Приветствую у себя в гостях всех любителей истории и историй, активного отдыха и разнообразных путешествий по нашей великой, могучей и необъятной стране!
В свете волны неподдельного интереса, вспыхнувшей в комментариях к ряду публикаций о моих родных Северах, их истории, этнографии, климату, потрясающей самобытности забытых богом (но вполне успешно существующих) поморских деревенек, потихоньку открывающих свой строгий и загрубевший под суровыми северными ветрами облик массовому туристу, решила подготовить полный (насколько это представляется возможным в свете субъективных причин) обзор Поморья.
Начать нужно, несомненно, с названия и этнографического очерка истории этого интереснейшего региона в Европейской части России. Эта информация, как правило, вызывает неподдельный интерес у туристов, решивших впервые посетить Русский Север.
Начну с названия. Как регион Поморье часто путают с Приморьем (район в составе Дальнего Востока России, охватывающий заамурскую часть Хабаровского края и Приморский край Российской Федерации) , не смотря на то, что это два совершенно различных (и даже не соседствующих) региона, находящихся на западной и восточной окраине России.
Традиционно Поморьем называют территории на севере европейской части России. В узком значении этого слова, Поморье (Поморский берег, берег вдоль моря) это достаточного узкая полоса территорий вдоль южного побережья Белого Моря от Онеги (Архангельска) до Кеми. В более широком значении этого слова под Поморьем понимается всё беломорское побережье с прилегающими районами и реками; в ещё более широком (и практически не использующемся в настоящее время) понимании — весь Европейский Север России, от побережья Северного Ледовитого океана (от новрежско-финской границы) через Архангельск и далее до Северного Урала, включая Карелию, двинские, важские, сысольские, вятские, пермские земли, Посухонье, Белозерский и Печорский край.
Этимология происхождения слова «Поморье» до сих пор не ясна и покрыта тайной. «Поморцами», а затем и собственно «поморами» с XVI века именовали население прибрежной части Западного Беломорья и волостей, записанных за Соловецким монастырем до раскола в русской православной церкви.
Советский исследователь - этнограф Т.А. Берштам в своих изысканиях, посвященных этнографии, этнологии и фольклористике Русского Севера писала:
«распространённое в среде историков, этнографов и фольклористов мнение о том, что главным доказательством внутреннего единства поморов служит их почти исключительно новгородское происхождение, нельзя считать основательным. <…> Наряду с давно установленным фактом преобладания славянского (русского) компонента в формировании русского населения и культуры Севера и поморов, хотелось бы отметить важную роль, которую сыграло в этих процессах включение в состав и культуру севернорусского населения в целом и поморского в частности местных иноязычных жителей, их производственных навыков и элементов культурных традиций. Также хотелось бы подчеркнуть, что до и после сложения поморов как особой группы русского населения имела место определённая тенденция к «мирному сосуществованию» доминирующего русского населения с иноязычными соседями (племенами чуди, карелами, финно-уграми, меря и т.д.)... На этой широкой основе и происходит в XIV—начале XVIII в. формирование поморов».
Немного исторического экскурса.
С начала XII земли близ Белого моря являлись владениями Новгородской республики. По версии В. Н. Булатова (доктора исторических наук, профессора, бывшего в мою бытность студенткой Поморского педагогического университета им. М.В. Ломоносова его ректором) эти земли и есть собственно Поморье, называвшееся также в быту Заволочьем (ибо территория между верховьями рек бассейнов Балтийского и Белого морей есть водораздел, по которому ладьи в древности перетаскивались волоком). Как полагал профессор Булатов, освоению Поморья могло придать импульс монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним иго, следствием чего явилось разорение территорий Южной Руси. Постепенная колонизация Поморья и ассимиляция местного финно-угорского населения славянами привела к складыванию на европейском Севере особого этноса русского народа — поморов.
С начала XVI века Поморье, за четыре века освоения славянами, значительно увеличившись в размерах, входит в состав Русского государства. В это время Поморье приблизительно составляло около 60 % всей территории складывавшегося Российского государства, а к середине XVI века — около половины. Следует отметить (и это важно для понимания поморского характера и души), что в этой части России никогда не было крепостного права, а основную массу населения составляли свободные «черносошные» крестьяне.
Об этнографическом составе поморских территорий подробно писал великий русский историк и литератор XVIII в. В.Н. Татищев (тот самый, что подробно живописал «Путешествие из Питербурга в Москву))):
«...Народы в сей части:
Емь около Ладожского и Онежского озёр до Белого моря.
Лопь, к Северному морю.
Двиняне, по реке Двине.
Югры, или югдоры, по реке Югу и выше по Сухоне жили.
Зыряне по Вычогде, где ныне Соль Вычегоцкая.
Пермы, выше Сухоны и за Каму на великом пространстве.»
Среди традиционных занятий поморов, в первую очередь, следует выделить рыбные (морские) промыслы. «Море – наше поле» одна из старейших поморских пословиц. Исходя из этого и сложился и своеобразный психологический тип человека — помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему массу опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали многие путешественники и исследователи.
Промысловые особенности (морская охота, рыбная ловля и собирательство) позволили поморами использовать практически без изменений природный ландшафт, доставшийся в наследство от древних угро-финских народов, по – особому бережно относится к природе и окружающему миру. Так же с XIV по XVII широкое распространение получил промысел речного жемчуга, коим были богаты северные чистейшие реки. Обычай провожания реки во время ледохода, слова при переходе через ручей, благодарственные кресты за жемчуг и спасение (поклонные кресты), поклонение родникам и многие другие обычаи свидетельствуют о настоящем «культе воды». Воде поклонялись, вода кормила, вода и лечила (заговоры на воду)… Так, к примеру, как следствие явилась традиция не бросать мусор ни в реку, ни в море.
Об особенностях быта, топонимах, культуре, обычаях, фольклоре и сказаниях я могла бы рассказывать вечно))) стольким хотелось бы поделится с вами. Пишите в комментах, какие вопросы, связанные с Русским Севером, вы хотели бы видеть в последующих статьях.
А я раскланиваюсь и убегаю на поиски новых приключений и историй.
Всегда ваша Морозова❤️
Список использованной литературы:
1. Бернштам Т.А. Поморы: формирование групп и система хозяйства / АН СССР; Ин-т этнографии; под ред. К.Р. Чистова — Л.: Наука, 1978. — С. 164—165. — 176 с.
2. Булатов В. Н. Русский Север. Кн. 1. Заволочье (IX−XVI вв.). Архангельск, 1998; Кн. 3. Поморье (XVI − нач. XVIII вв.). — Архангельск, 2001. — Архангельск: Изд. центр ПГУ им. М. В. Ломоносова, 1997—2001.
3. Татищев В.Н. История Российская. Ч.1.