Чеченцы и семиты два пожалуй наименее связанных по крови народа мира. Однако чеченцы с иудаизмом и евреями знакомы. Ниже расскажем подробнее.
Началось все еще в эпоху Хазарского каганата. Тогда соседями чеченцев оказались кочевые хазары - близкородственные современным чувашами тюрки, что внезапно приняли иудаизм.
В средние века у ночхий могли быть торговые контакты с горскими евреями - ираноязычными джигитами-иудеями, что жили в южном Дагестане. Чеченцы их так и называли - ламан жуьткий (горные евреи).
Есть свидетельства, что кто-то из горских евреев мог жить в XVI-XVIII вв в крупнейших чеченских селениях той поры - Чечен-Ауле и Алды (на месте современного Грозного).
Но сама крупная община в Чечне сформировалась уже в XIX-м столетии, когда край стал частью Российской империи. Тогда в Грозном поселились как кавказские горские евреи из Дагестана, так и прибывшие из других частей страны евреи-ашкеназы.
Многих евреев в Грозный конца позапрошлого века привлекали недавно открытые нефтепромыслы, заводы, возможность торговать и вести успешный бизнес. Здесь появилась небольшая еврейская слодобка - уютный райончик в центральной части города.
Район тот в народе называли "красным". Но не из-за особых революционных пристрастий местного еврейского населения. А потому что горские евреи традиционно крыли дома свои красной черепицей. Сильно отличались жилища их от казачьих хат под соломой.
Горско-еврейские корни подозревают даже у Джохара Дудаева - мол, одним из его предков мог быть некий иудей Дуда, перебравшийся 200 лет назад в Чечню из Дербента - неофициальной столицы горских евреев.
В Грозном, рядом с мечетью и православных храмом, в 1900-м году была построена знаменитая Ашкеназская синагога. Увы, закрытая еще в 1930-е, позже переделанная под музучилище. И не дошедшая до наш дней - погибла в пламени чеченских войн. Сохранились лишь некоторые ее фото.
Еврейская община Чечни к концу 1980-х годов насчитывала несколько десятков тысяч человек. Среди евреев из Чечни например, памятен знаменитый психиатр Александр Бухановский (Страсберг по отцу) - тот самый, что расколол на допросах самого Чикатило.
В начале 1990-х множество евреев из-за анархии и разгула преступности вынуждены были Чечню покинуть. Памятен случай с ректором ЧИГУ, иудеем Виктором Кан-Каликом, которого прямо у стен вуза пытались похитить вооруженные бандиты. На помощь Кан-Калику бесстрашно бросился его друг-чеченец, проректор Абдул-Хамид Бислиев, тут же сраженный автоматной очередью... Сам Кан-Калик также был убит.
Сегодня имя Виктора Кан-Калика носит одна из центральных грозненских улиц. Как раз та, где сто лет назад располагался еврейский квартал.
В 1990-е при Ичкерии республику покинули остатки еврейского населения. Многим помогли репатриироваться на историческую родину израильские же спецслужбы. В том числе, из Грозного тогда смогли вывезти даже столетнюю бабушку.
В самой Ичкерии 1990-х господствовал так называемый режим "антисемитизма без самих семитов". Искусственно насаждаемый пропагандистом Мовлади Удуговым, которому его "убеждения" ничуть не мешали поддерживать теснейшие политические контакты с Борисом Абрамовичем Березовским.
И да, ныне сидящему в Лондоне Ахмеду Закаеву тоже:
Ныне планируется восстановление в Чечне иудейской общины. По разным данным, тут могут жить около ста евреев. Футболисты израильского клуба "Бейтар" сыграли товарищеский матч с грозненским "Тереком" (сейчас - "Ахмат"). Игра та завершилась дружеской нулевой ничьей.
Несколько лет назад Грозный даже посещала официальная израильская делегация. Решается вопрос о восстановлении в столице Чечни синагоги.
За еврейские дела в Чечне отвечает, как он сам говорит, горский еврей Моисей Юнаев, направленный с этой миссией из Пятигорска.
- Жизнь в Чечне очень хороша, - говорит сам Моисей Израилевич. - Чеченцы если узнают, что ты еврей, тут же радуются, обнимают. Говорят, хорошо было б если б вы все вернулись, кто тут прежде жил.