Найти тему

Эвристический метод обучения


Эвристика — слово древнегреческого происхождения, буквально обозначающее «отыскиваю, открываю». Знаменитое восклицание Архимеда, обнаружившего, что объём вытесненной воды равен объёму погружённого в неё тела — «Эврика!», — имеет с термином «эвристика» один корень.

#Эвристический метод обучения — это метод Сократа.

Свои корни педагогическая эвристика берёт в методе Сократа. Античный философ устраивал со своими учениками дискуссии, чтобы те в процессе обсуждения самостоятельно открывали некое знание, а не получали его в готовом виде. Он направлял этот процесс специально сформулированными вопросами, чтобы помочь знанию «родиться».

Как современные подходы в образовании ставят студента в центр процесса обучения.

Знаменитая формула «Я знаю, что ничего не знаю» — отправная точка эвристики Сократа, который считал, что, только устранив самонадеянность и уверенность в собственных знаниях, можно добраться до истины. И как мы увидим далее, незнание как составляющая часть обучения играет важную роль и в современной дидактической эвристике.

#Эвристическое обучение в современной педагогике.

Концепция эвристики как обучения через открытия перекликается с конструктивистским подходом. Конструктивизм тоже предполагает, что ученик не усваивает знания в готовом виде, а конструирует их самостоятельно, взаимодействуя со средой и осмысляя этот опыт. Основоположником конструктивизма, а точнее — когнитивного конструктивизма считается швейцарский психолог Жан Пиаже.

В XX веке также появилась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера. По сути, Альтшуллер разработал инструменты — эвристики, — помогающие инженерам и изобретателям находить эффективные решения задач, у которых нет готовых ответов. И хотя изначально ТРИЗ создавалась именно с этой целью, сейчас её рассматривают более широко и применяют в разных сферах деятельности. Так появилась ТРИЗ-педагогика, призванная развивать у учеников творческое и самостоятельное мышление, делающая акцент на экспериментах, исследованиях и работе над проектами.

На принципах эвристики построены такие современные подходы, как обучение на основе феноменов и проблемно-ориентированное обучение, которое особенно популярно при проектировании курсов для взрослых.

Ключевыми элементами эвристического обучения называют эвристическую образовательную ситуацию (то есть вопрос, проблему или открытую задачу) и образовательный продукт (идею, гипотезу, схему, текст, модель).

Важное отличие эвристического обучения от традиционного — образовательный результат непредсказуем. Педагог даёт ученикам технологии и инструменты для его достижения, сопровождает в процессе, но не определяет конкретные результаты, которые должны получиться в итоге.

#ТемирланБапов#Образования#Менеджмент#Онлайнобразования#ТрендыОбразования#Методика#Дети#Школа#Университет#Педагог#Книги#Мұғалім#Мектеп#Методист#Вебинары