Найти в Дзене
GeograpH

В поля - не только летом: малая географо-геоморфологическая практика в МГУ

В этом номере газеты GeograpH мы хотели бы рассказать о малой географо-геоморфологической практике — о специфической форме, которую кафедра геоморфологии и палеогеографии использует в обучении второкурсников с 2015 г. Идею и форму этой практики мы почерпнули у наших коллег с кафедры социальной и экономической географии России. Мы глубоко благодарны куратору практики экономико-географов доценту С.Г. Сафронову за советы и помощь в организации наших первых географо-геоморфологических практик.

Практически сразу мы ввели малую практику в учебный план кафедры — в рамках базового аудиторного курса «Введение в методику геоморфологических исследований», который читается в обоих семестрах на 2 курсе. Для второкурсников практика является обязательной, поскольку подразумевает аттестацию, влияющую на итоговую оценку на экзамене по данной дисциплине. Однако практика пользуется популярностью, и немало студентов-старшекурсников участвует в ней на добровольных началах. Обязательно участвуют в ней также магистранты первого года обучения, пришедшие к нам «со стороны» и, соответственно, ранее ее не проходившие. С интересом относятся к этим выездам и сотрудники кафедры. Всегда в подготовке и проведении участвуют от 6–7 до 10–12 преподавателей кафедры (предварительно разбивая маршрут между собой по зонам «ответственности»).

Схема маршрутов малой географо-геоморфологической практики Составлено вед.н.с. к. г.н. В. Р. Беляевым
Схема маршрутов малой географо-геоморфологической практики Составлено вед.н.с. к. г.н. В. Р. Беляевым

Первые практики вместе с С.Г. Сафроновым готовила ст. н. с. Е.Ю. Матлахова, а затем за разработку маршрутов и оргподготовку стали отвечать кураторы группы 2 курса. Естественно, мы стараемся так планировать маршруты, чтобы студенты (да и мы сами вместе с ними) посмотрели как можно больше и по возможности познакомились с разнообразными территориями. Соответственно, если осенний выезд (обычно в конце сентября — начале октября) ориентирован в южных направлениях (юг, юго-восток, юго-запад), то весенний планируется на северные периферии Московского региона (имеется в виду Московская и соседние с ней области, а иногда и несколько дальше). Таким образом, наши поездки — это «лучи», направленные из Москвы по разным направлениям. Для практики кафедра заказывает большой автобус, обычно выезжают 30–40 человек (иногда к нам присоединялись криолитологи или экономико-географы). Обеды и место ночевки планируются и бронируются заранее. Практически всегда в рамках практики проводятся 1–2 экскурсии в особо примечательных пунктах (Ясная Поляна, Поленово, Шахматово, Полотняный Завод, Константиново, Тульский музей оружия и т.п.).

К настоящему времени уже семь вторых курсов кафедры прошли через малую практику (нынешний — пока только осенью). В «ковидную пору» мы лишились трех поездок. В связи с этим в 2021/2022 учебном году практику проходили сразу две группы. К настоящему времени география кафедральных выездов на малую практику (а их было уже 12) охватила едва ли не весь центр Восточно-Европейской равнины. Самые дальние выезды были в Кострому — Плес и в Осташков.

Понятно, что планирование маршрута — это всегда поиск оптимума: хочется успеть посмотреть побольше (и нередко заехать подальше), но здесь важно найти меру. Избыток информации, как известно, переходит в свою противоположность — ограниченное ее восприятие. Еще большее значение имеет дилемма «География — Геоморфология». Мы стараемся соблюдать баланс. Именно поэтому мы осознанно назвали практику географо-геоморфологической. Как правило, младшие студенты-геоморфологи ожидают от поездки именно геоморфологического маршрута — рельеф, обнажения, карьеры и т.п. И мы, конечно, пытаемся максимально освещать геоморфологическую ситуацию. Но вместе с тем мы считаем, что для студентов-бакалавров направления «География» (к которому мы относимся), у которых и в дипломе будет запись «бакалавр географии», не менее важно уметь вести общегеографические наблюдения: и физико-географические, и по структуре землепользования, и разбираться в особенностях хозяйства территории, ее населения. А выбрав, по понятным причинам, в качестве ключевой территорию центра Восточно-Европейской равнины, мы пытаемся обеспечить получение студентами полной или, по крайней мере, «широкой картины русской жизни». А понимание современной ситуации в регионе невозможно без углубления в историю ее освоения, чему мы тоже стараемся уделять должное внимание.

