Найти в Дзене
Записки у изголовья

Три дня в Риме: второй

Начало здесь С утра пораньше отправляемся в Музеи Ватикана. Экскурсия начинается на этом обширном внутреннем дворе. Обратите внимание: не "музей", а именно музеи. Это собрание множества произведений искусства, начало которому положил папа Юлий II в начале XVI века. Музеи насчитывают 54 галереи! Фонтан "Шишка". Да, примерно такие вчера и падали на нас во время грозы. Кстати, это двор в честь неё и называется – Двор Пинии. Она отлита в І-ІІ в. н.э. Лев, видимо, привезён из Египта. Мордаха у него чудесная! Здесь же гигантская голова императора Августа – то ли законченный бюст, то ли обломок статуи. И современный экспонат, тоже приобретённый Ватиканом. «Сфера в сфере» скульптора Арнольдо Помодори (1990 г.) вроде как символизирует вред, который человечество наносит своей планете.
Здесь же стенд с фотографиями фресок Сикстинской капеллы с подробными описаниями. Я ещё подумала: зачем? Эх, потом поняла... И вот мы входим в один из дворцов. И я сразу "зависаю" возле этой странной штуки, у

Начало здесь

С утра пораньше отправляемся в Музеи Ватикана. Экскурсия начинается на этом обширном внутреннем дворе. Обратите внимание: не "музей", а именно музеи. Это собрание множества произведений искусства, начало которому положил папа Юлий II в начале XVI века. Музеи насчитывают 54 галереи!

Фонтан "Шишка". Да, примерно такие вчера и падали на нас во время грозы. Кстати, это двор в честь неё и называется – Двор Пинии. Она отлита в І-ІІ в. н.э.

-2

Лев, видимо, привезён из Египта. Мордаха у него чудесная!

-3

Здесь же гигантская голова императора Августа – то ли законченный бюст, то ли обломок статуи.

-4

И современный экспонат, тоже приобретённый Ватиканом. «Сфера в сфере» скульптора Арнольдо Помодори (1990 г.) вроде как символизирует вред, который человечество наносит своей планете.

-5

Здесь же стенд с фотографиями фресок Сикстинской капеллы с подробными описаниями. Я ещё подумала: зачем? Эх, потом поняла...

-6

И вот мы входим в один из дворцов. И я сразу "зависаю" возле этой странной штуки, украшенной изображениями львов. Львы терзают лошадей – этот сюжет я встречу ещё не раз. Интересно, почему он так интересовал римлян? Дальше ещё один лев, на этот раз грызущий дикого кабана...

Что-то ужасно знакомое из античной мифологии... Может, похищение Европы (в роли быка – бог Зевс)?

-8

Очень странно: судя по всему, это уголок Бельведера. Скульптура Венеры Счастливой (Venus Felix) сделанная в 170 г.

-9

Почему же тогда я не сфотографировала ни знаменитого Аполлона Бельведерского, ни поразившего меня в детстве "Лаокоона"? Поэтому честно сообщаю: эти две фотографии с сайта http://travelreal.ru/, автор М.Назаров.

Зал Животных меня просто очаровал! Если бы можно было, я бы в нём задержалась.

-11

Скульптурные изображения животных сделаны с потрясающим мастерством и реалистичностью! Кого здесь только нет!

-12

Особой любовью римлян пользовались собаки. Знатоки, я думаю, даже породы могут определить.

И даже прозаический осёл стал произведением искусства!

-14

Ротонда – великолепный круглый зал. Прекрасные статуи...

-15

...мозаичный пол...

-16

... и купол почти как в Пантеоне!

-17

Египетский зал. Сфинксы и статуи – как новенькие!

А какие мозаики! Они и на полах, и на стенах.

А дальше мы в быстром темпе и в плотном людском потоке проходим по Галерее Канделябров, Галерее Гобеленов...

Гобелен, изображающий избрание какого-то папы
Гобелен, изображающий избрание какого-то папы

...Галерее географических карт. Карты очень красивые, причём мне запомнилось, что это тоже были гобелены... Может, путаю, конечно...

-21

Пишут, там ещё изумительные потолки... Но не то что сфотографировать – посмотреть было некогда...

Где-то слева мелькает табличка "Станцы Рафаэля" (это четыре комнаты с фресками великого мастера) – но не судьба...

