Найти в Дзене
Олег (История Руси)

Русский князь Олег - договора - титул - боги Русов )))

Тут постараюсь как то разобраться в очередной "интриги" нашей истории. Рассмотреть по истории титулы которые привязывают славянам по ходу всей истории, а это и цари, хаканы, короли и князь князей. Попробую рассмотреть богов, но уже у нас на Руси, ах да и те договора которые сохранились у нас, но почему то пропали в Византийских архивах. Скорей всего они были, но когда крестоносцы грабили Византию, то там сожгли много книг (а может и вывезли. по истории видно, что с определенного времени, началась охота на книги и библиотеки). Начнем Ну первое это "Кембриджский документ". Время написания письма определяется исследователями по-разному. Последнее событие, упомянутое в тексте, можно отнести к 945 году. Весьма вероятна связь письма с посольством Исаака бен Натана в Византию, в этом случае его можно датировать примерно 949 годом. "Описан захват «царём Руси» Хельгом хазарского города Самкерц, ответный победоносный поход хазарского полководца Песаха, который разбил войско Хельга, что в инте

Тут постараюсь как то разобраться в очередной "интриги" нашей истории. Рассмотреть по истории титулы которые привязывают славянам по ходу всей истории, а это и цари, хаканы, короли и князь князей. Попробую рассмотреть богов, но уже у нас на Руси, ах да и те договора которые сохранились у нас, но почему то пропали в Византийских архивах. Скорей всего они были, но когда крестоносцы грабили Византию, то там сожгли много книг (а может и вывезли. по истории видно, что с определенного времени, началась охота на книги и библиотеки).

Начнем

Ну первое это "Кембриджский документ".

Время написания письма определяется исследователями по-разному. Последнее событие, упомянутое в тексте, можно отнести к 945 году. Весьма вероятна связь письма с посольством Исаака бен Натана в Византию, в этом случае его можно датировать примерно 949 годом.

"Описан захват «царём Руси» Хельгом хазарского города Самкерц, ответный победоносный поход хазарского полководца Песаха, который разбил войско Хельга, что в интерпретации автора письма означало подчинение Руси хазарам. Песах принудил русов к походу на Византию. Поход оказался неудачным, так как русский флот был сожжён греческим огнём, и Хельг, устыдившись возвращаться на родину, отправился со своей дружиной в Персию, где погиб. Есть все основания полагать, что здесь с хазарской стороны описываются русский поход на Византию 941 и последующий поход в Закавказье в 944/945. Но точно ли это Вещий Олег?

Имя Хельг является максимально близкой к оригинальной форме передачей скандинавского имени Олег, но это не значит наш Вещий Олег."

Так все можно понять, но Олег то умер в 912 году по ПВЛ !!! Это что за Олег тогда? Тут однозначно"второй" так как мы знаем, что около 939 года отразил инспирированный Византией набег русского войска во главе с неким Хельгу (князем Олегом Моравским?) на хазарские владения в Крыму. Ну а причем тут Олег Моравский, по истории ПВЛ именно наш Олег "прибил щит" и он обязался защищать Константинополь. А тут совершенно другой Олег "вписался", а может не другой, а верней тот второй Олег? Но в письме "Царь Руси", а может не Руси, а "Рашен"? А это княжество входило в состав Моравии !!! А что мы про нее (Моравию) знаем?

Регино (II). Он пишет: «Когда Арнульфу, императору и королю франков, находившемуся в пределах баварцев в 891 году с целью подавить нападения славян, сообщили, что неприятель истребил множество его воинов и одержал победу, тот, скорбя по причине гибели своих подданных, со многими вздохами стал причитать, долго перечисляя триумфы и победы, которые франки всегда одерживали над врагами, стяжав себе славу почти непобедимых, а теперь впервые бежали перед врагами славянами. Последние (так кто это? что за славяне и от куда они пришли?), двигаясь далее, заняли страну, которая от реки Марахава (Marahaua), получила название Маравания, а затем Моравия (как пишет Беат Ренан в «Германии» (I)), и, изгнав оттуда остатки маркоманов, поселились в тех местах, значительно расширив свои владения, поскольку, как пишет Франциск Иреникус (XII), королевство славян моравов включало в себя Венгрию, Чехию и Русь (Рашен) и было таковым до предпоследнего моравского короля Святокопия (Suatocopio), о котором Пьерфранческо Джамбулари (I) пишет так: «Где он имел мир и покой на Руси, в Польше, Моравии и Чехии, странах, по природе склонных к войнам и обильных отчаянными воинами, способными на любые, самые великие дела». Эти моравские славяне, как пишет Вольфганг Лациус (IX), много воевали с франками, немцами и саксами.

