239K подписчиков

Начало прекрасной эпохи

615 прочитали

Промышленная революция разделила девятнадцатый век на «до» и «после». Мир уже не мог быть другим — прогресс ускорял темп жизни, открывал перед странами, изобретателями, промышленниками и коммерсантами новые границы. Одним из даров этого времени стали всемирные выставки, собирающие на одной площадке достижения разных стран в самых разных областях.

Промышленная революция разделила девятнадцатый век на «до» и «после».

Первая всемирная выставка

Считается, что прообразом первой всемирной выставки была парижская выставка промышленной продукции, впервые состоявшаяся в 1798 году. Через полвека такую выставку задумают провести в Англии: на её подготовку уйдет пять напряженных лет, в течении которых команда организаторов сталкивалась с финансовыми проблемами, кризисом доверия общества и потенциальных участников и даже с вопросами экологии — против возведения выставочного павильона в Гайд-парке началась целая кампания. Но, несмотря на всё это, первая всемирная выставка, которая позднее получит название «Великой» открылась 1 мая 1851 года.

Промышленная революция разделила девятнадцатый век на «до» и «после».-2

Возведенный в парке выставочный павильон поражал воображение посетителей: это была не та архитектура, к которой они привыкли, — здесь было только стекло и железо. Небывалая постройка, возведенная в рекордные сроки, для мероприятия, которое ещё никто никогда не организовывал. Сама королева Виктория после открытия выставки написала:

«Бесспорное одобрение, радость в каждом лице, необъятность и великолепие здания, сочетание пальм, цветов, деревьев и скульптур, фонтанов, звучание органа, две сотни инструментов и шестьсот голосов сливались в один, и мои любимые друзья, которые воссоединили историю всех стран Земли, — все это действительно имело место и останется в памяти навсегда».
Промышленная революция разделила девятнадцатый век на «до» и «после».-3

На выставке было представлено четыре больших тематических раздела: рабочие материалы, машинные, промышленные продукты и скульптура — произведения искусства соседствовали с последними новинками промышленности, что для публики было в новинку. Церемония открытия собрала 25 000 человек — приличная цифра даже в наше время — а всего за пять выставочных месяцев выставку увидели 6 000 000 человек! Успех мероприятия был очевиден: существенная прибыль, позволившая с лихвой окупить все затраты, сделала всемирные выставки традиционным событием в Европе и Америке.

Традиция всемирных выставок

Великая всемирная выставка 1851 года способствовала дальнейшему развитию промышленности и прогрессивного производства. С тех пор подобные мероприятия на стыке сфер промышленности, коммерции и искусства стали очень популярным форматом, сами современники звали из свиданием для народов.

Наш соотечественник, художник Нестеров, посетивший выставку в 1889 году писал: «На улицах особенно оживленно, каких народов не увидишь здесь: и арабы в своих костюмах, и негры, мулаты, индейцы».

Всемирные выставки были не столько площадкой для состязания и конкуренции, сколько местом заключения новых договоров, обмена опытом и технологиями; в рамках всемирных выставок также проходили международные конгрессы, на которых обсуждались самые актуальные вопросы своего времени. Кроме этого, масштаб и значимость этих выставок, который возрастал с каждым новым мероприятием, позволял называть всемирные выставки инструментом для диалога между странами и возможностью для решения внешнеполитических проблем. Многочисленные посетители могли увидеть своими глазами образ жизни, достижения промышленности и произведения искусства самых разных стран, подчас совершенно экзотических — как, например, Россия.

Промышленная революция разделила девятнадцатый век на «до» и «после».-4
«Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствованием человечества» — таков был девиз первой Великой всемирной выставки. До конца прекрасной эпохи главной целью так и останется демонстрация промышленных изобретений и достижений.

Первая выставка, проведенная в Лондоне, стала образцом для будущих мероприятий — но каждый раз организаторы старались не только превзойти предшественников, но и оставить свою лепту в традиции.

