Принцессе Софии Фредерике Датской, прекрасной Дагмар, суждено было стать императрицей Российской империи. Славившаяся своей очаровательной внешностью, острым умом и замечательным характером, она обратила на себя внимание наследника престола Николая Александровича, влюбившегося в Дагмар с первого взгляда. Помолвка состоялась в апреле 1864 года в Дании, но до свадьбы дело так и не дошло. Молодой цесаревич неожиданно заболел и умер в Италии 10 апреля 1865 года.
Юная невеста сильно горевала по жениху, как и его младший брат. Возникшая привязанность между Софией Фредерикой и великим князем Александром Александровичем привела к возникновению крепкого и счастливого супружеского союза. Бракосочетание наследника состоялось в Большой церкви Зимнего дворца 28 октября 1866 года. Супруги прожили вместе практически 30 лет в любви и взаимной преданности.
При дворе обаятельную красавицу Марию Федоровну приняли очень тепло. Будущая императрица пользовалась всеобщей любовью и уважением. Легкий нрав, общительность, тактичность и тонкий вкус пленяли современников. Дагмар много занималась благотворительностью, покровительствовала искусству, блистала на балах, была великолепной наездницей.
«Несмотря на маленький рост, в ее манерах было столько величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме нее», - писал в своих мемуарах князь Феликс Юсупов.
Мария Федоровна выделялась красотой, умом и жизнелюбием. Именно такой изобразил ее замечательный художник Иван Николаевич Крамской на портрете в русском парадном платье, созданном в 1881 году, после восшествия на престол. Мастер удостоился высочайшей чести: его пригласили в резиденцию российских императоров «Александрию» для натурных сеансов. Позировать долго императрица не имела возможности, поэтому Крамской использовал фотографию, снятую в знаменитом ателье Сергея Львовича Левицкого. Эту карточку очень любил государь.
«Эффект бриллиантов словами решительно нет возможности определить. На Невском есть, конечно, в магазинах похожие, но дело в том, что они там все же положены изредка, а здесь все сплошь залито блеском. В таком огромном количестве, как у Императрицы, бриллианты имеют особый переливающийся блеск». (Из письма И. Н. Крамского к П. П. Чистякову).
Художнику удалось передать изумительное богатство оттенков сияния драгоценных камней, но главное – образ молодой женщины, обаятельной и рассудительной государыни.
О том как позировала императрица художнику и о чем они беседовали воспоминаний, к сожалению, не сохранилось. Но, надо думать, не без удовольствия, ведь сама Мария Федоровна любила рисовать. Первые уроки живописного мастерства она получила от датской королевы Луизы, увлеченной художницы. Обучение рисованию было неотъемлемой частью образовательной программы в европейских аристократических домах XIX века. Юная принцесса Дагмар владела различными техниками: маслом, акварелью и карандашом.
Оказавшись в России, будущая императрица продолжила свои занятия – ее 7 лет обучал известный маринист Алексей Петрович Боголюбов, затем мастер акварельной живописи Луиджи Премацци и художник-портретист Иван Кузьмич Макаров. Кроме того, Дагмар прослушала курс по истории искусства от архитектора, художника, академика Императорской академии художеств Ивана Ивановича Горностаева.
Алексей Петрович Боголюбов писал в своих воспоминаниях:
«Отучить ее от копотной и аккуратной чистоты в работе я не сумел, ибо это было присуще ее натуре, но с удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо».
«Увлекаясь прекрасными видами, Государыня Цесаревна начала работать с натуры. Выбор ее сюжетов меня всегда удивлял. Она сознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещенною частью этюда в середине и темных по краям тонов. Все это явно говорит о ее врожденном вкусе и добром смысле».
Свои работы Мария Федоровна с удовольствием дарила родным и близким, украшала ими интерьеры любимой резиденции правящих супругов Аничкова дворца. Интерес к живописи императрица воспитывала в своих детях.
«Между прочим, наш талант к рисованию мы унаследовали от своих близких. Мама рисовала карандашом и кистью в первые годы после замужества в 1866 году. Позже ей стало труднее выкраивать время для любимого занятия». (Из воспоминаний великой княжны Ольги Александровны).
Помимо собственного творчества, императрица живо интересовалась художественными событиями, посещала выставки и занималась коллекционированием.
Как вам работы Марии Федоровны? Знали о живописном таланте Дагмар?