Марцин Кромер и Ян Дубравий дали пространное описание этого королевства, которое просуществовало до 991 года, когда после смерти короля Всеволода (Sueulado) оно было захвачено венграми, поляками и в большей части чехами. Моравия стала христианской, по мнению Венцеслава Богемского, при Святополке (Suatoplugo), который правил моравами, имея престол в Велеграде. Он принял христианство со своим народом от Кирилла Философа, которого прежде звали Константином.

Краткий "поход" в историю Моравии говорит, что оно появилось 891 году !!! Опять полная неразбериха в теме. Да герб Рашен можете найти в хрониках. ГЕРБ СТЕФАНА НЕМАНИ, КОРОЛЯ И ИМПЕРАТОРА РАШКИ.

Продолжим, теперь немного, что нам говорят наши друзья !!!

Одним из основных аргументов было молчание о походе Олега византийских источников.

Дженкинз один из исследователей этого вопроса, в своей статье и стремился опровергнуть их точку зрения. Исследователь подверг анализу один отрывок хроники Псевдо-Симеона, где под 18-м годом правления императора Льва VI (т. е. 904 г.) говорится о походе против Византии.

Дженкинз считает, описывался поход на Константинополь каких-то вражеских войск (по мнению автора, русских). У Псевдо-Симеона, таким образом, сохранены лишь названия мест, - мимо которых (или через которые) проходили эти войска. В списке имеются названия: Μεσημβρία, Αίμος, Μήδεια, Σηλυβρία, Μακεδονία, Νικόπολις, ΓΙερόν, Φάρος, ? .Ρώς δέ, οι και Δρομΐται, ............................... ó Τρικέφαλος βουνός κατά το 'Офиюѵ, Ταδηνός .....

В тексте «русского» списка между описанием Фароса и мыса Трикефал находится испорченный и трудный для понимания отрывок, в котором речь идет о руси-дромитах и их «божественно-озаренном» вожде (или вождях): *Ρως δέ, ol και Δρομιται, φερώνυjjLOi από *Ρώς τινός σφοδρού διαδραμόντες άπηχήματα των χρησαμ-ένων εξ υποθήκης ή θεοκλυτίας τινός και υπερεχόντων αυτούς, έπικέκληνται. Δρομΐται δέ από του οξέως τρέχειν αύτοΤς προσεγένετο.

Дженкинз предлагает следующий перевод этого трудного места: «Русские .... усвоили изречение оракула, данное им путем внушения и божественного озарения теми, кто господствовал над ними»

Вероятно, считает автор статьи, это намек на возможность обожествления вещего, мудрого Олега. «Не сам ли это Олег? Тот самый ОРАКУЛ?

И он работал именно с этой хроникой, это раз, второе то что в 904 году поход был Олега и это зафиксировали, но история не виновата что какой то писарь написал "куриной лапой". Но есть четкая ссылка на русов и их вождя и описывает полный маршрут, причем дословно, да и год 904 (сомневаюсь) "когда щит прибивали" )))) А то что писарь не занес имя вождя, это упустили может даже преднамеренно при переписывании. "Теория заговора !!! аж страшно )))))

Но если по серьезному у нас только одно это ПВЛ ))) как не выпрыгивай из "шортиков" то только этот источник, но именно самый и главный так как очень точно копирует договора, стиль письма и условии договоров Византии. А это орфография, стиль письма, да много что. Спросите у ученых. Ах да совсем совсем забыл, старею. Есть косвенное подтверждение авторитета !!! Которого ни кто не оспорить не может !!! В «Историях» Льва!

Существует надежное свидетельство того же Льва Диакона. Описывая переговоры императора Иоанна со Сфендославом (киевским князем Святославом Игоревичем), он приводит слова императора:

«Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога-Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды».

«Давний договор», заключенный еще до Игоря, – это договор Олега, откликнувшийся эхом в договоре 945 года.

Да и в теме когда посольство Игоря приходит в Царьград восстанавливать древний договор Олега («обновити ветьхии миръ»), и бόльшая часть статей будет прямо (или с редактурой, сделанной, впрочем, не в пользу русских) заимствована из двух Олеговых актов (первый устный, второй уже письменный). Всплывает тема. Не все смогли в Ватикане вычеркнуть, что то но косвенно всплывает !!! Думаю пройдет время и не то всплывет.