Например, парижская выставка 1855 года расширила экспозицию изящных искусств, выведя ее в отдельную направленность мероприятия. А уже с 1867 года страны-участницы стали строить специализированные павильоны под каждый из тематических разделов. Инженер Эйфель к парижской выставке 1889 года возводит знаменитую башню, давая начало сооружать специальные объекты, которые символизировали бы масштабность и направленность мероприятия. Это добавило всемирным выставкам славы: теперь от каждого мероприятия ждали особенных архитектурных сооружений, рожденных гением современной инженерной мысли.

Дворец машин на выставке 1889 года
Дворец машин на выставке 1889 года

Одной из традиций всемирных выставок стал и особенный интерьер павильонов: он должен был отражать либо тематику раздела, либо подчеркивать особенности стран-участниц — так появлялись павильоны в китайском, турецком, японском, американском, русском и др. стилях). Первый выставочный павильон «Хрустальный дворец» приучил организаторов не боятся новых материалов, поэтому одной из визитных карточек всемирных выставок были материалы, которые только-только вводились в массовое производство: стекло, бетон, асфальт и другие.

Также с каждой новой выставкой возрастало не только количество экспонатов, но и расширялись группы и темы, в которых они представлялись: в 1851 году на выставке было 4 тематических раздела и 31 класс, а в 1889 — 9 групп и 83 класса.

Всё это рождало высокие требования и ожидания от главной выставки новой эпохи. Все взгляды были прикованы к Парижу.

Великая выставка в Париже 1900

Парижская выставка 1900 года должна была подвести итоги ушедшего столетия, показать миру, чего же смогло достичь человечество.

«В самый момент закрытия выставки 1889 года, экспоненты и посетители инстинктивно назначали друг другу новое свидание в Париже в 1900 году. Будучи еще под впечатлением внушительного зрелища, которого они были участниками или зрителями, они уже спрашивали себя: какими чудесами гений Франции и ее гостей мог бы заставить если не забыть блеск великого праздника столетней годовщины, то по крайней мере достойно освятить XX век и отметить новую станцию, пройденную современною цивилизациею».
Из записки министра торговли и промышленности Жюля Роша президенту Французской республики Сади Карно

«Выставка 1900 года определит философию и выразит суть XIX века», — писала французская сторона в 1892 году и, накануне Дня взятия Бастилии, правительство объявило, что примет международную выставку 1900 года в Париже.

После этого организаторам предстояло тушить пожары недовольства внутри страны: регионы раскритиковали решение проводить выставку в Париже — и дело тут было вовсе не в желании показать свой край. Никому не хотелось, чтобы всё финансирование и все сливки от такого мероприятия опять достались столичным мастерам и коммерсантам. Правительство Франции пообещало, что в преддверии выставки века будет распределять заказы между всеми регионами страны. Стройка предстояла грандиозная!

Специально к мероприятию возвели два вокзала: Лионский и Орсе, дворцы Малый и Большой, мост Александра III — город готовился удивлять, но не только архитектурными изысками Парижа.

Porte Monumentale, вход на выставку1 из 8
Porte Monumentale, вход на выставку1 из 8

Кроме того, что готовился отдельный павильон электричества, настоящий Дворец света, купол которого венчала девятиметровая статуя, светящаяся по ночам, сам город отчасти электрифицировался: к лету 1900 года планировали запустить ветку парижского метро, троллейбусную сеть, а также диковинные движущиеся тротуары. Ленты устанавливали вдоль павильонов, тянувшихся вдоль реки, для гостей были доступны более быстрая и медленная дорожки — на них с ходу могла взойти даже дама без помощи кавалера, можете увидеть это на кадрах хроники.

