Как вы знаете, специалисты Центра консервации Добролюбовки помимо всего прочего занимаются научным описанием книжных памятников не только из нашего собственного фонда, но и из фондов других библиотек и музеев Архангельской области. О некоторых особенно интересных экземплярах мы писали отдельные посты.
Но показывать хочется больше :) И мы решили пойти другим путем: каждую неделю рассказывать об одном из элементов книги и иллюстрировать книговедческие термины фотографиями книг кирилловского шрифта XVII–XX веков, с которыми нам приходилось работать. Так мы сможем протянуть ниточку из XVII века в день сегодняшний, проследить эволюцию книги как объекта материальной культуры, а также в очередной раз убедиться в том, что наш Архангельский край хранит настоящие сокровища.
Начинаем с ПЕРЕПЛЕТА – первого, что мы видим, когда смотрим на книгу. Переплет – это твердое или мягкое покрытие (состоящее из крышек и корешка), предназначенное для защиты скрепленного с ним книжного блока. В отличие от обложки, изготавливается из более прочных и износостойких материалов. К примеру, традиционный переплет кириллических книг – это доски, обтянутые кожей. Существуют разные способы крепления переплета к книжному блоку, причем рассмотреть крепление не всегда возможно: если переплет сохранился хорошо, места крепления будут скрыты. А вот если кожа сохранилась частично или полностью утрачена… Тогда мы видим, что доски могут быть прикреплены к книжному блоку :
кожаными ремешками, для которых пропилены специальные желобки, как в Часовнике 1583/1585 года из фонда Государственного архива Архангельской области (фото 1 и 2). Обратите внимание: сломанная доска скреплена обычным шпагатом;
шнуром / веревкой, для надежности зафиксированными деревянными штырьками, как в Псалтири 1622 года из фонда Историко-мемориального музея М.. Ломоносова (фото 3-5).
Более поздний вариант крепления (XVIII век): концы шнуров распушены и приклеены к доскам (фото 6). Наклеенный сверху лист форзаца скрывал шнуры.
Интересный факт: переплет далеко не всегда был логическим завершением процесса книгопечатания: в XVII-XIX веках весь тираж по умолчанию не переплетался, книги продавались в тетрадях, цена в книгах указывалась именно так: «Цена в тетрадех 12 копеек» (фото 7).
Хотя у Московского печатного двора (а затем и у Синодальной типографии) имелись свои штатные переплетчики, а кроме этого заключались договоры со сторонними ремесленниками, задача переплести все напечатанные экземпляры просто не ставилась. Покупатель мог заказать переплет для себя лично, по своему вкусу и по своим доходам.
#Центр_консервации #книжные_памятники #книга_состоит_из