Первая тема, это его турпоездка в Константинополь 904 года. Которая закончилась устными договорами, но ПВЛ как всегда все это описывает, как блогеры 20 и 21 века ))) с художественной и фантазийной вкладкой. Ни чего не изменилось )))

Русско-византийский договор 907 года — первый из сохранившихся в летописях мирный договор между Русью и Византией, заключён в результате успешного похода князя Олега Вещего на Константинополь-Царьград. Хотя тут так же есть море вопросов. А как же Аскольд и Дир? Конечно не было договора, но есть факты. Правда и тут не понятки. Они ти по люди Рюрика и после того, как тот явился. Этих двух "сотников" Рюрик послал ... "И было у него два мужа, не родственники его, но бояре"

разведать от куда везут зерно в Ладогу (намек на Киев). И отбыли потом, историю помним. Но это после 862 года (даты приглашения) а потом они:

" В год 6373 (865). В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир на греков и пришли к ним в четырнадцатый год царствования Михаила."

Теперь вот такой документ !!!

В 1894 г. бельгийский ученый Франц Кюмон обнаружил в Париже византийский манускрипт, включавший Хронику Манасии, где четко было сказано, что 18 июня 860 г. произошло нападение Руси на Константинополь и осада византийской столицы. Эту дату подтверждает продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народ россов «неодолимым», обращаясь к крещению русов в вскоре после набега 860 года.

Так же Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Кроме количества кораблей русов, итальянский хронист рубежа X—XI веков расходится с византийской хроникой и в оценке итогов набега:
“ «В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est].»

Так пригласили в 862, они на разведку были посланы в 865, а русы в 860 уже тусили под Константинополем?

Да и ПВЛ четко пишет, что "стала прозываться Русская земля" за долго до приезда "туриста" Рюрика, да и не записывают его в летоисчисления.

Текст ПВЛ:

"В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Поэтому с этой поры начнем и числа положим: от Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1082 года, от Авраама до исхода Моисея 430 лет, от исхода Моисея до Давида 601 год, от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, от пленения до Александра 318 лет, от Александра до рождества Христова 333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила этого 542 года. От первого года Михайлова до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, от первого года Игорева до первого года Святославова 33 года, от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; княжил Ярополк 8 лет, Владимир княжил 37 лет, Ярослав княжил 40 лет. Таким образом от смерти Святославовой до смерти Ярославовой 85 лет, от смерти Ярослава до смерти Святополка 60 лет."

Заметили Рюрика нету? "Темная личность" этот варяг !!! Да и обратим внимание ни Игоря, на Святослава даже князем не назвали тут в тексте))))

Да тут надо заметить даты !!! Призвание «варягов» в 862, а уже в 852 году говорили о "Русская земля", а это на 10 лет раньше даже призвания !!! А поход Аскольда и Дира на Царьград зафиксирован в 866 году. Да и эти даты привязаны к правлению Михаила императора Византии. А там хронику умели вести. Короче думаю о походах в 860 году и походах Аскольда и Дира надо забыть, так как они были скорее всего, но так же "темное пятно" истории Русов.

Да и еще одна ошибка в дате правления Михаила III, это с 842 год, а не 852 !!!

Так первое что мы знаем о первом походе Олега? к сожаления это только ПВЛ. Для справки Олег из Ладоги вышел только:

"В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир"

Чудо что увидел !!! ))) не смешно? года 865 они ушли (после того как Рюрик их послал), а 882 году он "увидел" !!! Что это? такое впечатление даже не знал? Глупость полная. А купцы, постоянные поставки товаров из низовья Днепра, что полная элементарная "сплетня", кто и чем живут соседи !!! Уж торгаши в Ладоге должны были все знать. Да и Олег думаю не был вождем Вещим, если бы не наведал все заранее до похода обо всем.

Продолжим, простите мои читатели, ни как до договора не дойдем хотя бы первого устного.

Да до похода, мимо Киева прошли

"В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые называются Угорскими, и стали воевать с жившими там."

Это повторяется "ВЕНГЕРСКИЙ ХРОНИКАЛЬНЫЙ СВОД"

"Итак, в год от Воплощения Господня шестьсот семьдесят седьмой, а от смерти Аттилы год сотый, во времена императора Константина Третьего и папы Захарии они снова вступили в Паннонию) Пройдя через королевство бессов, белых половцев, Суздаль (Susdalia) и город под названием Киев (Куо), они потом перешли [через] Альпы (Alpes) в некую страну"

Это вроде малое событие в истории ! Но есть некоторое уточнение, мы все знаем по "переселению народов", так вот как принято одни племена "не переселяются" а берут с собой всех кто на пути встречаются. И тут всплывает такое:

