статья из серии "О Нём или история одной религии"
Не знаю куда кинуться в дальнейшем повествовании и выбор мой пал не по мотивам восстановления хронологии, а раз уж начали за женщин… В общем, в этой истории «Мария Магдалина» была не одна, хотя это далеко не первый образ который охото примерить изучая образ героини этой статьи итак,
Фатиме Барагани Казвини, она же Заррин Тадж -«Золотой Венец», она же Куррат-уль-Айн «Услада моих очей», она же Тахире- «Чистая», она же «так похожа на Марию Магдолину», она же «новая Фатима», она же 17-я буква Живого (примерно 1817, Казвин- 1852 Тегеран)
Такая женщина, как Куррат уль-Айн — явление редкое для любой страны и любого времени. Но для Персии она — явление уникальное, можно сказать, — чудесное. Красота, редкий ум, красноречие, бесстрашие, а также обстоятельства ее трагической гибели — все это сделало Тахиру бессмертной в глазах соотечественников. Если бы религия Баба ничего не дала миру, кроме Тахиры, это уже было бы важным и значительным вкладом
Эдвард Гранвилл Браун
Как тёмен и беден наш народ, как унижена женщина. Но настанет день, и на земле воцарятся прекрасные законы. В мир придет новый Учитель. И мне бы хотелось стать первой женщиной, которая будет служить новому Пророку!
Фатима Барагани Казвини
Великая поэтесса и писательница всего Ирана родилась в Казвине в семье богословов, её дядя был крупным религиозным авторитетом Мирза Таги Боргани.
Бахаи сейчас преподносят её как исключительно богослова и религиозного философа своего культа, но это не так, имя «Золотой Венец» она носила в среде шиитов-фундаменталистов. Получила для тех времён шикарнейшее образование. Её отец всё время негодовал, почему она не мальчик, так бы раскрыла все таланты, возможно, что это повлияло на её настрой на борьбу за права женщин в будущем. Её красота и ум притягивали к ней людей и она получила известность на всю страну. В 14 лет была выдана замуж за двоюродного брата.
Увлеклась литературой шейха Аксаи (кстати, её дядя с ним был знаком и как-то дискутировал), Ахмад на тот момент умер, но Фатима вступила в переписку с Сейид Казим Решти (учитель из Решта). В 26 лет отправилась в хадж в Кербелу, заодно и учителя наведать, но опоздала, Сейим Казим Решт на днях скончался. В Кербеле начала проповедовать и завоевала любовь народа, однажды ночью ей приснился , Тот Кого все ждут....
Её деверь отправился на поиски Обетованного и познакомился с Сейидом Али Мухамеддом Ширази. По переписке Фатима сразу идентифицировала Баба как Того Самого, а Баб признал её как 17-ю букву Живого (апостол то есть), 16 стал её деверь Мирза Мухаммад, Фатима стала единственной признанной Буквой Живущего без личной встречи с Ним. Прожила в Кербеле три года , проповедовала идеи Баби, занялась переводом сочинений Баба на персидский язык (занятно конечно, по многим свидетельствам Баб владел арабским очень плохо, на каком же языке он писал). Прогневала местное духовенство тем, что в день скорби по имаму Хусейну не приняла траур, надела праздничные наряды и веселилась стоит заметить, что на тот момент ни о каком разрыве с фундаменталистами речи не шло, и сей инцидент можно приравнять к торжественным гуляниям устроенным на Красной Площади в день траура по Ленину активисткой комсомола, искренне считающей, что именно так всё и должно быть). За такие шалости её закрыли под домашний арест, до принятия решения, которое власти всё откладывали ( с одной стороны надо бы наказать за столь эпатажное поведение, с другой стороны любовь народа). Всё решилось то ли с бегством, то ли с высылкой сперва в Багдад, а затем и в Персию под охраной всадников и в окружении 30 последователей. С проповедями отправилась на встречу с Тем Самым, но дорога завела в родной Казвин, где произошёл окончательный разрыв с семьёй (отец и дядя недоумевали почему она следует за каким-то юношей из Шираза, отец прямо сказал, что поверил бы ей, если бы она была мужчиной и объявила себя Баб), развод с супругом и ссора с дядей, окончившаяся убийством религиозного авторитета. Шиитская община ответила погромом бабистов, саму Фатиму заперли в отчем доме и приговорили к смерти за организацию убийства. Побег ей устроил Бахаула, он же приютил в своём доме в Тегеране. В истории бахаистов есть одна интересная история:
Однажды знаменитый ученый муж по имени Вахид посетил дом Бахауллы, чтобы побеседовать с Куррат уль-Айн. В это время она была занята игрой с сыном Бахауллы, трехлетним Абдул-Баха и, казалось, совсем не спешила прервать ее ради встречи с Вахидом. «Разве ты не оставишь ребенка и не выйдешь к великому Вахиду?» – поинтересовался кто-то из домочадцев. Но Куррат уль-Айн еще крепче прижала к себе сидящего у нее на коленях малыша и сказала: «Как же я оставлю тебя, защитника Дела Божия, ради одного из последователей этого Дела!» Все, кто слышал эти слова, были удивлены и не поняли, что она имела в виду. Теперь многие считают, что Бахаулла посвятил ее в тайну, рассказав о том, какое будущее было уготовано Абдул-Баха.
