статья из серии "О Нём или история одной религии"
Редко видел я кого-то, чья внешность производила бы на меня большее впечатление. Высокий, хорошо сложенный мужчина, державший себя прямо, как стрела, в белом тюрбане и одеянии, с длинными черными локонами, спускавшимися почти до плеч, широкий крепкий лоб, указывавший на сильный интеллект, вкупе с несгибаемой волей, острый взор, как у сокола, и четкие, но приятные черты лица — таково мое первое впечатление от Аббаса Эффенди, «Учителя», как его обычно называют..
Эдвард Браун
На смерти Бахауллы история не закончилась, движение уже имело чёткую структуру, и место лидера унаследовал его сын Абдул- Баха (Слуга Бога), при рождении он получил имя Аббас. Этот был старший сын Бахауллы, тот самый от которого Тахира не могла оторваться, для определённых кругов он и являлся Сыном Божием и в системе ценностей бахаистов он третий из трёх наисвятейших! В семь лет мальчик переболел туберкулёзом, последствия на себе он ощущал всю оставшуюся жизнь. Когда его отца упаковали в зиндан ему было восемь лет. Он следовал за отцом по местам его пребывания, по сути находился в его тени поэтому о его деятельности сообщается не очень много: учился, посещал мечети, изучал Священные писания иудеев, мусульман и христиан и прочее, что помогло ему превратится из мальчика в юношу и стать секретарём отца, вернувшегося из уединения в Сулеймании. Считается, что он был первым кому Бахаулла сообщил, о том что он и есть Богоявление предсказанное Баби. Он заслужил от отца несколько персональных эпитетов званий в системе ценностей бахаи «Учитель», «Тайна Бога», «Святая Ветвь», «Центр Завета».
Как бы то ни было, Абдул Баха вслед за своим отцом прошёл по всем местам ссылок и после разлаживания внутри общины оказался с семьёй и некоторым числом последователей теперь уже бахаи в тюрьме- цитадели города Акко. Здесь был режим содержания похожий на тюремный, община находилась в изоляции а местным властям и жителям советовалось категорически воздерживаться от контактов с сектантами. Но со временем режим ослаб и общине было разрешено переехать в окрестности, всё говорит о том, что общиной к этому времени управлял Абдул-Баха. Его таланты позволили не просто завоевать общине место под палестинским солнцем, но и сделать движение со временем доминирующей силой в районе. Вот к примеру цитат из статьи википедии:
Годы Первой мировой войны Абдул-Баха провёл в Хайфе (ныне Израиль). Он не покинул Хайфу, не взирая ни на обстрелы города британским флотом (Royal Navy), ни на угрозы турецкого командования. Он лично организовал широкомасштабные сельскохозяйственные работы, благодаря коим удалось избежать голода в Хайфе и Акре.
По сути бахаи организовали здесь собственное квазигосударство и провозгласили свой суверенитет в отсутствии другой власти. Правда сдаётся мне что достигнуто это было не без помощи европейцев… Ах да, вот если интерес к общине со стороны Османской империи ослаб по каким-то причинам (в этом ещё стоит разобраться- вопрос крайне интересный), то интерес той же Британии возрастал, ну как же община являлась очень ценным потенциальным агентом притеснённой Константинополем и расположенной в столь стратегически важном месте, и дабы установить с общиной связь в Хайфу прибывает никто иной как… а попробую сохранить интригу и расскажу об этом человеке в следующей статье.
Абдул Баха был женат «по расчёту» на дочери влиятельного бахаи из Исфагана, которую он в глаза не видел, её доставили в Акко по договорённости родителей. Образовав семейную пару они родили 9 детей, но большинство умерли в детском возрасте, выжили только дочери. Абдул Баха решил что свяжет свою жизнь только с одной женщиной, это стало ключевым моментом в истории бахаи, обусловившим переход к моногамии.
После смерти Бахауллы, по его заветам, Абдул-Баха полностью возглавил общину, что не понравилось паре его братьев, пытавшихся оспорить его лидерство, в итоге откололось несколько семей, которые впоследствии были ассимилированы мусульманской общиной.