Экскурсия от А.А. Лукашова
Экскурсия от А.А. Лукашова

В некоторой степени связующим звеном между геоморфологическим и «прочими» географическими аспектами являются такие вопросы, как влияние морфолитогенной основы на структуру ПТК и особенно на структуру землепользования, а также оценка геоморфологической позиции объектов культурного наследия, коими богата территория Московского региона. А здесь, конечно, есть свои закономерности, и мы акцентируем на них внимание студентов.

Разносторонняя информация о посещаемых районах, включая геолого-геоморфологическую, дается преподавателями по пути в автобусе, а детальное описание проводится в ключевых точках — либо обусловленных положением в рельефе (конечные моренные гряды, границы оледенений, характерные поверхности зандров, видовые точки речных долин, яркие разрезы карьеров и др.), либо связанных как раз с объектами культурного наследия, историческими и ландшафтными памятниками и т.п. (Ростовский Кремль, Бородинское поле, звенигородские или ярославские монастыри, усадьбы выдающихся деятелей литературы, искусства, других сфер человеческой деятельности). Студенты 2 курса фиксируют все наблюдения (и по маршруту, и в ключевых точках) в полевых дневниках, рисуют профили характерных форм рельефа, выполняют плановые зарисовки, фотографируют. Обычно за двухдневную поездку набираются 10–12 ключевых точек. По итогам каждой малой практики всеми второкурсниками пишется общий отчет, который защищается на занятии по курсу «Введение в методику геоморфологических исследований», а затем выбранными студентами делается сообщение на заседании кафедры.

Профессор А.В. Бредихин рассказывает об оборонном значении рельефа для города-крепости Рузы в XIV-XVII веках
Профессор А.В. Бредихин рассказывает об оборонном значении рельефа для города-крепости Рузы в XIV-XVII веках

8–9 октября 2022 г. состоялась первая малая практика в 2022/2023 учебном году. Приведем отрывок из «Введения» студенческого отчета: «Маршрут проходил по западной части Московской области и северо-восточной — Калужской области, а также по Новой Москве. Мы останавливались в следующих населенных пунктах по порядку: г. Звенигород, г. Руза, г. Можайск, дер. Красновидово, дер. Бородино, г. Боровск, дер. Сатино, пгт Полотняный Завод, г. Малоярославец, дер. Папино, гор. Москва. В Можайске у нас был обед в ресторане “Камелот”, в Боровске техническая остановка для похода в супермаркет “Магнит”, в Сатино ночевка, в Малоярославце обед в ресторане “Золотая лоза”. Всего было 10 точек, в которых мы останавливались и делали описание. Стоит отметить, что, помимо непосредственно геоморфологической составляющей экскурсии, акцент был сделан также на культурный и исторический аспекты. Особенно много речи шло про войны: Отечественную войну 1812 г. и Вторую мировую. Также для нас была организована экскурсия в дом Гончаровых, владельцев Полотняного Завода. Одна из наиболее известных представительниц их семейства — Наталья Николаевна Гончарова… Была затронута в какой-то степени и археология: мы побывали на городище вятичей в Малоярославце — месте, где когда-то было поселение этого славянского народа…» Заметим, что впервые мы поставили в программу и наше Сатино, где «бюджетно» заночевали. Кстати, одна из точек была и на предыдущей легендарной базе практики географов — в Красновидово, где речь была тоже и об истории военной, и об истории факультета, и о природных изменениях, связанных с затоплением днища долины Москвы Можайским водохранилищем (рельеф уже затопленный сохранился разве что на «учебной карте № 2», с которыми работают на семинарах первокурсники в рамках дисциплины «Геоморфология с основами геологии»).