но ведь правда интересно? женщина по имени Чистая (правда это имя она получит позже) на руках с ребёнком сыном Бога.
Из Тегерана она отправилась в Бедашт на собрание бабидов, До сходняка безоговорочным лидером движения, замещающим находящего в заточении Али Мухаммеда Ширази был юный Мохаммед Али из Барфуруша. Баб на собрании не присутствовал, Бахаула болел и также первые дни пропустил, но Фатима устроила такой перфоманс, после которого бабиды приняли сторону Бахаулы (некоторые правда отреклись от Веры). Именно Фатима стала рокочущим голосом объявившим о наступлении Новой Эры. Она явилась на собрание с открытым лицом, в Иране такого никто и никогда не делал- произвело неизгладимое впечатление, один из бабидов убежал и перерезал себе горло, несколько, как уже говорилось выше отказались от Веры (я хотел провести аналогию, что это равноценно появлению женщины члена КПСС на Пленум в открытом купальнике, но похоже что сравнение несопоставимо), таким образом она провернула переворот внутри движения, вместо соратников Баби, первыми лицами стали потомок аристократов Бахаулла и потомок богословов Тахира, ни разу с Баби лично не встречавшиеся. На Пленуме она получила имя Чистая.
По окончанию встречи, власти арестовали Тахиру и доставили в Тегеран, и заключили под стражу в доме коменданта города. В Тегеране Насретдин предложил ей отречься от Баби, вернуться в лоно истинной церкви и занять почётное место в его гареме. Но Тахира отказалась, сославшись, что они живут в разных Вселенных.
Она прожила под арестом три года, завоевала любовь семьи коменданта, вновь могла принимать посетителей. но для властей она всё так же оставалась опасной и однажды ночью за ней пришла стража и отвела к полицейскому участку в саду Ильмани. По версии сына коменданта, сопровождавшую Тахиру, пьяный начальник полиции достал свой платок , передал его полицейскому и приказал задушить женщину, но полицейский оторопел и убежал, что-то выкрикивая на турецком (прям беда с этими каджарскими палачами, то армяне целой толпой по Баби попасть не могут, то вот турки полицаи сердобольные).
Нашли второго исполнителя, тоже пьяного (а казалось бы по официальной версии вполне себе мусульманское государство), он вооружился платком самой Тахиры и придушил, тело бросили в колодец на териитории сада и засыпали камнями. По версии личного врача Насретдин шаха Якоба Эдуарда Полака Тахиру убивали медленно и мучительно в течении всей ночи. Возможно, труп сожгли.
Европа откликнулась негодованием. Да-да, в середине XIX века и последующие лет сто образ Тахиры, о которой сегодня (ну сегодня уже проще, чем четыре года назад) информацию приходится собирать по крупицам, сильно будоражил умы культурной богемы Запада. Рассказы о Фатиме прибывали в портовые города с моряками, редкими журналистами и прочими европейцами побывавшими в сказочной и далёкой Персии (и рассказы о ней очень просто становились в один ряд со сказками «Тысяча и одна ночь» и прочими библейскими сказаниями, просто у эпосов сложились разные пути, что-то приняло статус «сказки», что-то ушло в глубокую древность), проходило через клубы писателей- гашишистов придающих рассказам соответствующий антураж и расходилось по умам, жаждущих страстей и приключений. В России за судьбой Тахиры очень сильно следил вездесущий Лев Толстой. Изабелла Гриневская (Бейла Фридберг) по мотивам романа французского дипломата Анжа де Сен-Кантена «Любовь в стране магов» написала несколько пьес, где Фатима была одной из ключевой фигур. Во многих произведениях футуриста Велимира Хлебникова возникал образ этой восточной поэтессы. Королева Румынии Мария Александра Виктория Эдинбургская, разделявшая религиозные взгляды бахаистов издала о Тахире книгу. Сара Бернедетт узнав о героини статьи попросила написать спектакль, в котором сыграла главную роль «Чистой».
Ещё помните такой момент, что движение бабидов носило характер явления, которое в наше дни характеризуется как «цветная революция»? Ну так перевернуть режим Каджаров на важном транспортном узле, через который можно было контролировать промышленные кластеры производящие так важные для Европы колониальные товары было актуальным ещё многие десятилетия, размахивать пробиркой в те времена было бессмысленно, а шатать умы богемы тем, что режим бесчеловечных азиатов зверски замордовал талантливую и беззащитную даму было вполне себе актуально.