Найти тему
Газета Четверг

Есть только миг

Об омском студенческом спектакле и чутком отношении к литературе

Хоть и принято говорить, что театр начинается с вешалки, по-настоящему путь в драматическое искусство берёт начало со студенческой скамьи. Омск − город театральный, и то, что у нас есть вуз, где обучают в том числе и актёрскому мастерству, факт отрадный. Тем более что и результаты работы актёрского отделения факультета культуры и искусств Омского госуниверситета имени Достоевского, что называется, налицо. Его выпускники уже работают во многих театрах города и за его пределами тоже.

Ну а лучший способ удостовериться, в том, что в Омске и сегодня продолжают готовить достойную артистическую смену, − это побывать на учебной постановке. Например, на спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» (16+), поставленном недавно заслуженным артистом России, актёром Омской драмы и преподавателем ОмГУ Олегом Теплоуховым по одноимённому роману Нодара Думбадзе со своими студентами-третьекурсниками.

Эта работа хороша по многим причинам. Мастер и его ученики, в ней занятые, очевидно, не намерены были рассчитывать на вполне ожидаемую в таких случаях снисходительность зрителей к молодости, а работали со всей самоотдачей и готовностью к оценкам по гамбургскому счёту. Поэтому спектакль при понятном вынужденном минимализме материальной части (костюмы, декорации и так далее) сделан с большой фантазией, убедительно воссоздающей для публики и карнавальные, и драматические коллизии искромётной и пронзительной книги Думбадзе. Даже сюжетно не ключевые, но атмосферные и при этом не самые простые для сценического воплощения сцены, например школьный педсовет с обсуждением поведения главного героя романа и спектакля Зурико Вашаломидзе и его первая поездка в Тбилиси для поступления в университет, являют собой весьма удачный и живой опыт перенесения прозаического текста в театральное пространство.

Но, конечно, главное украшение любого спектакля это роли. Вслед за автором романа Олег Теплоухов, если так допустимо будет выразиться, делит героев на пары, создаёт дуэты, формирующие и внешнее, и внутреннее, эмоциональное действие. И это не только извечные антагонисты, спорщики и плуты, а на самом деле лучшие друзья Илико Чигогидзе и Илларион Шеварднадзе в по-хорошему контрастном, острохарактерном, но не карикатурном, не теряющем теплоты исполнении Дмитрия Степурина и Максима Савенко.

Умудренная опытом бабушка Ольга (Алеся Алексеева, Софья Крюкова) обретает наследницу в лице невесты Зурико, тихой, не по годам рассудительной и очень внутренне деликатной Мери (Нина Тихонова). А ей в свою очередь, хоть и на расстоянии, противостоит тбилисская студентка из числа золотой молодёжи и соперница в борьбе за сердце Зурико красавица Цира, которую ярко и в положительном смысле этого слова чувственно играет Анастасия Лобова.

-2

Ну а сам Зурико (Пётр Палатов) получает в сценические напарники взрослого себя, Зураба Владимировича Вашаломидзе (Виталий Храмов). Причём если первый проживает происходящее с ним трагическое и смешное на всю катушку, с полной выкладкой души, второй смотрит в оживающие перед ним мгновения прошлого с лёгкой, где-то ироничной, но всё-таки доброй и влюблённой улыбкой. Такое самоотстранение-присутствие с постоянно меняющейся дистанцией придаёт созданному студентами под руководством их мастера зрелищу динамизм, и благодаря глубокой режиссёрской и актёрской проработке является одной из несущих конструкций постановки.

В спектакле есть и ряд других убедительных ролей, выделим в этой связи Диану Набиеву, играющую колоритную тётю Марту и застенчивую девушку − сельского агитатора, Евгению Суровую (сельский врач), Андрея Рындина (Ромули), Анну Шалкову (жена «окулиста» Мамонтия). Богат он щемящими, насыщенными символизмом эпизодами (гибель пса Мурады, решающее объяснение Циры и Зурико, смерть бабушки). В нём ненавязчиво и со вкусом отражён местный колорит, ведь Олег Теплоухов − актёр и режиссёр с большой культурной эрудицией, к тому же в юности, на закате СССР, проживший несколько лет в грузинской столице.

Но всё же главная удача этой постановки, по крайней мере для стороннего, то есть пришедшего с улицы, а не из соседней университетской аудитории зрителя вот в чём: создатели спектакля сумели передать важнейшее свойство творческого мира и художественного самоощущения очень большого, хотя и не самого читаемого сейчас писателя.

Нодар Думбадзе по праву считался одним из классиков многонациональной советской литературы. Наряду с киргизом Чингизом Айтматовым и белорусом Василем Быковым он приобрёл всесоюзную популярность, укреплял культурный престиж не только своей родной республики, но и всей страны, был признанным моральным авторитетом.

Он ушёл из жизни слишком рано, в расцвете творческих сил, ещё до старта того, что потом стало называться перестройкой. И значит, не стал писателем-трибуном, избежав при этом и искушений, перед которыми не устояли многие литераторы тех лет.

В его лучших книгах: философском романе «Закон вечности», пронзительной повести «Кукарача» и, разумеется, в первой крупной вещи «Я, бабушка, Илико и Илларион» - очень ярко выражены восхищение красотой мира и одновременно ощущение его неизбежной конечности. Что, наверное, отчасти роднит писателя с его великим соотечественником, наивным художником Нико Пиросмани.

Есть только миг, и сегодня говорит своему чуткому читателю Нодар Думбадзе. Только миг и до обидного хрупкая надежда, что человеческий опыт, чувства, мысли, мечты, бабушка, Илико, Илларион и миллионы им подобных каким-то образом продолжают жить во вселенной. Эта христианская в сущности мысль, а творческие искания писателя часто шли параллельно, хотя часто и полемически навстречу христианскому пути познания, сохранена и в омском студенческом спектакле. Уже поэтому заслуживающем отношения как к вполне профессиональному театральному событию.

Этого же чуткого отношения к слову, продолжения поиска и неослабевающего внимания к человеку хочется пожелать молодым омским актёрам и в будущей взрослой карьере.

-3

Алексей НИКИШИН.

Фото из архива Олега Теплоухова.