Мы уверены, что малые практики — это важнейшая составляющая в нашем кафедральном обучении. Ведь основные цели практики — знакомство с природой, хозяйством, населением Московского региона, выявление роли морфолитогенной основы в структуре и функционировании ПТК и в структуре расселения и землепользования, оценка геоморфологической позиции объектов природного и культурного наследия, а также приобретение навыков мелкомасштабного геоморфологического картографирования. По нашему мнению, важна не только собственно учебно-научная составляющая малой практики. И студенты, и мы сами многое узнаем об окружающей территории, о ее людях, и они становятся от этого ближе и роднее.

-4

В заключение хочется выразить от лица кафедры глубокую благодарность тем преподавателям, которые регулярно участвуют в проведении малой практики как нашего большого кафедрального дела: профессорам А.В. Бредихину, А.А. Лукашову, С.И. Болысову, доцентам Ю.Н. Фузеиной, Е.А. Еременко, преподавателю А.А. Деркач, вед. н. с. Л.А. Жиндареву, ст. н. с. Е.Ю. Матлаховой, В.Р. Беляеву, Е.В. Гаранкиной, В.А. Алексеевой, н. с. Н.Н. Луговому (из ныне работающих на кафедре), а также нашим аспирантам и недавним выпускникам, которые тоже часто участвуют в проведении практики (в первую очередь — Д.В. Баранову и М.А. Кузнецову). Хочется верить, что у малой географо-геоморфологической практики — долгая жизнь.

Вот некоторые отзывы студентов кафедры геоморфологии и палеогеографии, участников малой практики осенью 2022 г.

Полина ФОМИНЫХ, 2 курс

После Сатино малая осенняя практика мне показалась «другой» и необычной. Мы посетили много красочных мест Подмосковья и Калужской области, узнали их историю и, что самое главное, — изучили рельеф близлежащих к Москве территорий. Удивительно, как много знают преподаватели нашей кафедры: от геоморфологии и палеогеографии до истории России и военного дела. Как мне кажется, в практику можно включить больше прикладных задач, таких как бурение, взятие образцов и другие.

Валерия АНТОНОВА, 2 курс

Это была моя вторая географо-геоморфологическая практика, поэтому мне уже есть, с чем сравнивать. В этом году был большой уклон в сторону исторической составляющей, что не менее интересно. Из-за того, что практика ежегодно проходит по разным маршрутам, это хорошая возможность изучить с геоморфологической точки зрения новые места (в этом году: Руза, Можайск, Малоярославец). Экскурсия, проводимая в ходе практики (в данном случае на Полотняный Завод), дает возможность отдохнуть от большого количества информации и просто узнать для себя что-то новое. Хочется выразить благодарность руководителям практики за организацию таких увлекательных «маленьких путешествий» и за большое количество новой интересной информации. Приятным дополнением была ночевка на нашей базе в Сатино и атмосферные ночные посиделки с преподавательским составом и ребятами со старших курсов. Жаль, нельзя растянуть эту практику на 3–4 дня...

Евгений КОПЫЛ, 2 курс

Мне нравилась наша практика с самого ее начала. Также мне показалось очень важным то, что во время практики с нами были не только сотрудники кафедры, но и другие студенты. Мне удалось сдружиться со многими из них, чем я очень доволен.

Дмитрий ЛУКАШЕНКО, 2 курс

Порадовало теплое и уважительное отношение преподавателей к студентам, а также сплоченность коллектива кафедры, отсутствие неестественных и нагроможденных границ в личном общении. Поездка была интересная, хорошо спланированная и оставила только приятные впечатления. Правда, были моменты, когда я задавался вопросом: «Всестороннее развитие — это, конечно, здорово, но где же здесь геоморфология?»

Юлия ПОЛЕТАЕВА, 2 курс

За короткий период времени мне удалось подробно изучить особенности рельефообразования и историю развития рельефа довольно большой территории, которая ранее не была знакома мне как приезжему человеку. Особенно я благодарна преподавателям за то, что позволили посетить места, связанные с важнейшими историческими событиями нашей страны.

Мария КИРЬЯКОВА, 1 г. о. магистратуры

Малая практика мне очень понравилась. Прекрасная погода, великолепные пейзажи, яркие эмоциональные рассказы преподавателей о недавнем историческом и далеком геологическом прошлом этих мест. Большое спасибо преподавателям за насыщенную, интересную поездку!

-5

Сергей Иванович БОЛЫСОВ, д. г. н., профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии