статья из серии "О Нём или история одной религии"
Предыдущая статья завершила наше исследование становления веры Бахаи, но тут такая история, завершила официальную версию, за бортом которой есть ещё история как её назвали «забытая», а мне ближе так «затёртая». Дело в том, что (эх попробую в игру слов) движение бахаи не такое уж и унитарное, при том что люди за пределами официального течения называют себя унитариями и Бахаи считают своей фамилией в то время как официальных бахаи называют несколько другим словом:). Давайте по порядку.
Все законы, будь то духовные или гражданские, должны приводить к объединению, братству, свободе и равенству. Единство нации — это фундамент, на котором возводятся столпы политики и обнародуются её законы; а единство достигается только через братство, свободу и равенство.
Мир не лишен различий в идеях, убеждениях и стремлениях, но мне кажется, что различия в [религиозных] убеждениях должны ограничиваться местами отправления культа. Каждый человек, однако, может свободно верить как и в кого ему угодно, но эти разные доктрины никак не мешают единству человеческого общества. Закончив наши молитвы в наших разных местах богослужения, мы все объединяемся в человечности и братстве и, следовательно, должны быть равноправны в наших взаимоотношениях и гражданских правах.
Мирза Мухаммед Али Бахаи
У Бахауллы был помимо Абдул-Баха ещё один сын, принимавший активное участие в становлении движения бахаи, служивший у него секретарём, а также руками за пределами Акко, но о котором в литературе бахаи мы найдём минимум сведений: жил, взбунтовался, был исключён из общины, сам умер а учение было ассимилировано мусульманами, я в статье про Абдул-Баха примерно так и написал. Но это всё как бы и не так! Для начала представим его, Мирза Мухаммед Али родился в 1853 году в Багдаде, то есть уже в изгнании от второй супруги Бахауллы, которую он там в Багдаде и нашёл (помните, что Абдул-Баха был моногамен и начал в общине вводить культ моногамии? Так вот это и был один из аргументов в его последующей полемике с братом, чтобы отстранить его от власти, так как он был рождён от второй супруги Богоявления). В последующей жизни, когда она оказался за границами общины возглавляемой Абдул-Баха и Шоги он и его родственники стали именовать себя Бахаи, подчёркивая своё происхождение от Бахауллы.
Так вот когда парень подрос, проделав весь путь изгнания с общиной, отец его стал привлекать к работе в качестве личного секретаря и помощника. Но самое главное пока Абдул-Баха принимал паломников с Запада, Мирза Мухаммед Али занимался делами становления общины, он посещал Египет и Индию, налаживал контакты с местными бахаи (объяснял им в том числе, что они теперь бахаи а не бабиды), занимался их бытом, налаживал связи с местными властями, строил молельные дома. Также он занимался вопросом издания трудов Бахауллы, осуществлял копирование, редактирование и перевод на разные языки, с его подачи в Бомбее была издана первая книга бахаи- Китаб-и-Агдас (Наисвятая Книга), затем было выпущено ещё пять томов различной литературы на персидском и арабском языках. Помните заявление матери Шоги после свадьбы её сына и бахаи дочери канадского архитектора «союз Востока и Запада»? Религия бахаи была неоднородна! Слово двулика несколько грубо, скажем так для внешнего и внутреннего применения! Бахаи ушедшие от преследований Каджар и осевших по границам Ирана- помнили ту войну которую они проиграли и покинули Родину, и понимали, что нечто подобное может при каких-то обстоятельствах постичь их и на новом месте жительства и прямо погружаться с головою в миролюбие им было опасно. А вот приезжавшими паломниками из Европы и Америки именно вот эта любовь к Богу и Миру и были востребованы. Идея этого разделения не нова многие мировоззрения декларировали разные подходы для своих и на экспорт.
Бахаулла прекрасно понимал, ценность труда обоих сыновей и назвал старшего «Наимогущественнейшая ветвь», а младшего «Наиярчайшая ветвь» и оставил пространное завещание на случай своей гибели:
Воистину, Бог предопределил положение Мощнейшей ветви (Гусн-и-Акбара) после Величайшей ветви (Гусн-и-Азама). Он, воистину, Указующий, Премудрый. Мы безусловно избрали Акбара после Азама, как указано Тем, Кто есть Всемудрый, Всеведущий.
