Найти в Дзене
Горизонт Событий

Filioque (размышления о религии)

Занесло здесь меня на подкаст к одному дурочку малолетнему, из тех кого как бы нет на 404, поняв уровень и политическую составляющую хозяина канала от участия в беседе я отказался, и уже было покинул эфир, как услышал что один из собеседников, молодой парень из Азербайджана взялся объяснить слушателям чем шииты отличаются от суннитов. Различие свелось к положению рук во время молитвы и количеству намазов в день, меня конечно же улыбнуло, но я вот как-то прямо задумался, а что обыватель думает про отличие православных от католиков? Ну-да, всё то же очень поверхностно и печально: сколькими пальцами верующий крестится… Я в предыдущем размышлении говорил о календарном аспекте. ведущем к разделению церквей, но он не исчерпывающий, конечно же имеется ещё и политическая составляющая, которая в свою очередь тоже «составная» В общем, сейчас об одном аспекте политического характера вызвавшему церковный раскол я вам поведаю, но фактажа в этом рассказе будет мало, одни суждения, так что верьте на

Занесло здесь меня на подкаст к одному дурочку малолетнему, из тех кого как бы нет на 404, поняв уровень и политическую составляющую хозяина канала от участия в беседе я отказался, и уже было покинул эфир, как услышал что один из собеседников, молодой парень из Азербайджана взялся объяснить слушателям чем шииты отличаются от суннитов. Различие свелось к положению рук во время молитвы и количеству намазов в день, меня конечно же улыбнуло, но я вот как-то прямо задумался, а что обыватель думает про отличие православных от католиков?

Ну-да, всё то же очень поверхностно и печально: сколькими пальцами верующий крестится…

Я в предыдущем размышлении говорил о календарном аспекте. ведущем к разделению церквей, но он не исчерпывающий, конечно же имеется ещё и политическая составляющая, которая в свою очередь тоже «составная»

В общем, сейчас об одном аспекте политического характера вызвавшему церковный раскол я вам поведаю, но фактажа в этом рассказе будет мало, одни суждения, так что верьте на слово.

здесь и далее изображение из открытых источников
здесь и далее изображение из открытых источников

Одним таким вопросом разделившим современное Православие и Католицизм стал Filioque — добавление к Никейскому символу веры утверждения в католической литургии об исхождении Святого Духа от Сына, и не пытайтесь с точки зрения обыкновенного прихожанина (хотя пытайтесь, конечно же) понять в чём дело, так как для обыкновенного верующего это практического смысла не имеет.

Дело вот в чём:

Из истории нам известно, что существовали когда-то такие государственные образования как Империи- сильные могущественные, с кучей народа и колоссальным административным аппаратом и мощнейшими армиями, да, но только вот такими империи были на закате своего существования. А на рассвете империя представляла из себя политическую или административную надтерриториальную надстройку в виде сети торговых эмпорий- замков, цитаделей, позднее переросших в города, из которых косвенно конечно могли влиять на происходившее на находившиеся за забором территории, но напрямую не влиявшие. Пришли, построили острог, из которого меняют аборигенам ресурсы на бусы, но делами аборигенов местный князёк заправляет, а рядом ещё могут бегать другие аборигены, которым и до князька дела нет никакого. По территории эта сеть городов раскинулась очень широко, охватив всю Европу, но даже в начале 19 века никаких технологий связи, управления, чтобы организовать эти города в некое подобие централизованного государства подобного хотя бы современной Греции не существовало, поэтому сеть городов и считалась формально Империей (для современного исследователя), но по сути была всего лишь сетью городов, в каждом из которых заправлял местный авторитет, зачастую из военной аристократии. Под властью этих местных, города стали организовываться в небольшие союзы, по сути конфедерации, где уже некий верховный правитель император избирался, но по умолчанию властью обладал номинальной, какие-то реальные полномочия он получал в чрезвычайных ситуациях, например во время войны. Император именно избирался из местнячковых элит, эта власть по наследству не передавалось, так как империя была конфедерацией с очень слабыми вертикальными и горизонтальными связями, где было иногда проще не участвовать, чем на кого-то горбатиться. А вот работать на общее благо и понимать, что у тебя есть какой-то шанс возглавить всю Империю, на что-то да подвигало.