"Славяне укры, или, как их называет Регино, "украны и меланхлены", или "эминхлены", как пишет Карл Вагрийский (IV), неоднократно переправлялись через Истр и нападали на охранявших его берега римских солдат. Мне не удалось найти упоминания об исконных землях укранов ни у одного из авторов. Меланхленов же Птолемей помещает на 2–й карте Азии рядом с аланами, рекой Волгой и амазонками, знаменитыми воительницами. Оттуда с течением времени, как сообщает Иоганн Горопий (VII «Готоданика»), они перебрались на жительство на границы Подолии, на просторные равнины, удобные для пастбищ. Лудовик Цриевич (Ceruino) пишет, что эти славяне укры разграбили и полностью разрушили город Салону, бывшую резиденцию королей Далмации и, как пишет Страбон, судоверфь (Arsenale) далматского флота. Салона была также римской колонией и называлась Марция Юлия, как явствует из одной древней эпиграммы, помещенной у Мадзоки на 28–м листе."

Как вам такой сюжетик? Ну да ладно, продолжим.

"В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь»."

Первое сразу про "колеса" забываем ))) Там скорее всего Олег хотел перевести флот в бухту "Золотой Рог" закрытый цепью, кстати разведка сработала у Олега на отлично, так как флот от туда ушел на войну с арабами. И он с помощью бревен стал перетаскивать флот в бухту для штурма Константинополя. Это было самое слабое сухопутные укрепления (одна линия стен и малой высоты, по суше было три стены со рвами). Короче это место, было "Ахиллесовой пятой" в обороне. Управляющий, менеджеры и т.д. от Константинополя, это просекли и предложили перемирие. Олег изначально и не думал об штурме, наверняка понимал соотношение сил и своих возможностей. Он как мог сохранял свою дружину, поэтому и считали его "Вещем", народ и дружина его уважали. Но его "финт" с флотом произвел впечатление, скорей всего и другие хитрости применил, чтоб показать многочисленность своей рати (старый пример "разжигать костры ночью в несколько раз больше) Тут и путаница в численности.

"Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей."

Тут интересный момент, а конной войско сухопутное как? под 907 в ПВЛ: "И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях;"

Будем считать вес серебра? 2000 кораблей, по 12 гривен (если с Ладоги то гривна около - 200 грамм?) на человека ))) смех смехом не на дружинника, а человека ! а потом 40 мужей ))) короче ПВЛ источник но туманный. просто прикиньте 2000*40 = 80 тыс. !!! от куда столько? Даже так это 16 тон серебра (из расчета одной гривны) !!! теперь умножаем на 12 гривен. 192 тонн !!! серебра (грузоподъемность ладьи все знают?) Хотя не спорю Олег дружину сохранил вернулся идеально без штормов и т.д. А потом резкий рост городов на Русии, строительство укреплений и дорог.

Теперь текст:

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не разорял Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими цесарями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань».

"................ а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу."

Да тут сразу отсутствие города Новгорода ))) археологи однозначно сказали город только после 930 года появился. Не думаете же, что Новгород бы не вошел в список или это не значимый населенный пункт "и для других городов" )))

Вот еще документ : ХРОНИКА АНОНИМНОГО МОНАХА ПСАМАФИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

907 — нападение русских на Константинополь. Заключение первого договора.

911, сент — договор русских с Византией.

Кстати именно после договора Олега, в флоте Византии появляються русские )))) так

910 год, сражение возле Крита — византийский флот потерпел поражение от сарацин. За византийцев сражались 700 русских воинов.

Критская экспедиция — по данным Константина Багрянородного (середина X века), в экспедиции 910 года участвовали русские вспомогательные суда. Это подтверждает союз Руси и Византии, который был установлен к 909–910 годам.

Продолжим. Теперь про имена есть такая погрешность, все говорят почему имена не славянские, но напомню:

Тз текста Ал-Масуди, «Промывальни золота и рудники самоцветов» именно тут появилась трактовка «урманы»:

«Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся *урманы (норманны), которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.»

Потом еще одно "«Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского"

Великого князя русского !!! А куда делись ярлы? конунги и т.д. ? Это к тому что все Скандинавы, про богов потом напомню ))).