Бахаулла. «Китаб-и-Ахди»
В общем, можно растолковать как хочешь, считается, что братья должны были управлять общиной совместно, другая интерпретация- Мирза Мухаммед Али должен унаследовать главенство после Абдул-Баха (она станет актуальной позднее). Если Бахаулла оценивал труды Мирзы Мухаммеда Али, то Абдул -Баха видимо нет (так бывает, свой труд всегда кажется самым важным ключевым) и решил всю власть прибрать к рукам а младшего сводного брата из общины выдворить. Это произошло не сразу. Абдул-баха заполучил контроль над финансами общины и стал лицом представляющим бахаи перед правительством осман, а Мирза Мухаммед Али стал принимать паломников и заведовать делами литературы, правда среди западных паломников мы упоминаний о нём не находим, это говорит о том, что до всех паломников его не допускали. В какой-то момент Абдул-Баха решил, что только он имеет право распоряжаться любыми финансами всех общин бахаи и снял с довольствия всех родственников Бахауллы (вдов, детей, внуков) кроме собственной семьи и родной сестры, что по мнению источников обрекало их на погибель.
Те события, что я опишу далее историки движения бахаи практически не освещают, скупо комментируя, что произошёл небольшой раскол в результате чего несколько семей (стараясь не упоминать что это были родственники Богоявления) покинули общину и к середине ХХ века численность общины изгоев составляла шесть семей и образ изменников был демонизирован по максимуму.
Избавившись от конкурентов Абдул-Баха начал риторику, что он сам практически Богоявление, хотя прямых заявлений не делал. Он оставил исключительно за собой право на толкование трудов Бахауллы и в проповедях стал оперировать своими трудами наравне с произведениями Бахауллы, что с точки зрения многих членов общины уже было святотатством.
Постепенно к Мирзе Мухаммед Али начинают обращаться недовольные новым Хранителем с просьбой выступить против новых порядков подкрепляя свои заявления решимостью пойти на смерть. В 1896 году Мирза Мухаммед Али на основе трудов Бахауллы пишет послание «Сущность Единства» указывая брату на Единство Бога и его Единственность, в ответ Абдул-Баха разрывает все отношения.
На сторону Мирзы Мухаммеда Али встают многие главы восточных общин бахаи из Ирана, Индии и Египта, но они не оспаривали завещание Бахауллы и не призывали к отстранению Абдул-Баха от власти, а призывали к диалогу направленному на решение возникших разногласий, что позволяло Абдул- Баха игнорировать оппонентов, сохраняя статус-кво, и постепенно привлекать лидеров местных общин на свою сторону.
И вот здесь на сторону Мирзы Мухаммеда Али встаёт бывший личный секретарь Бахауллы (да сколько же их было? Не знаю, но судя по всему именно вот этот был самый главный- управляющий аппаратом) Мирза Ага Джан Кашани в общине имеющий титул Хадимулла - «Слуга Бога» (помните когда я писал про Бахауллу я давал перевод имени как Бог-Бог просто первая часть на арабском а вторая на персидском, трактовка Слава Бога это интерпретация для внешнего пользователя, внутри общины он был именно Богом, а его секретарь был его слугой). Считается что он родился в 1837 году и уже в детстве стал последователем Баби, после его казни он отправился на поиски нового «Того, кого все ждут», и в 1853 году в Багдаде встретил тогда ещё Хусейна Али Нури и первым признал в нём Мессиию (этого в трудах историков бахаи тоже почему-то не найти). Он прослужил при Бахаулле секретарём и церемониймейстером 40 лет до смерти последнего и большинство святых писаний бахаи написаны его рукой! Он был также упомянут в завещании Бахауллы как третье по значимости лицо в движении после Абдул-Бахи и Мирзы Мухаммеда Али. На пятую годовщину смерти Бахауллы в 1897 году он обратился к общине в речью, в которой указал что поступки Абдул-баха противоречат догмам и устоям вероучения заложенного Бахауллой! Что сделал Хранитель веры Абдул-Баха? Он в компании 12 единомышленников просто избил достаточно пожилого человека, пригрозил смертью и запер в хлеву, после чего изгнал из общины назвав дьяволом. На секундочку этот человек учил паломников из Европы любви, пацифизму и всепрощению. После смерти секретаря Хранитель Веры присвоил себе его имущество (портреты, скрижали и личные вещи Бахауллы). Хадиулла писал письмо в общину в Бомбее с описанием творящегося беспредела, оттуда приезжали агенты и пытались разобраться в происшедшем, но как бы у кого деньги у того и власть- большинство паствы оказалось на стороне Абдул-Баха. В 1902 году это письмо было опубликовано в Каире в виде трактата на 223 страницы, Абдул-Баха обвинялся в том что: скрыл часть завещания Бахауллы и неверно истолковал сам документ; с целью нанесения телесных повреждений нападал на Махд-и-Улю (вдову Бахауллы) и Фуругию Ханум (свою сводную сестру) последняя в итоге слегла с параличом; проводил политику постоянного натравливания своих последователей на семью Бахауллы вплоть до запрета любых контактов с теми кто не признавал законности его титула; запрещал отправку из общины любого письма не одобренного личной цензурой; запретил чтение скрижалей Бахауллы не одобренных цензурой и не скреплённых личной печатью.
