Найти в Дзене
Горизонт Событий

Эдвард Гранвилл Браун

статья из серии "О Нём или история одной религии" Прочитав статью про Абдул- Баха не стало интересно, а каким же образом такую широкую популярность он приобрёл будучи в ссылке, ограничен в свободе? Как появились молельные дома за океаном? Да и вообще с чего к нему вдруг паломники из США Европы потянулись, и не просто странники «собачку говорящую поглядеть» за чудесами, а как бы финансово состоятельные люди: поездка в Палестину в те времена была затратна да и небезопасна вовсе. Дело в том, что в странах Европы была запущена своеобразная реклама бахаизма. Здесь надо отметить ещё один немаловажный момент: к концу XIX века уже прошло время «Библейских обществ», большинство ведущих христианских церквей утвердили свои уставы и отдалились от первоначальной версии на безопасное расстояние. Теперь бахаизм для христиан был не исходным материалом, тянущим к себе, а экзотическим учением, к которому можно было в принципе приобщить собственных граждан, которые христианство приняли лишь формально и и

статья из серии "О Нём или история одной религии"

Прочитав статью про Абдул- Баха не стало интересно, а каким же образом такую широкую популярность он приобрёл будучи в ссылке, ограничен в свободе? Как появились молельные дома за океаном? Да и вообще с чего к нему вдруг паломники из США Европы потянулись, и не просто странники «собачку говорящую поглядеть» за чудесами, а как бы финансово состоятельные люди: поездка в Палестину в те времена была затратна да и небезопасна вовсе.

Дело в том, что в странах Европы была запущена своеобразная реклама бахаизма. Здесь надо отметить ещё один немаловажный момент: к концу XIX века уже прошло время «Библейских обществ», большинство ведущих христианских церквей утвердили свои уставы и отдалились от первоначальной версии на безопасное расстояние. Теперь бахаизм для христиан был не исходным материалом, тянущим к себе, а экзотическим учением, к которому можно было в принципе приобщить собственных граждан, которые христианство приняли лишь формально и искали истины в других учениях.

Долго не мог понять, почему к бахаи первыми не приехали агенты Российской империи, ведь у них и ранее были контакты с Бахауллой и работали над колонизацией этих земель они прям рядом по соседству, ну тут скорее дело в более жёсткой концепции РПЦ под эгидой которой шла работа в Сирии и Палестине, хотя в других случаях империя не стеснялась работать с другими конфессиями или Бахаулла опять не принял предложение из Санкт-Петербурга по каким-то личным причинам.

Так вот, когда интерес к Бахаулле со стороны Порты был утерян и там расслабились на столько, что позволили иностранцам посещать лидера духовного движения, проживающего в столь важном месте, которое османы контролировали лишь на бумаге, а рот разевали все кому не лень конечно же в Акко сразу прибыл гость из Британии, и был он не меценатом и не актёром.

Эдвард Браун (здесь и далее изображения из открытых источников)
Эдвард Браун (здесь и далее изображения из открытых источников)

Звали его Эдвард Гранвил Браун (1862-1926) и в бритопедии он числится как английский иранолог, а в гости к Бахаулле он собрался взяв с полки книжку во время учёбы))) : "Его интерес к движению Бабидов был вызван книгой Гобино, на которую он наткнулся в библиотеке Кембриджа во время поиска материалов о движении Суфиев." Ну как бы мой читатель мельком с Брауном уже знаком, он профессиональный разведчик и дипломат, в конце его карьеры, когда он отошёл от работы «в полях» организовал при Кембридже центр подготовки кадров для государственной работы в Египте, Судане и Ливане.

В общем, прибыл в Акко мистер Браун далеко не по собственному хотению, а по заданию, в Лондоне он помимо акдемической подготовки прошёл ещё так скажем практику «с носителем языка»- в рамках обучения дружил с путешественником из Персии. По каким-то причинам британцы оказались расторопнее конкурентов и первые вышли на Бахауллу. Браун сдружился с Абдул-Баха, изучил быт общины и основы мировоззрения бахаи и провёл несколько интервью самого Бахауллы (четыре раза в течении пяти дней). Взялся за перевод религиозной литературы бахаи на английский в том числе «Рассказ путешественника» Абдул-Баха.

После контактов с бахаи Браун выпрашивает себе должность в дипломатической миссии в мамлюкате Каджар и несколько лет провёл в Персии, где продолжил изучение истории движения бабидов.

Вернувшись в Англию он работал преподавателем персидского и арабского. Выпустил несколько трудов в том числе «Год среди персов», который стал академическим по вопросам истории Баби и его движения не только в Европе, но и в общине бахаи, так как Браун и Абдул-Баха поддерживали переписку и таким образом, синхронизировали имеющиеся у них данные.

-2

Ещё Браун многое посвятил изучению опиума, не только «для народа», но и для человека индивидуально- в его книгах ярко описано воздействие наркотика на человека.

Результаты его контактов послужили тому, что правительство Британии дало «зелёный свет» и организовало паломничество не совсем принявших христианскую веру к Абдул-Баха Сыну Бога проживающему в Палестине, где также можно было посетить могилу Пророка из Персии на горе Кармель и Богоявления. Религия Бахаи заменила в умах людей разные сектантские толки и тайные общества, это был своеобразный запасной вариант- религия для элиты и помогало продвижению влияния интересов Лондона на Ближнем Востоке.

Кстати напомню, что переезд в Палестину евреев в те годы был ещё очень слаб и паломничество бахаи повидаться с Сыном Бога и увидеть захоронение Богоявление было куда содержательнее, чем «путешествие к пыльной стене» ©.

продолжение следует…