Найти в Дзене
Горизонт Событий

Суть католицизма (размышления о религии)

Хотел оформить этот материал немного по-другому, но как есть, нужен будет в ближайшем будущем, чтобы не перегружать статьи по другой теме, материал так скажем вспомогательного характера Помню вот в школе учитель по истории говорила, что в каком-то там древнем году на каком-то там Вселенском Соборе служители Римской церкви отделились от истинной Православной и создали свою католическую, а католическая вроде как союзническая, но какими они могут быть союзниками если они отделились? По большому счёту, если рассматривать Европу, церковь у восточной и западной Европы единой в 18-19 вв. быть не должна, слишком большие противоречия, сейчас объясню какие, которые технологии тех лет нивелировать были не в состоянии, а к вопросам непосредственно теологии эти проблемы относились мало. Но куда больше было противоречий на западе, между так называемыми католиками и протестантами и православными и староверами на востоке, при том, что у условных беспоповцев с условными же лютеранами взаимное равнодуши

Хотел оформить этот материал немного по-другому, но как есть, нужен будет в ближайшем будущем, чтобы не перегружать статьи по другой теме, материал так скажем вспомогательного характера

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Помню вот в школе учитель по истории говорила, что в каком-то там древнем году на каком-то там Вселенском Соборе служители Римской церкви отделились от истинной Православной и создали свою католическую, а католическая вроде как союзническая, но какими они могут быть союзниками если они отделились?

По большому счёту, если рассматривать Европу, церковь у восточной и западной Европы единой в 18-19 вв. быть не должна, слишком большие противоречия, сейчас объясню какие, которые технологии тех лет нивелировать были не в состоянии, а к вопросам непосредственно теологии эти проблемы относились мало. Но куда больше было противоречий на западе, между так называемыми католиками и протестантами и православными и староверами на востоке, при том, что у условных беспоповцев с условными же лютеранами взаимное равнодушие. Давайте разбираться в чём суть.

Уже многократно было сказано и мною повторено, что в городе живут горожане, то есть граждане, а на селе- население, первых от вторых отличает наличие некоторых прав. Город, учитывая концентрацию технологий развивается более динамично во всех аспектах кроме роста населения, что мы наблюдаем и сегодня, видимо сама природа ставит некоторые барьеры и прирост населения более высок в местностях где плотность этого населения относительно ниже (только вот не надо мне сейчас про Китай и пр., я прекрасно понимаю что я говорю).Так вот одним из инструментов по подтягиванию сельских масс до цивилизационных стандартов города и являлась церковь, как в узком (то есть как культовое заведение посреди села), так и в широком (как религиозный институт) смысле, и это была не единственная функция из широкого спектра.

Учитывая разный культурный (и прочие) уровни городской и сельской паств, религиозные составляющие для них должны быть принципиально разные, Сергей SKUNK_69, как то накинул, что Христофор Колумб- Christ for Colon, то есть религия для колоний.

Церковь с её максимальным функционалом больше нужна была на селе, чем в городе. На селе прихожанин в церкви на максималках, мог получить образование (церковно-приходская школа), элементарную медицину (обкуривание благовониями, сейчас да, это кажется малоэффективным, но когда у тебя в распоряжении один подорожник…), развлечения (вино на причастие и чтение библейских рассказов, опять же сегодня это может показаться скучным, но когда все твои развлечения это ёж…), элементарное общение- в перерыве между изнурительным трудом, просто встретиться с людьми, но вот ещё один момент, крестьянину необходимо знать грандиозную кучу всяких дат, когда сеять пшеницу, когда убирать репу, когда окучивать, когда…. самому запомнить сложно, учитывая тотальную безграмотность, здесь опять же на помощь приходит церковь: священнослужитель растолкует, что в день на святого пророка такого-то необходимо произвести следующие сельскохозяйственные действия, то есть в церковь ездили и как на производственное планирование. Взамен за все эти удовольствия отдавали церковную десятину. Таким образом- церковь служила двигателем цивилизации и несло культуру в языческие массы в обмен на натур продукт.

Как это происходило на деле? Сказать трудно, везде ведь по разному, нам из учебников пропагандирующих атеизм рисовали ужасные картинки с тотальным вырезанием населения неприемлещего церковь, как чёрт знает чего, но опять же везде было по разному. Где уровень цивилизации был низкий, там для вербовки было вполне достаточно стеклянных бус и каких-нибудь фокусов с магнитом или электричеством (помните несгораемые Библии?). Где уровень местной знати был высок, а лояльности низок, там приходилось прибегать к силе- приезжал отряд вооружённых людей- уничтожал (или увозил в город) знахаря, ведунью, тех кто мог местному священнослужителю в услугах конкуренцию оказывать, и люди уже вынуждены были приобщаться к церкви, физическое уничтожение потенциальной рабочей силы ещё двести лет назад являлось непозволительной роскошью…. Где уровень лояльности был высок, селяне сами помогали в строительстве церквей. По сути же распространение церкви, в крайне утрированном варианте можете сравнить с появлением у себя на районе сетевых магазинов «Магнит», вытесняющих магазины местных предпринимателей с рынка, да местный ларёчник вроде как и роднее, но дешевизна товара и ассортимент в супермаркете делают своё дело.