Этот принцип передачи власти был красочно описан Львом Гумилёвым, только переданным зачем-то сказочным монголам, но вероятно что принцип верен для всех конфедеративных обществах, где центростремительные силы слабы. Например есть член некоего союза, который может делать некие вклады в развитие этого предприятия, в надежде что он его может когда-нибудь возглавить, но если он знает точно, что такой вариант отсутствует, а данный союз будет возглавлять сын нынешнего главы, то он может смело плюнуть на свои членские взносы и пойти заняться какими-то своими делами.

Следующим шагом развития этой надстройки стало провозглашение императором Александром Первым Священного Союза. Вот здесь позвольте кое-что вам поясню. Александр Первый первым конечно же никак быть не мог, ну кто при жизни носит прозвище первый или старший? Могут носить второй, третий- N-ный или младший, а имя Александр, это не имя, а титул, синоним (но не полноценный) императору. То есть некто Император, впоследствии первый создал Империю- Священный Союз с основными учредителями Австрией (индустриальным хребтом образования, в её историю образование вошло как Священная Римская империя), полицейским казарменным государством Пруссия (для неё это был Первый Рейх) и перспективным колониальным проектом- Россия, которую судя по титулу Александр оставлял в собственное управление. Кем был этот человек сказать трудно, кто-то из европейских лидеров поднявшихся на волне борьбы с Наполеоном и французами (Наполеон- «новый порядок», французы- «свободные», живущие по римскому праву воевали с вольными городами), это вполне себе мог быть Петер Леопольд Иосиф Антон Иоахим Пий Готтард, умер он только по ОИ раньше, но на кандидате не настаиваю.

А да, такой маленький, но жирный нюанс: прямо таки грандиозные местные авторитеты в императоры не сильно то и стремились, так как в собственных вотчинах они обладали властью, стремящейся к абсолютной, а вот полномочия Императора на первых порах были очень символичны, да и учитывать приходилось по началу интересы всех кому не лень, в общем морока сплошная, а потому на такую должность как Император вполне мог попасть второстепенный персонаж из местнячковой элиты.

Так вот следующим после Александра I Императором стал Николай I, который сыном Александру не являлся, как собственно и не являлся при рождении Николаем.(Сергей SKUNK провёл расследование…

-2

) В общем этот человек имел знатное происхождение, но оно ему ничего не гарантировало. Его карьеру определили его поступки- наведение порядка в Польше, прибитие местных элит в «Московии» и наведение там вертикали власти, подавление восстания в Венгрии, ну и вообще становление «жандармом Европы». Но опять же в России он получил власть, в остальных частях Римской Империи, его власть была номинальной, в реальную она превращалась когда происходило что-то нештатное, типа Весны Народов… И он же опять в наследники в Римские Императоры готовил себе не своего сына, а спасённого на австрийском престоле и по некоторым мнениям усыновлённого Франца Иосифа…

А тут во Франции видите ли появляется ещё один император- который не прошёл стадии карьерного роста, а внезапно таким вот родился, являясь сыном мамы и папы, да и ещё племянником сами знаете кого, пересказывать не буду, почитайте здесь.

А дальше война, жуткая и кровавая, с эпичным предательством Францем Иосифом своего спасителя, смертью Николая, ну и судя по всему- падением Священного Союза (Священной Римской империи, Первого Рейха).

А несколько позднее в 1869 году произошёл Ватиканский Собор, по логике вещей он должен был состояться несколько раньше, но ему предшествовало взятие Рима и капитуляция Папской области, что нам как бы крайне жирно намекает, что принятые на Соборе решения мягко говоря обусловлены внешним давлением, с чем по умолчанию духовная элита не сильно то и была согласна. Реакцией на эти решение стало появление такого течения как «старокатолизим»- Altkatholizismus (хотя почему «старо» не очень ясно вернее «альтернативный», хотя приставка alt, говорит о том, что так обозвала победившая сторона, сами бы себя назвали истинные). Итак в 187О году профессор Мюнхенского университета фон Дёллингер ай, надоело своими словами буду цитировать википедию:

