посвящать. Данью обложить можно и без этого. В какой-то момент городской культуре понадобилось форсировать процессы урбанизации- переселить деревню в город. И вот пока люди на земле верят в своих богов, никуда они с родных мест не сдвинутся, вплоть до членовредительства и суицида (это было актуально даже в середине 20в. при индустриализации СССР, даже больше это актуально и сегодня).

Кстати, чтобы не вставать дважды, процесс переселения крестьян в город носит не исключительно характер физической транспортировки, так как на селе живёт население, а в городе живут горожане -граждане, не всё так буквально и дословно, но направление я обозначил: прививание веры в Бога Единого- составная процесса формирования института гражданства. (эх, как по записям rodom_iz_tiflis скучаю…)

Существуют, конечно согласно терминологии Гумилёва «люди длинной воли», но это единицы из общей массы, просто своим ярким поведением они больше привлекают к себе внимания.

На простом уровне бытия человеку присущи и простые верования, ручей- источник воды, близлежащая роща, ну и могилы любимых предков, и уехать от них далеко очень сложно для восприятия.

Читая сказки можно не единожды наткнуться на примеры того как герой носит горсть родной земли за пазухой. Ну это свойственно не только нашему сознанию, китайцы-мигранты в XIX столетии, покидая родные края закладывали в каблуки обуви землю, так они подчёркивали, что куда бы они не уехали они ходили по родной земле. А Ост -Индская компания когда потащила сипаев в поход в Египет была вынуждена взять с собой землицы с берегов Инда, так как по их верованиям пища должна готовиться на этой земле, и никак иначе. Это примеры пережитков людей уже связанных с цивилизацией.

С ростом технического прогресса, появлением транспорта, путей сообщения, развитием городских коммуникаций появилась необходимость перемещать население, например в город поближе к производственным мощностям или куда подальше на строительство Транссиба или освоение месторождений полезных ископаемых где-то на крайнем юге Африки. И чтобы на новом месте переселенец (очень зачастую вынужденный) ментально чувствовал относительно комфортно ему и было необходимо привить Веру в Единого Бога: «Нет Бога кроме Аллаха» «Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы — одно» и тому подобное.

На раннем этапе не идёт речи об христианизации населения иудизации, исламизации, буддизации и и.д., так как данный процесс был запущен до окончательного формирования известных нам религий, здесь больше уместно говорить о приобщении человека к интересам Общества в более глобальном понимании. Человек берёт на себя некие обязательства, «связанные одной целью, связанные одной цепью», становится членом Общества в более глобальном плане, чем его село, каста, цех.