Мирза Мухаммед Али и его сторонники предлагали созвать открытую конференцию из членов движения и в публичных дебатах выяснить кто прав, но Абдул-Баха просто игнорировал оппонентов, вплоть до своего возвращения из США. Он объёмно обвинил сторону Мирзы Махаммеда Али в вероотступничестве и прочих грехах, но в завещании, обнародованном после его смерти, открытых прямых дебатов он избегал.
Почему же именно после поездки в США? Дело в том, что в США при посещении общин бахаи он столкнулся с прямой оппозицией- унитарными бахаи или как принято в западной литературе унитаристами, правда это ведёт к некой путанице с христианами- унитаристами, но по сути и тех и тех немного и движутся они навстречу друг другу, поэтому всем как-то всё равно. Так вот эти верующие поставили статус Хранителя Веры Абдул-Баха под вопрос.
Откуда же эти ребята там в США взялись. Ну это были просто бабиды и бахаи уехавшие в США на пмж, просто раньше чем точка зрения Абдул-Баха до них добралась другая версия произошедших событий донесённая Ибрагимом Хайруллой.
Ибрагим Джордж Хайрулла родился в 1849 году в семье сирийских христиан где-то рядом с Бейрутом, он отучился в уже известном нам Сирийском протестантском колледже и уехал жить в Египет, где принял веру бахаи. Далее он уезжает в Европу и позже в США. В Америке находясь в тесном контакте с сирийской диаспорой, он начинает очень широкую прозелитическую деятельность привлекая множество людей в лоно новой веры. Первый американец бахаи- Томпсон Чейз офицер гражданской войны, командовавший подразделениями комплектовавшимися чернокожими (вероятно второй американец, ум… канадец- Оноре Джексон участник восстания коренных жителей Америки против властей в Канаде) был завербован именно Хайруллой. Он вместе с первым прибывшим на континент бахаи Антоном Хададом посещает различные выставки, конференции, семинары и прочие всевозможные мероприятия и с большим успехом находит прозелитов для новой религии. Абдул-Баха нарекает его «Петром веры бахаи» и «Вторым Колумбом». Всё говорит о том, что именно Хайрулл организовал первые паломничества бахаи в Акко, сам присутствовал с первой партией.
В Акко он стал свидетелем конфликта между братьями и занял сторону Мирзы Мухаммед Али. Тот уже сформировал свою концепцию о единстве Богу и о божественной сущности. С этой концепцией Хайрулла и вернулся в США, похоже что именно благодаря его стараниям конфликт между братьями попал на страницы газет.
В 1901 году он издаёт книгу «Факты для бахаистов» содержащую материалы сильно компрометирующие Абдул-Баха. В 1902 году. Абдул-Баха объявил его отступником и нарушителем Завета и изгнал из движение. Хайрулла продолжил работать со своими адептами в Америке, его сторонники действовали под именем «Общество бахаи» во многих городах США (основные общины Чикаго, Кенове и Нью-Йорк). Хайрулла всё-таки к американскому истеблишменту был ближе и паства потянулась за ним. И вот когда Абдул-Баха в ходе заокеанского турне увидел реальную оппозицию это сподвигло его на очередную волну демонизации оппонентов. Хайрулла умер в 1929 году на пароходе по пути в Ливан от ранений полученных во время взрыва котла.
Со смертью Абдул-Бахи конфликт разгорелся с новой силой! Теперь Мирза Мухаммед Али из №2 превратился в №1 согласно завещания Богоявления, о чём непременно вспомнили все родственники. Помните я писал, что Шоги сетовал на то что со стороны родни на него совершаются постоянные нападки, как понимаете было из-за чего. Но Шоги Эффенди не вступая в полемику, так как сказать ему в отличие от деда вообще уже было нечего возразить, как это модно говорить сейчас своих оппонентов стал молча «банить», он и собственную паству не сильно-то вниманием баловал, тут ещё на озлобленных родственников время тратить.
Но несмотря на обоснованность претензий Мирзы Мухаммеда Али, его поезд уже ушёл, старые авторитеты из местных общин, что пытались сыграть роль третейских судей в споре между братьями и заставшие время Бахауллы уже умерли, заправляло поколение воспитанное Абдул-Баха. Отколовшиеся от основной общины «взяли себе фамилию» Бехаи- Бахаи подчёркивая своё происхождение от Бахауллы, и чтобы не путаться тех кого официально называются бахаи они стали звать (и предложили называться) абасситами (прямо услышал за ухом повтор этого имени и дебиловатый смешок голосом кого-то из т\с реальных пацанов) по имени при рождении данному Абдул- Баха.