Теперь на счет имен, Хельги например или Ингвар. Просто в русской летописи скандинавские имена искажены. В конце концов византийцы наверняка тоже не знали скандинавского и переврали имена послов на свой лад. И начинается коверканье, трансформация имен русских любым произвольным образом, лишь бы получилось слово, сходное с каким-нибудь иноязычным именем. Впрочем так поступают и с географическими названиями и вообще с любым словом которое понравится. Таких примеров полно, когда одно и тоже название, имя звучит по разному на разных языках. Византийцы очень плотно общались с Западной европой и как факт естественно коверкали или искали созвучное этим именам. На самом деле все приведенные в летописи включая имя Карлы, в той или иной форме встречаются у славян, особенно западных. Попадаются они и у германцев и у балтийских народов, что говорит о родстве языков этих народов, которое в те времена было более явным. (обычно привожу пример как петух кричит на разных языках, и как этот крик записывают, ну не кричит же петух на иностранных языках, он же птица ))))).

Но если серьезно то например русских городов в византийские хроники записывали таким образом, что и не сразу поймешь о каком городе например идет речь.

Например Константин Багрянородный в своих книгах записывал Новгород, Смоленск и Любеч как соответственно Немогард, Мелениск и Телюч. Почему же мы не можем допустить что например под Ингелдом скрывается Ингослав, Веремуд на самом деле Велемуд, а Гуды это Годин?

Для примера еще приведу к вопросу об англо-русских отношениях при Ярославе Мудром.

Так вот в западноевропейской летописной как его только не писали: Juriscloht (из Jurius Georgius), Bullesclot, В других сочинениях он выступает под именем Юлий Клавдий (Julius Clodius — у нормандского хрониста Гильома Жюмьежского, Julius Claudius — у Ордерика Виталиса).

Как видим Ярослав наш имел столько "склонений" и коверкований, что он вроде как и не Ярослав уже )))))

Короче это тоже тема ))) Но продолжим по ПВЛ:

"Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда."

Если заметили делаю упор, чем клялись.

Привел устный договор. А теперь про письменный.

В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими, и послал, говоря:

«Согласно другому уряжению, бывшему при тех же цесарях — Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукой его, светлых князей, бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, цесарям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших князей и по повелению, от всех находящихся под рукой его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, такую дружбу объявить и утвердить ее по вере и по закону нашему.

Опять ваше внимание, на клятву обращаю внимание.

Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе: первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, насколько это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей. Но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда не превратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Также и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы."

В этом (договор с Византией) документе Олег величает себя «наша светлость», выступая в качестве верховного правителя русов, «великого князя» и «светлого князя», под рукой которого находятся другие «светлые князья» и «бояре», то есть целая вассально-иерархическая пирамида. В то же время имя Игоря в договоре отсутствует, как нет в нем и малейшего намека на то, что Олег выполняет функции верховного «светлого князя» временно или что над ним есть какая-то другая власть, которая формально санкционирует его действия. Крайняя щепетильность византийского двора в вопросе титулования иноземных владык служит порукой достоверности статуса Олега как легитимного главы русов.

Следует обратить внимание на титулы «светлый князь» и «наша светлость», содержащиеся в договоре 911 г. Дело в том, что подобная титулатура вообще не характерна для Руси. Данные титулы больше к западной Европе, а именно к тем же племенам Дражко, где князем всего ободритского союза, в который, кроме самих ободритов, входили племена вагров, полабов, варнов, линонов (вероятно, глинян) и смельдингов (вероятно, смолинцев). Да и вспомним опять, что именно самолично Карл Великий возложил титул на Дражко. На состоявшемся в Холленштедте 804 году государственном сейме, по свидетельству франкских анналов, Карл Великий повелел всем остальным князьям балтийских славян признавать Дражко их верховным правителем ! (что подразумевает Князь над другими князьями, появился новый титул ! «великий князь» или по западному король).

В то же время имеется показание источника, который свидетельствует о ее славянских корнях: титул «светлый князь» из договора 911 г. находит полное соответствие в рассказе Ибн Русте о славянах, где сообщается, что «глава их [славян] коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают… И упомянутый глава, которого они называют «главой глав», зовется у них свиет-малик» (буквально «свет-князь»).

Собственно говоря, высокое положение Олега среди пришедшей с ним «руси» было хорошо знакомо автору «Повести временных лет», вложившему в его уста слова: «аз есмь роду княжа». Но позднейшие переписчики летописи перетолковали это обстоятельство по-своему, включив Олега в семью Рюрика в качестве его «родственника» (Лаврентьевский список) или более определенно — «племянника» (Воскресенский список). Скорее всего тут как раз и произошла путаница в том, что именно Рюрик, это предок от племени ободритов, а вот Олег князь от племени Русов, входящих в союз племен. Потому что именно он первый везде фиксируется в хрониках и летописях как князь Русов !!! а не Рюрик. Рюрик был просто наемник, которого призвали на защиту Ладоги и тот собрав всех свободных от обязательств князей со своими дружинами и привел на Ладогу. Такое было принято средь варягов собирать «ватаги» для походов. Тут и «тумана» напустили с его братьями. Скорей всего это «пришел с верной дружиной и союзными князьями»

Одним из таких племен как раз и были Русы, которых в свою очередь Рюрик призвал (возможно нанял, для участия). Но скорей всего послание то было к Русам, но его перехватил Рюрик или тут Гостомысл постарался чтоб в руки именно Рюрика попало послание.

