Кто же придумал христианство? Есть очень старая гипотеза, что изначально учение Христа отличалось от нынешнего христианства, что в оформленную религиозную доктрину христианство заключил Павел - единственный из апостолов Христа, кто не знал Иисуса лично. Но при этом в Новый Завет (Священное Писание) христиан входит 14 его посланий. А это в разы больше, чем у кого-то другого. Из этого обстоятельства, что Павел не знал Христа лично нередко пытались и пытаются до сих пор сделать вывод, что Павел на самом деле не знал хорошо учения Христа и в результате исказил его. А христианство в том виде, в каком его знают большинство верующих - это учение не Христа, каким оно было изначально, а искажённое учение Павла, которому даже дали своё название - павлинизм.
В этой статье рассмотрим вопрос - дошло ли до нас учение Христа в изначальном виде или же это искажённое учение Павла. Кто же такой апостол Павел, он не входил в число 12 апостолов, да и вообще не был последователем Иисуса Христа при Его земной жизни и, действительно, не слышал Его учения, и вообще изначально он был яростным противником христианства. В частности он был частью толпы, которая камнями до смерти побила первого христианского мученика Стефана. В дальнейшем он сам становится организатором преследования христиан. Он считал, что христиане, почитая Иисуса Христа как Бога, разрушают основы его религии - иудаизма. Так, следуя в Дамаск с письмами к властям, чтобы разыскивать и арестовывать христиан для дальнейшего наказания по дороге, когда Павел шёл, его осиял яркий свет. Христос заговорил с ним. После этого видения он стал христианином.
Но Павел не пошёл к апостолам, которые были в основном в Иерусалиме, чтобы учиться от них и больше узнать о христианстве, он получает своё учение непосредственно из видений от Иисуса Христа. В его посланиях также можно заметить различия с учениями других апостолов. Это становится одной из главных причин, из-за чего некоторые считают, что изначально христианство было искажено Павлом. Но так ли это?
Хотя Павел поначалу не взаимодействовал непосредственно с 12 апостолами нельзя сказать, что его учение формируется в отрыве от других христиан. Он находился в близких отношениях с Варнавой, который хорошо знал Иисуса Христа и апостолов, и был одним из так называемых апостолов из 70. Варнава приводит Павла в церковь Антиохии - это большая христианская община, состоявшая из иудеев и из язычников, то есть представителей других народов, не иудеев. В этой церкви помимо Варнавы было много других христианских учителей. Также к моменту, когда Павел пишет свои первые послания, которые представляют из себя письма верующим церквей, которые он основал, то уже к этому моменту известны пара Евангелий - это от Марка и от Матфея, а также посланий Иакова - брата Христа, который стоял во главе Иерусалимской церкви с другими апостолами.
Исходя из этого, нельзя сказать - что учение Павла рождается в отрыве от других христиан, но почему же некоторые считают его основателем христианства, противоречащего учению Иисуса Христа? Те, кто строит теорию об отдельном Павловом христианстве рассказывают другую историю. Они считают, что Павел инсценировал своё обращение в христианство, чтобы проникнуть в церковь и разрушить её изнутри. Но затем он осознал, что можно соединить традиционные еврейские идеи с языческой греческой философией и, таким образом, он создаёт новую религию, которая могла бы понравиться и евреям, и язычникам. Представители этой теории считают, что он начал проповедовать - что Иисус на самом деле был Богом, хотя, как они говорят, апостолы считали Его просто Мессией. И что смерть Христа связана с еврейской системой жертвоприношений, что можно спастись просто веря и что закон Моисея устарел. Активная деятельность и убедительные писания Павла распространили его новые Евангелии по Римской империи. Иерусалимская церковь, включая Петра и Якова отвергла Павла как еретика и предводителя культа, и что после разрушения Иерусалима в семидесятом году иудейская церковь потеряла власть, но языческая церковь, основанная якобы Павлом усилила своё влияние. Таким образом, религия Павла, они считают, победила религию Иисуса. Вот такая версия.
На что убеждённые христиане говорят, что подмены в текстах Евангелия и посланий не было, чему есть доказательства, а также - что учение Павла развивается в христианской среде, а не отдельно от неё, и что, хотя Павел не сразу, но всё-таки встречается с апостолами через 14 лет после своего обращения и предлагает им на рассмотрения свои взгляды, которые он проповедует. И они были апостолами приняты. Но всё же - что же в его учении отличалось от других апостолов?
Прежде всего, Павел переосмысливает отношение к закону Ветхого Завета. Он отменяет соблюдение субботы, обрезание, запреты на определённую пищу и питьё и так далее. Он считал, что человек спасается верой в смерть и воскресение Христа, а не соблюдением постановлений Ветхого Завета. Некоторым, особенно выходцам из иудаизма, это не понравилось. Они пытались соединить постановление Ветхого Завета с верой в жертву Иисуса Христа и пытались навязать обращённым из язычников обрезание, соблюдение суббот и специальные праздники, а также пищевые запреты.
Именно крестная смерть Иисуса Христа, как окончательная жертва за грехи людей и Его воскресение становится центральной темой во всех посланиях Павла. Да, он отмежёвывает христианство от иудаизма, хотя сам был его верным последователем. Может быть глубокое знание иудаизма повлияло на то, что он мог увидеть в христианстве не продолжение иудаизма, а отдельную самостоятельную систему религиозных воззрений. Учение Павла не противоречит учению других апостолов, но в своём учении он расставляет акценты таким образом, что христианство становится самостоятельной системой религиозных взглядов.
Почему это делает Павел, а ни какой-то другой апостол из 12? Причинами, почему именно Павел стал тем, кто придал христианским взглядам стройность и структурированность, оторвав их от иудаизма можно считать его блестящее религиозное образование. Он был, как сам себя называл, фарисеем из фарисеев, воспитанный одним из высокопоставленных и лучших иудейских учителей. Поэтому кто, как ни он мог соотнести взгляды иудаизма и нарождающегося христианства. Павел, в отличие от большинства апостолов, вёл свою миссионерскую деятельность среди языческих народов, которые были далеки от иудаизма. Поэтому ему не нужно было соединять иудейские взгляды и традиции с христианскими. Он показывал новообращённым язычникам новый, отдельный от иудаизма, христианский путь спасения и жизни.
Христиане верят, что Павел не создавал своего учения, противоречащего тому, что учил Иисус Христос. Он лишь придал христианству, если так можно сказать, богословскую стройность. Другие говорят, что Павел совершил подлог и фактически был обманщиком, который создал собственную религию, удовлетворяющую иудеев и язычников, которая сейчас называется христианством. А что вы думаете обо всём этом? Напишите в комментариях.
Также ниже вы можете прочитать ещё пару интересных материалов.