Художник Мурашко — основатель и руководитель Киевской ри-
совальной школы, существовавшей с 1875 по 1901 год, ввел специаль-
ные упражнения, рассчитанные на развитие памяти учащихся, их
наблюдательности и способности фиксировать свои впечатления.
Во всех классах, начиная с младших и кончая старшими, он тре-
бовал повторного рисования по памяти тех заданий, которые выпол-
нялись в рисунках с натуры.
Благодаря этому учащиеся в соответствии с программой школы
рисовали по памяти вначале простые геометрические тела, затем гип-
совые орнаменты, далее — гипсовые головы и, наконец, головы натур-
щиков.
Мурашко подробно разбирает значение рисунка по памяти и
впечатлению в учебной подготовке художника. Вот что говорит он
о том, как проводились упражнения в школе:
«Есть упражнение в повторении рисованного, оно широко прак-
тиковалось в школах столицы, было и у нас: нарисовать предмет:
и потом в виде наброска по памяти повторить его, не глядя ни на
предмет, с которого рисовали, ни на свой сделанный рисунок. Эта-
ким образом расшевеливать свою память, насколько в ней остается
из того, что человек делал и насколько нужны повторения и допол-
нения своих знаний, ну, хотя бы, анатомии. Это хорошо, но это не все... ведь первая задача художника уловить момент жизни, дви-
жение, а не предмет неподвижный. Есть масса, да прямо мир пере-
полнен вещами, которые не позируют, а их нужно изображать и их
изображают, таковы: дети, животные, моменты природы, которые
меняются безостановочно, а самое трудное и главное для худож
ника — моменты выражений лица: выражение смеха, печали, умиления и т. д. Все это художник может увидеть, но надо, чтоб это он
мог запечатлеть в себе, закрепить в своей памяти для того, чтобы
потом изобразить поразившее его зрелище и дать возможность дру-
тим созерцать его».
Я сейчас же ввел в нашей школе это упражнение. Состояло оно
в следующем: требовалось, чтобы у учеников был наготове чистый
листок бумаги, как у каждого художника, записная книжка; выстав-
лялся на станке хороший крупный внушительный какой-либо ори-
гинал, вроде головы Иоанна Крестителя Иванова в натуру (у нас
была такая фотография с картины) или снимок другой какой-нибудь
головы, типичный, крупный, хорошего мастера; рисунок был при-
крыт. Когда все готовы, внимание учеников возбуждено, им откры-
вали сразу оригинал... Проходило пять минут, оригинал закрывали
и уносили...
Когда уж они (ученики — М. А.) сделали, что могли, им можно
показать еще раз, в продолжение минут трех; они опять настора-
живают свое внимание... Можно и в третий раз показать, тоже на
короткий момент. Нужно только настаивать, чтобы ни в руках, ни
перед глазами ничего не было; рисунок перевернут лицом к доске
стола, карандаш положен, потому что в это время должны работать
только сила впечатления и сила зрительной памяти, с исключитель-
ной помощью которых они должны передать виденное.
В этом упражнении, кроме желания развить и усилить зритель-
ную память, есть еще одна хорошая сторона: приучить учащегося
видеть и изображать предмет в его общем, в его целом и от общего
уже идти к деталям, т. е. в этом общем понемногу вырисовывать
детали. Учащийся должен приучаться сразу схватывать главное и
существенное.»
Опыт рисования по памяти показывает, что в процессе таких
упражнений учащийся невольно отсеивает все лишнее, случайное,
что попадает в его еще «не поставленный» глаз при работе с натуры,
и берет только главное, приучаясь тем самым к более обобщенному:
смотрению на натуру. Рисование по памяти приобретает благодаря
этому двойное значение: оно не только способствует подготовке
художника, умеющего рисовать от себя, но и улучшает успехи в ри-
совании с натуры, заставляя рисующего вдумчиво относиться к на-
туре, более внимательно изучать ее.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1960г#Попрограммехудучилища#РИСОВАНИЕПОППАМЯТИ