Поэтому тут и присутствует тот факт, что после смерти Рюрика, данное имя не прижилось средь княжеских родов !!! Поэтому смена власти с династии ободритов на русов произошла с естественной сменой вождей. Что говорит воинская сила была на стороне русов. Да и поддержали видать местные племена, так как согласно ПВЛ именно сперва посылали за море за русами !!! а явился Рюрик (так как был он реальной силой, так как имел связи с данами)!!! Тут думаю интриги Гостомысла были пропихнуть своего родственника по линии ободритов ))))) Вот вам и первый «государственный переворот» на Руси )))))

Да и очень серьезная тема Игорю (Старому) пришлось доказывать Византии, что он князь, но сам договор его потом раскрывает, что он ставленник и только, но не князь РУСИ ! Внимательно читаем его договор.

В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию:

«Согласно другому уряжению, заключенному при цесарях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы — от рода русского послы и купцы (так Игорь уже не только от себя но от купцов посланник и читаем внимательно), Ивор, посол Игоря, великого князя русского (заметим что он от рода русского себя назвал), и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев (второй Игорь !!! и явно не "Старый"), Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба (это что жена такая крутая, что своего посла имеет?), Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев (второй), Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминдов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка…, Алвад Гудов, Фудри Тулбов; Мутор Утин, купцы Адунь, Адолб, Ангивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свень, Вузелев, Синько бирич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли. И ими поручено возобновить старый мир, нарушенный уже много лет ненавидящим добро и враждолюбцем дьяволом, и утвердить любовь между греками и русскими.

Великий князь наш Игорь и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману и Стефану, и Константину, к великим цесарям греческим заключить мир с самими цесарями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока солнце сияет и весь мир стоит.

Ну да ладно с Игорем там тоже не все понятно, кто правил и как. Вернемся к титулам.

Титулы "ХАКАНЫ" тема интересная. Для начала общее всем известные факты.

В одном из старейших древнерусских источников “Слове о законе и благодати" митрополита Иллариона (11 век) каганом несколько раз именуются князь Владимир I и ещё один раз – его сын Ярослав Мудрый.

ПРИВЕДУ ТЕКСТЫ ИЗ ПОДЛИННИКА. Так как в переводах на современный везде "князья" прописаны.

"Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ. Похвалимъ же и мы, по силѣ нашеи, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лѣта владычествующе, мужьствомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и побѣдами и крѣпостию поминаются нынѣ и словуть. Не въ худѣ бо и невѣдомѣ земли владычьствоваша, нъ въ Руськѣ, яже вѣдома и слышима есть всѣми четырьми конци земли."

"Сии славныи от славныихъ рожься, благороденъ от благородныих, каганъ нашь Влодимеръ, и възрастъ и укрѣпѣвъ от дѣтескыи младости, паче же възмужавъ, крѣпостию и силою съвершаяся, мужьствомъ же и съмыслом прѣдъспѣа. И единодержець бывъ земли своеи, покоривъ подъ ся округъняа страны, овы миромъ, а непокоривыа мечемь."

"Еже и бысть, Богу тако изволившу и възлюбившу человѣчьское естьство. Съвлѣче же ся убо каганъ нашь и съ ризами ветъхааго человѣка, съложи тлѣннаа, оттрясе прахъ невѣриа и вълѣзе въ святую купѣль. И породися от Духа и воды, въ Христа крестився, въ Христа облѣчеся, и изиде от купѣли бѣлообразуяся, сынъ бывъ нетлѣниа, сынъ въскрѣшениа. Имя приимъ вѣчно, именито на роды и роды, Василии, имже написася въ книгы животныа въ вышниимъ градѣ и нетлѣннѣимъ Иерусалимѣ."

  • Еще в "СТАВЛЕННИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА"

"Быша же си въ лѣто 6559 (1051), владычествующу благовѣрьному кагану Ярославу, сыну Владимирю. Аминь."

Кроме того, на стенах Софии Киевской, ещё до второй мировой войны было зафиксировано древнерусское граффито 11 века, гласившее: “Спаси господи кагана нашего” однако из-за обвалов штукатурного слоя надпись эта позже была утрачена. Сохранился только её фрагмент на небольшом куске штукатурки, а также старые фото и прорисовки. (Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. – К.: Наукова думка, 1966. – С.49.)