И вот наконец экскурсовод останавливается: "Сикстинская капелла! Десять минут!" (чуть ли не "Зашли и вышли", как когда-то нам сказали в соборе Св.Стефана в Вене...)

Увы, Сикстинская капелла – самое большое разочарование этого дня... Там было сумрачно и тесно. Хотя разговаривать в капелле запрещено, в ней стоял ровный, как гудение, шум голосов. Рассмотреть что-либо было затруднительно: росписи Микеланджело находятся довольно высоко, а в припасённый бинокль я видела лишь отдельные фрагменты, которые не могла связать с целостной картиной. Всё вместе страшно раздражало, и я поторопилась на выход, кажется, раньше отведённых 10 минут.

Вот теперь понятно, зачем во дворе выставлен стенд с фотографиями росписей Капеллы?

Вскоре нас по лестнице вывели на улицу. Ну, не совсем на улицу – в какое-то место типа внутреннего дворика, примыкающее к Собору Св.Петра, практически под колоннадой этого собора. Оттуда легко, безо всякой очереди мы вошли в собор.

Честно говоря, экскурсовода в Соборе я, кажется, уже не слушала. Нас довольно быстро провели по залу и потянули к выходу. Тогда я, пробравшись к экскурсоводу, поблагодарила её и вернула аппаратик. Экскурсовод удивилась: «Но экскурсия же ещё не окончена!» Однако я рассудила, что если нас выведут на площадь, то назад вернуться мне будет сложнее, и осталась. Было 10 часов утра, то есть все Музеи Ватикана, включая ожидание во дворе и под портиком собора и сам Сан-Пьетро, заняли менее 2-х часов!

В общем, у меня нет претензий к экскурсоводу. Свою работу человек выполнил: провёл группу по одному из многочисленных возможных маршрутов (а их ведь, наверное, кто-то утверждает). Но если (когда) я вновь побываю в Риме и решусь посетить эти музеи, попытаюсь купить билет без экскурсии.

Итак, Собор Святого Петра – главный католический храм мира! И до недавнего времени -- самый большой (в 1990 г. его оттеснила на второе место базилика Пресвятой Девы Марии Мира в Ямусукро, столице Кот-д'Ивуара).

-22

Первый христианский храм был построен на этом месте в 326 г. В XVI в. начали строить новый собор, в создании которого так или иначе приняли участие Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини (это я называю самые известные имена).

-23

Мрамор и полудрагоценные камни, фрески, мозаика, лепнина, позолота... И огромный человеческий труд и талант!

-24

Статуя самого Петра XIII в., скульптор предположительно Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге. Я паломников не заметила, но нога у Петра здорово блестит.

-25

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице Св. Петра. Место освещается сотней неугасимых лампад.

Дело в том, что под базиликой находится кладбище, целый подземный город, где в первые века нашей эры хоронили и язычников, и христиан. И в центре этого кладбища находилось так называемое «огороженное место», где не было ни могил, ни памятников. Ограждающая его стена была покрыта христианскими надписями. Церковь считает, что здесь находилась гробница Святого Петра, – но она оказалась пустой.

Вполне возможно, что останки Петра всё же покоятся здесь, затерявшись среди костей других похороненных людей. То есть Святой Пётр похоронен среди сотен других людей, среди своей паствы. Он здесь, но нельзя с достоверностью указать, какие кости принадлежат ему. От этого он почему-то кажется мне особенно настоящим, реальным человеком. Жил себе в Иудее, рыбачил, поверил в Иисуса, пошёл за ним… Настоящим, не вымышленным персонажем делает его история с отречением; понятен его страх и попытка убежать из Рима во время гонений на христиан... Какая простая, бесхитростная, временами слабая, но умеющая преодолеть свою слабость душа раскрывается во всех этих историях о Петре!

Мощная статуя Св.Лонгина – пятиметровая, работы Бернини. Где-то наверху над этой статуей находится ларец с наконечником того самого копья, которым пронзили сердце Христа!!! Реликвия просто потрясающая! Вот только такие же «копья Лонгина» хранятся в Вене, Кракове и в Армении – и какое из них подлинное? Ещё 3 статуи, стоящие по кругу, изображают Святых Елену, Веронику и Андрея.

