Почему о нем говорят так много именно в отношении дошкольного возраста? Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
Эмоциональный интеллект – это «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими», то есть часть жизни каждого человека.
Дошкольный возраст является чувствительным к развитию не только познавательной, но и эмоционально-волевой сферы. Порой, стремясь развивать ребенка, мы сосредотачиваем внимание на речи, обращая недостаточно внимания на становление эмоциональной и волевой сферы. А ведь именно в дошкольном возрасте активно закладываются важные знания, умения и навыки, включающие в себя развитие эмоций. В этом возрасте очень важно не оставить в стороне эмоциональную жизнь ребенка, постараться помочь ему понять и освоить её.
На что же обращать внимание в контексте развития эмоционального интеллекта?
- Первое. Важно отслеживать, что закладывается у ребенка при формировании эмоционального интеллекта, т.е. представления об эмоциях, умение их распознавать в мимике, в позе, в интонации и называть их.
Очень важно, помогать ребенку в осознании своих эмоций: рассказывать и показывать, какие бывают базовые эмоции (радость, удивление, злость, страх и т.д.), каким образом они выражаются. Это можно сделать, расспрашивая его о том, что он чувствует и переживает, обращая внимание на внешние проявление эмоций: «Ты сейчас плачешь. Тебе грустно?», «Ты сейчас смеёшься. Тебя кто-то рассмешил?» и т.д.
Помните, нет эмоций, которых не может чувствовать ребенок, и вы не можете заставить его их не чувствовать, но Вы можете помочь найти наиболее приемлемые способы их выражения.
- Второе, нужно фиксировать, как ребёнок понимает эмоции. Это один из важных моментов в развитии эмоционального интеллекта.
Часто ему тяжело не только осознать свои эмоции, но и понять причины их возникновения. Именно в это время важна Ваша помощь. Расспрашивайте ребенка, обращайте внимание на ситуацию, которая происходит с ним в данной момент. Рассказывайте ему о собственных эмоциональных событиях. Ведь ему интересно знать, что происходит с Вами. Откройтесь ребенку, покажите, что вы тоже умеете испытывать эмоции, особенно если они касаются самого ребенка и ваших взаимоотношений: «Я расстроилась, потому что ты не смог(ла) убрать игрушки», «Я так радовалась, когда тебя похвалили…» и т.д.
- Третье, обращайте внимание на то, как ваш ребёнок учится управлять своими эмоциями. Это сложный компонент развития эмоционального интеллекта.
Именно в дошкольном возрасте активно начинают развиваться волевые процессы. Ребенку ещё тяжело управлять и контролировать свои эмоции и себя. Именно в этот момент он начинает искать простые и доступные способы проявления эмоций (агрессия, плаксивость и т.д.).
Что же делать в таком случае?
Существует много разных методов и приемов, которые могут помочь ребенку в поиске более приемлемого пути выражения эмоций. Стоит помнить, что дошкольный возраст – это период активного развития игровой деятельности в целом, поэтому одним из наиболее эффективных методов является игра. Она может включать в себя разыгрывание ситуаций, проигрывание различных ролей и т.д. Также интересным и актуальным методом являются психотерапевтические сказки.
И в завершении.
Не бойтесь обращаться к специалистам (неврологу, педагогу-психологу, дефектологу), особенно если вы и ваш ребенок испытываете трудности. Ведь порой именно через совместную работу специалистов и родителей можно достигнуть значительных результатов в развитии эмоционального интеллекта ребёнка.
Педагог-психолог, Алена Тарасевич