В “Слове о Полку Игоревом” также упоминается некое “каганье время” – то есть время силы и могущества Руси.

Бертинские анналы известны по первому точно датированному упоминанию народа русь и хакан под 839 годом. Да вот перевод более точный с первоисточника с латинского

839 год. Бертинские анналы. тот же самый параграф !!!

Вот текст: Благодаря дарителю побед, все попросили цитату. Откуда ты знаешь, кто ты есть, кто ты есть на самом деле? их нация, рос, как они сказали, назывался, которого их король чакан, как они утверждали, адресовал термин "дружба" самому себе, запросив вышеупомянутое письмо, подчеркнув возможность возвращения к императору и оказания помощи империи во всей ее полноте, поскольку поездки в Нее принадлежали Константинополю они пришли, среди варваров и народов отличались огромной жестокостью, за что он отказался вернуть их от случайного попадания в опасность. Иммигрант из куоруры расследовал дело императора и обнаружил, что они были Нацией шведов. Король Аваров принадлежит (дружит, сотрудничает с нами) нам... больше, чем думают просители дружбы, по его мнению, он судил в отношении своих пользователей сети, относительно того, можно ли их найти правдиво или нет; и он не замедлил сообщить Своим послам и своему посланию к Феофилу через вышеупомянутые памятные знаки, и что он охотно принял их с любовью к нему, и если они были признаны верными, ему была бы предоставлена возможность вернуться на свою родину без опасности, как помощник, он и есть помощник. вместе с нашими массами направлять его присутствие, чтобы он принимал решения о том, что следует делать с такими людьми.

Интересный факт !!! Рус- Авары - Роксоланы (авары) - Король хакан !!! а потом давайте вспомним

АННАЛЫ КОРОЛЕВСТВА ФРАНКОВ 741-829 гг. (В РЕДАКЦИИ ПСЕВДО-ЭЙНХАРДА) 805 год.

"И послал каган одного из своих вельмож, прося себе древнюю почесть, которой имел обыкновение обладать каган у гуннов. Император дал согласие на его мольбы и повелел, чтобы каган имел высшую власть всего королевства согласно их старинному обычаю."

И какое племя запросило титул? А может "руги" это одно из племен аваров? антов? царских скифов? Роксоланы (аланы)? Ведь везде видим русов как бы отделяют от славян. Но авары и славяне одного корня !

По крайней мере, сообщения  «крупнейших восточных ученых Х-ХШ вв» приведенные в работе Новосельцева предполагают именно это: « Ал-Бируни толкует титул хакан как малик (царь) тюрок, хазар и тогуз-гузов. Более детальную классификацию дает ал-Хваризми, который сравнивает титулы хакан и хан. Это тем более любопытно, так как порой полагают, что оба титула - синонимы и хан произошел от хакан. Между тем ал-Хваризми объясняет хан как ар-pa 'ис (глава, вождь), а хакан - ра'ис ар-ру'аса (вождь вождей, главный вождь). Дополнительно он переводит хакан как малик турк ал-азам (великий царь тюрок) или "хан хан" (хан ханов). Следовательно, во времена ал-Хваризми и ранее оба титула не совпадали, и хакан был выше  хана, соотносясь с последним как великий князь на Руси с обычным князем. В общем получается, что хакан - титул верховного правителя, под началом которого находились другие властители, ниже его по рангу. Это подтверждается, пожалуй, и единственным (кроме хазар и русов) для Восточной Европы употреблением в XI в. этого титула у ал-Балазури: он один раз именует хаканом одного из правителей Дагестана, так называемого сахиб ас-сарир. В данном случае этот властелин фигурирует в качестве хакана гор (подразумевается его высший суверенитет в горном Кавказе).»

Иордан Алан в своей «Гетике». пишет:

Анты же, самые сильные из тех, кто живет в сторону Понтийского моря, простираются от Днестра до Днепра.

Немного далее он пишет: «Венеды, происходя из одного корня, известны ныне под тремя именами: венедов, антов, славян; которые, при Божьем попустительстве за грехи наши, свирепствуют повсеместно».

Худад ал-'алам:

«Страна [русов]. Это большая страна, и народ её плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа славян, которая им служит».

А может Русы (руги, рюги, рунеты) продолжатели цепочки Роксоланы - Царские Скифы - Антов?

Вспомним Тацита : 44 “(…)Далее, у самого Океана, — ругии (русы) и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям.