-27

А затем, выйдя из собора, я купила билет на купол (на лифте – 7 евро). Кстати, лифт идёт не на самый верх, приходится ещё карабкаться по лестницам – сначала довольно широким, с площадками, где можно отдохнуть, потом – винтовым, с омерзительно грязной толстой верёвкой, за которую можно держаться. Любопытно, что мой фотоаппарат при этом самостоятельно сделал несколько снимков с пятыми точками людей, поднимавшихся передо мной. Запомнилось также, как, тяжело дыша, не очень молодая иностранная гражданка повторяла: «Фак! Фак!»

И вот я на куполе! Неширокая галерея вокруг него окружена плотной решёткой, чтобы никто не вздумал сводить в этом святом месте счёты с жизнью (и от дураков, которые лезут делать селфи). Зато установлены зеркала, где вы можете запечатлеть себя на фоне решётки и Рима, выглядывающего через её прутья.

-28

На север и на запад – государство Ватикан, с прекрасными лужайками, дворцами и комплексом музеев. Даже рисунок на клумбе – герб Ватикана с ключами Святого Петра (ключи от райских врат!)

-29

На восток – площадь Святого Петра, уставленная сидениями.

-30

Кстати, статуи со спины почти плоские, грубо обработанные.

-31

А дальше – Рим, бескрайний, бесконечный, до самых гор; они тают в дымке, но над Городом пока ещё ясное, знойное небо… «Я предпочитаю Рим», – говорит Азазелло Воланду, озирающему Москву с Дома Пашкова. Боже, да разве есть на свете другой город??? (Увеличьте фотографии: не пожалеете!)

Знаток скажет вам, купола каких церквей вы видите отсюда, я же узнаю Пантеон и Витториано, где-то за ним спрятался Колизей… Вьётся лента Тибра… А какие высокие сосны растут на его берегах!

А затем с купола можно чуть спуститься и побродить по крыше, где фотографируются туристы из разных стран.

Здесь есть лавка сувениров (магнитики с Папой, образки, крестики, календарики, открытки…) Торгуют в ней монашки. Рядом с лавкой – почтовый ящик, откуда я, наклеив марки, купленные здесь же, отправляю две открытки своим близким – такая была просьба. Есть и кафе, откуда пахнет кофе и выпечкой. И – что меня окончательно убивает – туалет. На крыше храма. Главного храма католического мира. Над статуями святых, алтарём и гробницей Святого Петра! (Не знаю, может, не стоит так переживать? Если в католическом Ватикане решили, что так можно, значит, можно?)

Спустившись вниз, обнаруживаю напротив выхода из лифта гробницу последних из королевской династии Стюартов: изгнанного собственной сестрой-протестанткой наследника, которого католические страны признали королём Яковом III, и двух его сыновей.

-34

Полюбовалась ещё интерьером, сфотографировала толпу перед Пьетой – скульптурой Микеланджело, изображающей Деву Марию, оплакивающую мёртвого Иисуса… Саму скульптуру я принципиально фотографировать не стала – ну что за снимок получится откуда-то сбоку, через пуленепробиваемое стекло, в промежутках между спинами, боками и головами людей? И просто полноценно полюбоваться не получается!

-35

И вышла на площадь, подготовленную к очередной проповеди Папы Римского.

-36

Над Римом уже сгущались тучи.

-37

К сожалению, я как-то забыла найти границу, отделяющую Ватикан от Рима и Италии. Граница просто нарисована на мостовой. И папских гвардейцев в костюмах, созданных по эскизам Микеланджело, я тоже проморгала.

-38

Я прошла по краю огромной площади, по длинной, заполненной сувенирными лавками и какими-то солидными учреждениями улице – Via delle Conciliazione и, под начинавшим моросить дождичком дошла до туристического офиса возле Замка Св.Ангела. Здесь я купила вожделенный Рома Пасс.

Roma Pass – это такой своеобразный туристический «единый билет». Его аналоги есть во Флоренции, в Венеции, в Лондоне. В Риме он включает проезд на общественном транспорте и вход в 2 первых музея (из определённого списка). В остальные музеи действует скидка. Кроме того, вход в музеи по Рома Пасс без очереди (это очень важно!).

Итак, купив эту полезную вещь, вышла я на улицу…

«Мгла укрыла великий город», – сказано в романе, о котором я уже упомянула… Грозы не было, но дождевая мгла укрыла и великий город Рим. Добежав до каких-то руин, я спряталась под аркой. И застряла на 40 минут.