Мирза Мухаммед Али до конца жизни вёл достаточно уединённый и замкнутый образ жизни, перед смертью он написал завещание в котором отказался для своих последователей от такого титула как Хранитель веры. Он посчитал что общинам достаточно управляющего хозяйственными делами, а религиозный лидер не нужен, так как всё уже давно сказано Бахауллой и в каких-то дополнительных толкованиях не нуждается (таким образом пришёл к модели управления общиной суннитов) одним из результатов стало некоторое разобщение паствы, в настоящее время общего движения бахаи (тех что потомки) не существует- это совокупность слабо связанных между собой общин, ячеек, индивидов или даже просто идей. Мирза Мухаммед Али умер в 1937 году. Захоронен в Акко, после его кончины число бахаи (не аббаситов) резко пошло на спад и в Палестине сократилось практически до непосредственных потомков Бахауллы, абасситы указывают что это было лишь шесть семей, но вот по многим данным община бахаи (всех или только аббаситов не уточняется) в Акко в 1921 год (видимо на момент смерти Абдул-Баха) составляла всего лишь 158 человек, много ли на этом фоне 6 семей?- думаю много!
На смену Хайрулле в США отправился сын Мирзы Миухаммеда Али- старший внук Бахауллы Шуа Улла Бехаи. Он родился в Акко в 1879 году, был обвенчен с дочерью Абдул-Баха, но из-за конфликта отцов пришлось расстаться. Он много ездил по стране с проповедями. Издавал журнал за свой счёт и другую литературу, самым значимым стал труд «Забытая история Веры Бахаи» (название статьи отсюда) знакомящая читателя с альтернативной концепцией истории движения. Несмотря на все усилия, движение унитарие в в США после смерти Мирзы Мухаммед Али стало сходить на нет, оставались лишь небольшие общины в Чикаго и Кенове. Правда стоит отметить, что унитарии были в подавляющем большинстве представители творческой интеллигенции среди них было очень много писателей и журналистов. В 1914 году получил гражданство США.
Далее была ещё попытка второго сына Мирзы Мухамед Али Амина Улла Бахаи создать организованное движение в Палестине, он учредил «Всемирную федерацию Бахаи» в 1950 году (вероятно после смерти Шуа Улла Бахаи), в какой-то момент к нему присоединился бывший личный секретарь Абдул-Баха (ох, уж эти секретари!) Ахмад Сохраб. По оценкам историков, федерация пыталась объединить вокруг себя всех оппозиционеров Шоги Эффенди. Большое участие принимали дочери Бадиуллы- внучки Бахауллы Камар Бахаи и Исмат Бахаи. Мужем Исмат был внук Собх-и-Азала Джаляль Азаль, что говорит что Бахаи несмотря на распри в прошлом поддерживали отношения со своими дальними родственниками и бывшими единоверцами. Камар вышла замуж за Мусу Бахаи сына Мирзы Мухаммеда Али.
Но по большому счёту всё свелось к нескольким хозяйственным спорам. Через министерство по делам религии Израиля федерация заставила Шоги Эффенди предоставить отлучённым Бахаи доступ к усыпальнице Бахауллы и решили ещё несколько вопросов имущественного характера.
В 1952 году федерация организовала большую встречу, на которой были собраны Бахаи трёх поколений, азалиты с Кипра, родственники Баба, бахаисты из Ирана, и как бы это уже не было печально большинство потомков Абдул-Баха которых уже успел Шоги отлучить от веры (однажды Шоги Эффенди издал такую телеграмму «Мой неверный брат Хусейн после долгого периода бесчестного поведения покинул дом Учителя, чтобы общаться со своей сестрой и другими нарушителями Завета» так он изгнал своего родного брата Хусейна Али, Хранитель пополнял ряды отступников мешками). Одной из целей был сбор средств на возведения мавзолея над могилой Собх-и-Азала. Амин Улла передал большое количество трудов Бахауллы доставшихся ему от Мирзы Мухаммеда Али в музеи Британии и сейчас их место нахождения неизвестно!
Амин Улла до последних дней жизни посещал местную мечеть, куда приходили пообщаться с ним местные жители. Умер он в 1974 году, он был последний внук Богоявления бахаистов.
С конца ХХ века и до наших дней создаются попытки воскресить направление бахаистов альтернативное официальной ветви, но это уже совсем другие истории!