Короткие мечи? Цари? А может это предки Царских скифов? Вспомните описание храма на острове рюгов (русов).

"Они устроили в своем городе Арконе храм ......"

"Левая рука упиралась в бедро, недалеко от него виднелись узда и седло его коня, а также огромный и богато украшенный меч."

Там рядом с идолом лежат сбруя и седло и конь стоит белый. Вопрос бог то на острове !!! Значит предки были всадниками? степным народом? И тут остров не странно ли это?

Теперь вернемся к договорам и клятвам и богам. И так Игорь (клятвы Олега уже выше изложил).

"А некрещеные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи, обручи и иное оружие, чтобы поклясться, что все, что написано в хартии этой, будет соблюдаться Игорем, и всеми боярами, и всеми людьми Русской страны во все будущие годы и всегда.

Если же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, — да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от Бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву."

Как видим у Русов был "культ оружия" а уж потом клялись Перуном !!!

Но вот тут всплывает клятва Святослава и тут уже меняются приоритеты, явно уже не оружие главное, а "злато".

«Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем.»

Тут видим на первое место Перун с Волосом выходят, "потом желты как золото", о чем это он? и только в конце вспомнил об оружии !!!

Справка: В имени "Волоса, скотьего бога" - скотом именуется богатство, золото: см. летописную статью 1016 г. о наборе Ярославом наемников для войны со Святополком.

«и посадникъ Коснѧтинъ . сн҃ъ Добръıнь с Новгородьци . расѣкоша лодьѣ Ӕрославлѣ рекуще хочемъ сѧ и єще бити съ Болеславомъ и съ Ст҃ополкомь . начаша скотъ събирати . ѿ мужа по . д҃ . кунъı . а ѿ старостъ по . ı҃ . грив̑ . а ѿ боӕръ по иı҃ . грив̑ . и приведоша Варѧгъı . [и] вдаша имъ скотъ . и совокупи Ӕрославъ воӕ многъı»(ПСРЛ т.1).

В подтверждение десятки арабских авторов которые описывают Русов так :

"Они постоянно занимаются разбоем и знают только одно средство добывать себе пропитание – мечом. Если кто-нибудь из них умрет и после него останутся сын и дочь, то все имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме одного меча, и говорят ему: «Твой отец добыл себе имущество мечом»"

Про клятвы Владимира уже промолчу, там уже Христос !!! Да и это как бы вера была "верхушки правителей", Вера Русов, но не всех племен славян. Нельзя тут смешивать все в кучу.

Тут интересно один текст одного арабского историка:

"В 300(912-913) или 333(944-945) году русы приняли христианство, но исповедание этой веры "притупило их мечи", и они отправили четырёх мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами."

Да и еще один момент про Роксоланов (аланов) Аммиан Марцеллин (III) пишет:

"Нет у аланов ни церквей, ни храмов, ни хижин, ни шалашей; но, обнажив мечи и воткнув их в землю, они поклоняются им как богу Марсу, которого считают пастырем тех земель, в которых они кочуют."

второй отрывок:

"Почти все они крупного телосложения, имеют красивые черты лица, русые волосы и очень быстрый и слегка пугающий взгляд. Во всем они схожи с гуннами, но более культурны, чем те, в части пищи и одежды. Охотясь, они доходят до Меотийского болота, Киммерийского пролива, Армении и Мидии."

Меотийские болота - Балтийское море !!!

Все на сегодня хватит )))) а то бесконечно рассуждать можно.

Хотел еще дописать о смерти Олега, с этой его "аферой" поход к арабам в 912 году, когда через хазар прошел. Он что не знал что придется возвращаться, да еще с "добычей", да еще что дружина же понесет потери. И это когда постоянно воевали с хазарами? или он получил "железные гарантии" то от кого? Византия? вполне реально или будет возвращаться другим путем? Кстати в этот же год и время как раз Византия отправила флот против арабов и его арабы потопили. Да это был на остров Крит в 912 же году и по данным Византии в нем было несколько сот русских дружинников!!! Что косвенно доказывает, что Олег уже либо послал дружину ы помощь, либо это те кто остались на службе в Византии после похода на Константинополь.

Вполне реально поменялись планы, поэтому и на обратном пути хазары уже совершено спокойно напали на Русов. А что с Олегом? он получил "удар в спину" - укус змеи и скорей всего его дружина доставила раненого при смерти до Ладоги и там захоронили и тризну справили (и тут легенда про коня - хазарина и предательство -змея). Почему в Ладоге? а может его и на отчизну (родина ругов) хотели отправить но не довезли !!!