Найти тему
Рязанские ведомости

Писатель Анна Попова – о задачах и возможностях современного автора, поисках себя и лагмане

3 марта отмечается Всемирный день писателя. Эти специалисты рассказывают нам, как устроен мир и люди в нем, объясняют, вдохновляют и просто развлекают. Но должно ли писательство становиться работой? И какие возможности дарит авторам Интернет? Порассуждаем об этом с доктором исторических наук, профессором кафедры истории России, историографии и источниковедения. Анна Дмитриевна пишет серию исторических детективов, основанных на реальных событиях, и недавно представила публике новый роман.

Баланс фактов и идей

– «Крымский круиз следователя Железманова» (12+) – уже пятая книга вашей серии. Чем она примечательна?

А.П. – Несколько лет подряд мы проводили отпуск в Крыму – надеюсь, еще не раз там побываем – и параллельно я собирала архивный материал для новой книги. Местные жители очень тепло реагировали, когда узнавали, что я пишу роман! Например, я рассказала об этом экскурсоводу – и по возвращении в гостиницу нашла на столе книги, полезные для моей работы. Когда роман был готов, я послала этой даме электронную копию. И буду рада, если представится возможность презентовать книгу в Республике Крым, даже в онлайн-формате.

Помимо основной детективной линии, я показываю повседневную жизнь курортников начала XX века. Я изучала старые журналы, книги, ходила на экскурсии на дачи, и все это нашло отражение в романе. Попадались и примечательные заметки о тогдашнем сервисе: так, один турист написал о владельцах съемного жилья «У, прожорливые крымские акулы!». (Смеется). За сто лет ничего особо не изменилось...

– А какие улучшения вы заметили?

А.П. – О, их много! Становится больше хороших дорог, разбиваются новые парки. Трасса «Таврида» просто замечательная. При этом надо отдавать себе отчет, что крымский отдых – не турецкий, где человеку обеспечивают все потребности на месте. Крым – для активных туристов, которые ходят в горы, знакомятся с историческими памятниками, посещают музеи и не хотят просто лежать на пляже.

– Вы, как историк, хотите придерживаться фактов... Или где-то допустимо что-то приукрасить, если это не вредит общей сути, но читателя «зацепит»?

А.П. – Думаю, допустимо (улыбается). Святое дело – что-то немножко осовременить! Например, мои герои всегда вкусно едят: я очень уважаю кулинарию и так показываю свои пристрастия. И вот в «Крымском круизе» во время одной из остановок они едят лагман! При этом я не встречала в источниках сведений, чтобы тогда путешественникам подавали это блюдо – только шашлыки и чебуреки. Но так как это одно из моих любимых блюд, я все-таки решила, почему бы нет?

Зато в каждый роман я добавляю реального исторического персонажа из того времени и места. В этот раз искала, подходят ли Чехов или Куприн – но не совпало. Зато нашлась совершенно потрясающая дама-хирург! В память о ее семье даже есть улица врачей Михайловых. Она и попала в книгу.

-2

Главное – заинтересовать

– Часто слышу о современном искусстве, и литературе в частности, два популярных мнения. Первое – что оно должно просвещать и растить лучшее в человеке. Второе – что оно никому ничего не должно, и если автор хочет, скажем, чтобы Кинг-Конг сражался с ханом Батыем – так тому и быть. Какая точка зрения ближе вам?

А.П. – В книге и правда может происходить что угодно – но тогда давайте сразу оговорим жанр, например, фэнтези. Насчет того, должно ли искусство кому-то... Я считаю, что писателю стоит помнить, какое влияние его слова оказывают на людей. Но не играть в бога. Мне, например, по-человечески приятно, когда говорят, что узнали много нового из моих книг. Прекрасно, если читатели делают некие выводы, просвещаются, проникаются любовью к описанным местам... При этом я держу в уме: когда человек берет мою книгу, он хочет в первую очередь отдохнуть за интересной историей.

Границы остаются

– Тогда давайте поговорим о другой паре стереотипов. Немало современных авторов считают, что провинции не угнаться за крупными городами. Но много и тех, кто не видит препятствий. Тем более что интернет дал широкие возможности для самопрезентации. Где, как вам кажется, правда?

А.П. – Ситуация не самая радужная. Например, в художественной литературе царствуют несколько крупных издательств, и провинции с ними сложно соперничать. Неплохо помогают местные литературные фестивали: скажем, благодаря областной библиотеке имени Горького мои книги попадают на всероссийский фестиваль «Красная площадь». А другие проекты часто недоступны: ты заплатишь высокий организационный взнос, но где гарантия, что твои книги приобретут и расходы окупятся?

Важно и то, какое место литературная работа занимает в жизни автора. Если человек зарабатывает на жизнь чем-то другим, а пишет для души, он вполне может вкладываться в это хобби. Рассматривать писательство как источник заработка я бы не стала. Что же касается интернета... Да, я выкладываю книги на популярные платформы – но так же поступают и мои коллеги со всей страны, а это – целое книжное море! Поэтому, думаю, провинциалам стоит делать ставку на продвижение в первую очередь на своей земле и силами местного сообщества.

-3

В соответствии со временем

– Не могу не спросить у вас об отношении к жанру «попаданцы» очень популярному сейчас... Как вы думаете, с чем связан такой читательский интерес?

А.П. – Я и сама очень люблю такое! Думаю, люди любят эти книги за ощущение чего-то нового и неизведанного. Сейчас мир довольно безопасен и предсказуем, все географические открытия уже совершены, рекорды поставлены, а приключений по-прежнему хочется. Могу лишь пожелать авторам, чтобы они, скажем так, оставляли персонажей наедине с эпохой. А то получается, что герой попадает в условное Средневековье, а с врагами расправляется бластером! Нет уж, голубчик, будь добр взяться за меч.

– Над чем вы планируете работать дальше?

А.П. – Я начала писать прозу с повести «Одесский дворик» о людях, которые жили на Молдаванке в конце 40-х – начале 50-х. Очень хочу найти достаточно времени, чтобы эта история получила развитие и стала полноценной книгой.

– И в завершение – о роли писателя в современном обществе. Кто он, на ваш взгляд, чем живет?

А.П. – Он такой же человек, как и все, но со своей судьбой, работой и кругом общения. Он может быть интровертом, как Кафка, который писал в стол. Может быть общественным деятелем, для которого литература все-таки на втором месте – как это было у Чехова. А может, он просто пишет в свое удовольствие? И однажды окажется, что это интересно, востребовано и меняет чьи-то жизни к лучшему.

– Спасибо большое!

Татьяна Кармашова

Фото из личного архива А. Поповой

Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!

Другие материалы Татьяны Кармашовой:

Всероссийский проект «ТеатровИдение», стартовавший в Рязани, создаст крепкую базу профессионалов театра
Рязанские ведомости19 февраля 2023

#рязань #рязанские ведомости #вездекультура #взрослые и дети #искусство