Но донести культуру до масс мало, и в принципе это мог сделать и какой-нибудь местный князёк, и ему было это сделать даже проще, и делалось, по всей Европе и России навалом историй о том как добрый барин школы да лекарни строил. Задача церкви была привести огромнейшие массы населения под общий знаменатель, соединить их так сказать воедино- католизировать.

Заходит церковь в некий регион, вступает в контакт с условным хозяйством специализирующимся на выращивании винограда. Ребята, а кто у вас тут местный святой? Некто Дионис, на день которого вы урожай собираете и дары ему приносите, так вот, это он у вас на деревне Дионис, а в цивилизованном мире все его знают как святого N, виноград вы можете собирать в тот же день, ну а вот дары заносите в местную церковь (в случае сильного непонимания текущего момента на помощь может придти взвод солдат, далее сына местного вождя надо отправить в город на учёбу, ещё можно подсадить местное население на табак, алкоголь или что покрепче… ). Таким образом католическая церковь создала грандиозный спектр святых и закреплённых за ними праздников рассчитанными на все случаи жизни. С одной стороны это была крайне удобная система для адаптации любого «язычника»- иноверца в дружную семью католических народов, хотя по сути превратило христианство в синкретическое многобожие, что напрямую противоречит его изначальным установкам (а это мы ещё не затронули что такое Бог — Святой Дух и Бог-Отец). С другой стороны, система стала настолько сложна, что простому обывателю- землепашцу или скотоводу в жизни во всех элементарных религиозных премудростях собственной церкви стало не разобраться без специально обучения. Ну и если праздник для всех общий, то ясен пень сельскохозяйственный- Пасха (почитайте здесь).

Ну и почему собственно, Пасха у восточной Православной и западной Католической не совпадали? — да элементарно из-за климатических условий, как и все остальные даты, когда в условной Франции во всю уже собирали первые урожаи, на Среднерусской возвышенности лишний раз не выходили на улицу ибо холодно… В современных условиях это всё уже является мелочами, современная наука могла бы учесть все тонкости, но естественно, что без политической составляющей в разделе церквей не обошлось, император России Александр Второй заявляя о двух союзниках церковь как-то в перечень не добавил, но делать её общей с вчерашними коллегами не стал. По сути принципы и цели Православной церкви были те же, что и у Католической, специфика немного другая, где-то были свои сложности и грандиозные, а где-то было и значительно проще, например на территории России городская культура была развита намного слабее, в следствии чего каких-то отдельных «протестантских» течений было намного меньше, и ассимилировались они гораздо проще.

А вот горожанину всё эти прилагаемые услуги вроде как и не требовались, работа на производстве она такая, категорично от дня на календаре не зависит, проснулся и пошёл на фабрику крутить гайки, не особо важно старая Луна или молодая, дождливая весна или нет, был ли мороз на Крещение, гайки крутятся без этого. Стемнело- идёшь домой, поэтому что там сильно и нужно было знать из календаря, это когда день снова на прибытие пойдёт, отсюда и главный праздник в день зимнего равноденствия- Рождество.

Нужно образование? Получишь при производстве, где в тебя ничего лишнего пичкать и не будут, то что тебе надо знать для работы (кстати, такая система образования с общеобразовательными и вечерними школами, ПТУ и техникумами под патронажем заводов во всю процветала в СССР, в достаточно усечённом состоянии существует и поныне). Медицина? В городах имелись элементы системы здравоохранения, зачастую так же при производствах- цехах. Развлечение и общение, ну опять же в городе с этим получше. Отсюда и распространены были в городах эти идеи о «беспоповском христианстве». Прихожанин — горожанин не нуждался в полнейшем погружении в церковную жизнь, ему было достаточно усечённого варианта. Из городов с развитой индустриальной культурой католицизм местные учения так и не вытеснил.

Да, обратите внимание, что в католических странах очень мало евреев, так например, по данным Фишберга на начало 20-го столетия окатоличенные Франция, Италия и Испания, имеющие яркое еврейское прошлое имеют очень маленькие диаспоры исповедующих иудаизм. Исключением являются Польша и Австро-Венгрия, но в АВ была очень сильна городская культура, а вот Польша, существенно снизила (не без посторонней помощи) уровень еврейского населения уже в годы своей независимости, то есть во второй половине 20-го века, что говорит о том, что процесс окатоличвания был запущен в этой стране совсем недавно. Католицизм не только захватывал пространство, распространяя свою «союзническую» систему, но и сплачивал разные группы населения- цеха, рода, банды, общины, деревни, колхозы, артели, таборы в единую нацию, являясь цементирующим элементом.