В одном из каталогов, посвященных выставке, писали:

«Выставка 1900 года, всемирная и универсальная, — это великолепный результат, неслыханный итог целого столетия, наиболее обильного изобретениями, больше всего изобилующего науками, которые произвели революцию в экономике Вселенной.
В музеях, расположенных по разным секциям выставки, показан шаг за шагом поступательный ход прогресса, обусловившего переход от дилижанса к экспрессу, от посыльного к беспроволочному телеграфу и телефону, от литографии к радиографии, от первых поисков угля в недрах земли до аэропланов, стремящихся покорить воздух.
Это выставка великого века, который, завершившись, открыл новую эру в истории человечества».
План всемирной выставки в Париже 1900 года, общая площадь 216 гектаров
План всемирной выставки в Париже 1900 года, общая площадь 216 гектаров

Главный вход на выставку невозможно было пропустить: он представлял собой огромную арку в с стиле ар-нуво. Далее можно было пройти к Эйфелевой башне, вокруг которой располагались тематические павильоны. Чтобы познакомиться с павильонами остальных стран участниц надо было пройти (или проехать на движущейся ленте) вдоль набережной. Каждая страна постаралась отличиться своим павильоном, но тратиться мало кто хотел: только Россия отстроила свой огромный павильон не из дерева, а из камня.

Промышленная революция разделила девятнадцатый век на «до» и «после».-8

Выставка, как и в другие годы, стала центром науки и промышленности. Впервые был представлен дизельный двигатель, звуковое кино, эскалаторы, прототип магнитофона. Впервые были предложены правила по эксплуатации железобетона — к сожалению, они написались кровью десятка погибших гостей прямо во время выставки, когда один из элементов гигантского глобуса Селеста рухнул вниз, на набережную.

Одним из самых важных событий выставки были Вторые Олимпийские игры, которые продолжались пять месяцев. Впервые на играх среди участников были женщины, кроме того, эти игры стали дебютом сразу для 20 видов спорта.

Промышленная революция разделила девятнадцатый век на «до» и «после».-9

Всемирная выставка 1900 года на тот момент побила все рекорды посещаемости — 50 000 000 человек! Художник И. С. Остроухов писал В. Д. Поленову в сентябре того года: «Я с утра до ночи жил на выставке, которая в тысячу раз интереснее и серьезнее обеих мною виденных 1878 и 1889 годов. Эту выставку действительно стоит посмотреть».

Парижская Всемирная выставка 1900 подвела итоги ушедшего столетия, превзойдя по затратам все предыдущие мероприятия — но она действительно поражала воображение. Но, как ни странно, некоторые гости приходили от неё в ужас. Прогресс, который обещала всему миру выставка, казался верной дорогой к затуханию и деградации.

Васнецов писал: «А выставка? Это, я думаю, нечто ужасное по своей бесконечности, по необозримому скоплению богатства, труда, культуры (!), гения, таланта. Я представляю непременно, что это должно ужасать, ибо куда же идти? Что же еще остается доделывать? А между тем люди пойдут еще и еще дальше. Господи! Да это уже совсем страшно! Непременно, должно быть, будут людей есть!».

Этому мнению отчасти вторила в октябре 1900 году Маргарита Сабашникова: «Лицо любимого города было искажено этим чудовищем – так я воспринимала Выставку. Я чувствовала себя затерянной в этой сутолоке. Освещенные бенгальскими огнями водопады Трокадеро, также освещенное бенгальскими огнями коловращение юбок Луизы Фуллер, ложноэкзотические танцы знаменитой красавицы Клео де Мерод, а особенно ослепительная публика оставляли в моей душе только чувство пустоты и уныния. Среди всевозможных машин и зрелищ все время преследовали меня вопросы о смысле всей этой культуры и о смысле жизни вообще».

Несмотря на большую культурную составляющую, Всемирная выставка в Париже 1900 года была гимном промышленности и возможностям прогресса. Все взгляды были устремлены вдаль — все ждали от будущего грома новых открытий, но не орудий.

У прекрасной эпохи в запасе ещё был десяток лет.

Статья Яны Петровой