Под псевдонимом «Quirinus» в 18691870 в соавторстве с И. Губером опубликовал в Augsburger Allgemeine Zeitung 69 писем, в которых доказывал богословскую и историческую несостоятельность догмата о папской вероучительной непогрешимости. Письма были источником сведений о ходе Собора для внешнего мира; сами же авторы получали информацию от либерально настроенного папского библиотекаря Августина Тейнера (Augustin Theiner). Возглавил протест 49 профессоров Мюнхенского университета; в августе 1870 выпустил декларацию против соборных решений.

Ай, это я вам ещё по ходу и на становление современного «протестанства» глаза открою, так хорош, вернёмся к нашим…

Эти события послужили образованию религиозных течений, совокупность которых позднее получила название «старокатолизим»- Altkatholizismus, между тем термин

Термин был впервые использован в 1853 году применительно к сторонникам кафедры Утрехтского архиепископа,

Так а что же отличало «старо» католиков?

группа западных национальных церквей, возникших в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства и мирян Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы[1]. Многие старокатолики отвергают также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.

То есть, если учение уже мелькало в 1853 году, а протестовало оно против решений Первого Ватиканского Собора и филиокве, но Собор случился в 1869, то соответственно в 1853 году на протест «альтернативщиков» возбудило утверждение об «исходе Святого Духа … и от Сына», и это аккурат в ту самую Войну, появлением императора по происхождению!

-3

Ну что же докину ещё один штришок, ещё «старокатолики» радели за апостольское преемство:

Апо́стольское прее́мство — принцип церковного права в исторических церквях и в англиканстве, в соответствии с которым церковная иерархия прямо и преемственно восходит, чрез непрерывную череду рукоположений (хиротоний) епископов, к поставленным Иисусом Христом апостолам. Важнейшим инструментом и гарантией сохранения апостольского преемства считается законность и правильность совершения епископских хиротоний как одного из внешних выражений пространственно-временно́го единства Церкви.
По учению исторических церквей, через рукоположения передаётся благодать Духа Святого, полученная апостолами. Ими, по свидетельству Нового Завета, были совершены первые хиротонии

так вот, к чему все эти рассказанные выше крутые истории, Святой Дух, точнее его благодать,- это Власть дарованная от Бога (то есть ну как бы не обсуждаемая, Император- монарх милостью Божьей) и ранее эта власть передавалась через рукоположение более достойному и чтобы узаконить переход власти по наследству, по примеру Наполеона III, Римская католическая церковь принимает положение, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, то есть передаётся по прямой линии, от наследника уже исходит благодать святого Духа, он уже наделён властью и никакие рукоположения ему не нужны. Данный догмат не был признан Православной церковью, Протестантскими учениями и так называемым «старокатолицизмом», то есть там где позиции старой аристократии были ещё сильны (хотя уже было всем всё равно).

Появление «потомственного» Императора Наполеона III послужило одной из причин (да и поводом) для «Нулевой мировой войны», с точки зрения действующего права власть была узурпирована. Сама война показала несостоятельность Империи, Франц Иосиф, на чью помощь Николай так рассчитывал мягко говоря подвёл, по сути Священный Союз (Священная Римская империя или первый Рейх) распалась на 4 империи (или как бы 6 но 2 так империями и не стали).

Наполеон III так и не смог воплотить в жизнь наследственную империю, на следующий год Ватиканского Собора произошла война положившая конец гегемонии Франции и монархии в этой стране и с ним лично произошли трагические события. Та же война позволила Пруссии стать Вторым Рейхом, но страна как бы не особо католическая а потому власть императора Кайзера не была там абсолютной, принципы правления военной аристократии присутствовали там вплоть до 1918 года. Франц Иосиф пытался также выстроить Священную Римскую империю германской нации (был президентом Германского союза), но, от лидерства среди германцев пришлось отказаться, а на двуединую империю согласится, власть сыну передать не получилось, собирался племяннику, убийство которого, спровоцировало первую мировую войну.