Абдул-Баха ведёт проповеди, увидеть его приезжают люди всех конфессий со всей округи, в том числе из-за рубежа. При этом с 1898 года из-за рубежа как правило приезжают не простые паломники, а представители творческих и политических элит: актёры, писатели, меценаты, предприниматели, политики (казалось бы почему?). А вот наплыв такой публики уже стал напрягать местные власти и на какой-то период режим заключения Абдул-Баха был усилен. Но это не мешало ему в период 1900-1910 годах заниматься строительством усыпальницы на горе Кармель, где он выкупил землю для погребения останков Баби, восстановлением дома Баби в Ширазе и строительством дома поклонения бахаи в Ашгабаде, согласитесь очень широкий размах деятельности для заключённого.
Революция младотурков принесла амнистию политзаключённым в 1908 году, в том числе и Абдул-Бахе. Ну известия в глубинку дошли не сразу. Первое время Абдул-Баха потратил на приведение в порядок местных дел, а затем отправился путешествовать. Первой поездкой была в Европу где посетил Лондон, Бристоль и Париж в 1910 году. А вот оттуда, чуть не сев на «Титаник» (купил более дешёвый билет на другой пароход) махнул за океан. Где в 1911-1912 годах посетил множество городов США восточного побережья и Монреаль. Он посещал множество конференций, посещал различные религиозные заведения различных конфессий, встречался с лидерами политических и социальных движений. Но конечно же больше внимания уделял домам поклонения бахаи, которые имелись на территории США- его приём паломников не прошёл зря.
Его визиты сопровождались пристальным вниманием прессы США и Канады, газеты пестрили заголовками: «Апостол мира встречается с социалистами, новаторская схема Абдул-Баха для распределения избыточного богатства», «Персидский учитель, проповедующий мир», «Нас посещает Его Святейшество, но не Пий X, а А. Баха»- он был популярен, его ждали, ждали как Того Самого!!!
Затем Абдул-Баха, возвращается в Европу, где посещает Вену, Будапешт и Штутгарт. В 1913 году отправляется в Египет, где провёл полгода, и возвращается в Хайфу. Стоит отметить, что случайных пунктов в его поездках не было. Это был человек дела или деловой человек, пусть и от религии. В Вене и Будапеште например в это время еврейские общины оказывали давление на правительство Османской империи для предоставление им земель в Палестине или Египте и вот Абдул-Баха едет в Египет а в Хайфе в 1914 он встречается с Ротшильдом, держателем банковских обязательств осман и финансовым двигателем проекта еврейского государства в Палестине.
Затем последовала ПМВ, община уехала подальше от побережья и практически стала властью в окрестных территориях организовав сопротивление османским войскам, хотя доставалось и от британцев.
Правда или нет, но считается что Ахмет Джемаль-Паша (один из триумвирата «трёх пашей» министров узурпировавших власть) грозился распять Абдул-Баху (напомню Сына Божьего).
Усилия Абдул-Баха помогли предотвратить голод в регионе (у него был участок земли на берегу Иордана, где его последователи выращивали пшеницу и 30% урожая принадлежали ему, по его распоряжению они были переданы населению).
При занятии Палестины британцами его удостоились посетить командующий войсками, верховный комиссар Палестины и военный губернатор Иерусалима. Был произведён в рыцари Британской империи.
При англичанах он вновь развернул миссионерскую деятельность, принимал паломников, обустраивал памятный комплекс на горе Кармель, вёл переписку с бахаи по всему Миру. Систематизировал труды по устройству религии, есть ряд писаний которые распространяются только в кругу духовной элиты бахаи.
Очень тепло встретил новость о создании «Лиги Наций», что его движение предрекало ещё в 1875 году. Но также отметил, что созданный орган будет не дееспособным так как не учитывает интереса всех наций.
Умер 28 ноября 1921 года Захоронен в усыпальнице Баби.