Сейчас, покопавшись в Яндексе, я, кажется, нашла это место. Пасетто ди Борга – переход из Ватикана в Замок Св.Ангела.

-39

Местечко напоминало Ноев ковчег. Рядом переговаривались по-немецки и по-английски; сбоку примостился торговец с тележкой – вьетнамец или китаец… Все тосковали, томились, но идти было невозможно: если сверху вас ещё прикроет зонтик или дождевик, то ноги вы промочите до середины икр, а кому охота?

Наконец мне дождь стал пореже, и я рискнула выйти. Но меня хватило только на то, чтобы дойти до угла Виа делла Кончилацьоне и забежать в кафе, где я купила кусок пиццы с кабачком – очень красивой, зелёненькой такой, на толстом тесте. Есть пришлось стоя, а ноги-то уже гудели…

Потом на гудящих ногах я дошла до остановки на набережной Тибра. Не помню, на каком автобусе и с какими пересадками я собиралась ехать, но №271 шёл по очень удачному маршруту! Я полюбовалась и набережной, и Цирком Массимо – и вышла возле самого входа на Форум.

Кстати, пытаться выбрать маршрут, разглядывая карту, в Риме, видимо, не стоит. Может, у них часто ремонт или другие причины, но движение автобусов мало соответствует тому, что вы можете увидеть на карте. Лучше смотрите на остановке на табличку с номером маршрута – на ней чётко прописаны все следующие остановки.

В автобусе я попыталась, как положено, активировать свой Рома Пасс. Видимо, что-то сделала неправильно, потому что никакой реакции не последовало, зато в дальнейшем мой Пасс не сработал ни в одном музее. И что вы думаете? Меня нигде не задержали, а, поводив карточкой туда-сюда перед считывающим устройством, везде спокойно махали рукой: опять, мол, эта техника барахлит, идите-идите…

-40

Дождь ещё сеялся, и я думала, что на Палатине я буду одна такая безумная туристка. Но были и другие безумцы, готовые гулять среди священных развалин по песчаным дорожкам и перепрыгивать через лужи. И как мы все не прогадали!

Потому что вскоре уже сияло солнце, пели птицы, блестела листва на деревьях и струйки фонтанчиков. Палатинский холм был прекрасен со своими непонятными развалинами, остатками римских мраморных полов, стройными соснами, апельсиновыми деревьями и розовыми кустами!

Считается, что Палатинский холм – самое древнее заселённое место в Риме: с 1000 г. до нашей эры. Когда-то здесь бродили пастухи, среди которых выросли легендарные Ромул и Рем – сыновья жрицы-весталки и бога Марса. Жрицу, нарушившую обет девственности, с почётом закопали живой в землю, детишек выбросили на съедение волкам. Но звери оказались добрее людей: близнецов выкормила волчица. А потом они решили построить здесь город. Ромул провёл вокруг будущего города оберегающую борозду, а Рем, дурачась, перешагнул её – за что был убит братом...

Всё это, конечно, сказки. Но древние римляне искренне верили, что так оно и было. Жить на Палатине стало престижно. Здесь селились патриции и императоры, а в средние века богатые дворяне. Сейчас от их дворцов остались руины. Прямо под ногами остатки мраморных полов.

Загадочный ход – возможно, это тот самый, в котором был убит Калигула...

-44

Остатки деревеньки, которая была здесь ещё до основания Рима... Сами древние римляне называли это место "Хижиной Ромула".

-45

На Палатине меня посетило странное чувство. Казалось, что я незаконным образом проникла на территорию, где ведутся археологические раскопки. Стены, полы, укутанные в непромокаемую оболочку камни, навесы над раскопами – всё это было здесь главным, а мы, туристы, временными гостями, которых любезно пустили посмотреть на бесценные реликвии, но в любой момент могут и попросить отсюда.

-46

А какой прекрасный вид на Рим открывается с этого холма!

Затем я спустилась на Форум. Уточню – на самый главный форум, изначальный, так сказать. Он возник в незапамятные времена, когда обитатели трёх ближайших холмов – Капитолия, Палатина и Авентина – спускались сюда поторговать. Потом Капитолий стал крепостью, на Палатине полюбила селиться знать и императоры, форум замостили, застроили храмами и базиликами…

-48

Здесь каждый камень лежит не просто так! Высятся колонны, бывшие когда-то частью огромных храмов.

-49

Стоят триумфальные арки. Подавляют своими размерами руины огромных базилик – трудно даже понять, зачем возводились столь циклопические сооружения (а там всё было – юридические и торговые конторы, лавки, склады, библиотеки… В общем, офисные центры…).

Вмд на Форум с Капитолийского холма (эту фотографию я сделала на следующий день).
Вмд на Форум с Капитолийского холма (эту фотографию я сделала на следующий день).

Я бродила среди всего этого великолепия, ошарашенная. Вот Храм Божественного Юлия, воздвигнутый в честь Цезаря. Пишут, что на месте сожжения его тела. Зачем-то на камни набросали монет, но здесь это кажется не туристической глупостью, а исполнением какого-то древнего языческого обряда, вроде обычая давать покойнику с собой «в путь» деньги.

-51

От круглого храма богини Весты осталась пара колонн. Курия Юлия, где заседал Сенат, была закрыта (да и не настоящая она – построена при Муссолини). Очень не хотелось уходить: я не нашла ни источника Ютурны, ни загадочного спуска в подземный мир, – но меня ждал Колизей.

-52

Вступаешь под нижние своды Театра Флавиев (таково его первоначальное название), и дурно становится от зрелища толпы. Одни стоят в очереди к кассам, другие – в очереди на вход. И только немногие хитрецы, вроде меня, идут без очереди, демонстрируя свой Рома Пасс.

-53

Гигантский амфитеатр строился в 72-80 гг., при императорах Веспасиане и Тите. Здесь сражались гладиаторы, проводились даже водные битвы (для этого арену заполняли водой). А ещё здесь отдавали людей на растерзание зверям и убивали зверей... Только в 405 г. папа Гонорий запретил гладиаторские бои, но травля зверей и бои быков продолжались.

Колизей пережил нашествие варваров, в средние века был крепостью, а в 1349 г. частично обрушился в результате землетрясения. После этого его использовали... как источник строительных материалов: не пропадать же добру!

-54

Крест установлен в память о том, что Колизей – место мученичества и гибели множества христиан.

-55

Среди туристов можно встретить даже таких.

-56

К сожалению, на арену спуститься нельзя, ведутся реставрационные работы.

-57

Вид на город из арки.

-58

Народ толпится в одних местах, а другие неожиданно пустынны. Здесь хочется задержаться.

-59

Забрела я, конечно, и в сувенирный магазин, где купила книжку с видами Рима – современными и теми, какими они были в древности. Есть на всех основных языках, в том числе и на русском. Здесь же копии римских монет, статуэток, для фанатов – гладиаторские и легионерские шлемы, мечи; книжки по итальянской кулинарии, ножи для пиццы, кофейники (жаль, не знала, как ими пользоваться, а то бы купила)… Я бы купила ещё акварельки, подписанные авторами, но выбор был скромный, а цены – не маленькие.

Выйдя из Колизея, я всё не могла успокоиться. Бродила вокруг него и фотографировала.

-60

Побродив в окрестностях, я нашла на via Annia супермеркато Tuodi. Цены меня испугали: я решила, что забрела в какой-нибудь магазин, где по карточкам обслуживают малообеспеченные слои населения. Но нет, это просто дешёвый магазин.

Затем, бредя практически наугад, вышла на via Lambicana и после довольно долгого ожидания села на трамвай №3 – вычитала, что он идёт до самой пьяццы Буэнос-Айрес.

В трамвае было малолюдно и прохладно (кондиционер). Он шёл долго, по большой дуге, и я смогла полюбоваться римскими стенами, термами и акведуками, настолько хорошо сохранившимися, что не хочется называть их развалинами. Во время этого путешествия я и рассмотрела и оценила уютную viale Regina Margerita.

Вышла на своей остановке, разинула рот на красивый храм. Он показался мне православным, но дело, видимо, в общей для нас любви к золотому и ярко-голубому цвету в оформлении, в общих мотивах христианской живописи.

-61

Затем пошла по via Tagliamenta к своему отелю, но вдруг увидела справа какой-то интересный уголок. Свернула – и обнаружила обалденную площадь piazza Minicio.

-63

-64
-65
-66

-67

На этом закончился мой второй день в Риме. Впереди был ещё один...

Спасибо за внимание! Ставьте лайки, пишите комментарии!