Работа кому-то нужна для материального достатка, кому-то для удовлетворения, ощущения счастья при достижении результата, но большинству это соответствие размера зарплаты и условий жизни. Программирование меня увлекало, это была современная профессия. В Новочеркасске на НЭВЗе я участвовал в создании справочника Кадры в системе АСУП и в итоговой документации стояла моя подпись. В управлении производством надо представлять требуемые рабочие места, специальности во всех технологических процессах. Технологический процесс меняется или создается новое изделие, встает вопрос, что требуется менять в кадрах. Как программист я состоялся, но был еще начинающим, а «железо» ЭВМ, электронно-механические компоненты представлял теоретически. Дошло и до знакомства с «железом». На НЭВЗе столкнулся с подготовкой бумаги для печати, заходил в машинный зал, смотрел как готовят печатающее устройство, это был агрегат с кубический метр. Бумага для него была в виде сложенной пачки соединенных листов, белой как зубы у голливудских звезд и такой же дорогой. Поэтому для повседневной работы нас заставляли готовить рулоны для замены дорогой бумаги. Для этого предприятие закупала бумагу для печати газет, это рулончик шириной метр и толщиной 80 сантиметров, неподъёмный. Мы его распиливали как бревно двуручной пилой, как лесорубы. Потом на станке, сделанным местными умельцами, отрезался ровный рулончик шириной 30 сантиметров и толщеной сантиметров 15. Рулончик подсовывали печатающему устройству. Интеллект у устройства был низкий и оно шлёпала буквы и цифры на отечественную бумагу. Пилили пол дня мужской частью отдела.
В Ленинграде я попал на только разрабатываемый тренажер авиадиспетчеров – это было новым словом в авиационной сфере (1979-1983). Авиация развивалась, диспетчеры требовались все больше, а времени готовить диспетчеров к практической работе все меньше. Нужен был тренажер, который без опасности для полетов, давал бы навыки диспетчерам, этой незаметной для пассажиров, но важной с точки зрения безопасности полетов работы. Конечно, в первую очередь тренажер делался для военных, хотя в СССР гражданская авиация была государственной структурой и в случае военного времени автоматически служила бы нуждам обороны страны. Пока отлаживали программы, было абстрактное представление о тренажере, но когда собрали первый экземпляр с оборудованием и рабочими местами диспетчеров, работа сразу предстала в практическом виде и уже приносила удовлетворение. А проведение Государственной сдачи дало ощущение счастья. Предприятие, в котором мы в Ленинграде работали, занималось разными проектами. Вот мой друг Саша, который со своей женой Олей приютили меня, когда я оказался без жилья, участвовал в разработке комплекса захода на посадку космического челнока Буран, я ему завидовал и радовался, когда полет Бурана был успешно проведен!
Следующий проект, в котором я участвовал, было создание квазиэлектронной автоматизированной телефонной станции (КЭАТС, 1983-1991годы). Телефон (тогда еще проводной) массово входил в быт советского человека, становился стандартным сервисом в жизни. Телефонные станции строились повсеместно, это были достаточно большие здания 3 – 4 этажа напичканные оборудованием для коммутации телефонных линий и управления этой коммутацией на какие-то 10000 номеров. КЭАТС уменьшали габариты АТС до размера большой комнаты, это достигалось использованием микросхем (интегрированная схема электроники превращавшая плату с деталями в пластинку с квадратный сантиметр), но все таки полностью от использования реле не отказывались. Управление уже было полностью автоматизированным с использованием процессоров, компьютеров интегрированных в оборудование КЭАТС. СССР отстал в развитии средств связи. В США уже были созданы полностью электронные АТС, которые на 1000 номеров имели размер большого чемодана. Уже 10 лет производились персональные компьютеры (ПК), которые как свидетельство использования вычислительной технике говорили о превосходстве США над СССР. Может поэтому КЭАТС не дошла до Государственной приемки. конечно уже сказывалось начавшееся в 1985 году перестройка в СССР, где США не нужно было развитие промышленности СССР, нужно было послушание власти СССР дяде Сэму, за это США обещали предоставить и ПК и АТС и куриные ножки Буша и даже жвачку.
Перестройка привела не только к развалу СССР в 1991 году, но что самое чувствительное – развалу предприятий, появление в СССР свободы Запада в виде безработицы. То что это заслуга свободы Запада мы поняли пережив 90-е годы. Мне повезло, я без зарплаты не остался.
До 1994 года меня обеспечивало мое родное предприятие.
С 1994 по 2002 годы занимался преподаванием Информатики и сопровождением локальных компьютерных сетей.
С 2002 – 2022 годы стал заниматься хозяйственными вопросами предприятий, инфраструктурой зданий: водоснабжение и канализация, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение предприятий, пожарная безопасность, охрана труда.
С апреля 2022 года прекратил трудовую деятельность, стал пенсионером и вот, сразу появилось время для размышлений и желание поделится размышлениями, надеясь это кому-нибудь интересно.
С 1991 года началась поголовная халтура, которая возникла с Перестройкой в 80-е годы, как результат развала экономики и как потом стало ясно, влияния политики США, дяди Сэма. В1994 году я работая преподавателем Информатики стал подрабатывать рабочим в стоматологической поликлинике: принести, унести, мелкий ремонт. В основном таскал мешки гипса для протезирования, тогда его много нужно было. Вставил пару стекол в окно, стекла были небольшие и особой сноровки не требовалось. Заведующая попросила меня вставить стекло своей приятельнице. Это оказалась витрина магазина, которая в одной раме была из двух больших стекол, наверно 100 на 80 сантиметров, стоящих друг на друге, верхнее на нижнем без какой либо прокладки, ребро в ребро и верхнее было треснуто. Наверно хотели сэкономить на работе, а я не дорого брал. Мне бы оценить сложность такой работы и отказаться, но жизнь заставляла… Надо было заменить верхнее треснутое стекло. В мастерской мне вырезали стекло. Когда стал устанавливать, понял сложность, рама не достаточно мощная и стекло своим весом перекашивает раму. Попотев вставил, не стал напрягаться по поводу стыка стекол, а напрасно. Не успев предъявить работу, треснуло нижнее стекло. А я уже собрал инструмент и был готов принять плату и тут такая неприятность, могло бы и подождать трескать с пол часа. Бизнес леди смотрит на меня, я стою жду, смотрю на нее. Она наверно колебалась: дать или не дать деньги. Я что-то бормотал о неправильности витрины. Молча дала деньги и я ушел, чувствуя отвращение, что приходится халтурить, что не отказался от работы и взял деньги. Больше меня не просили вставлять стекла.
В 1998 году решил заняться бизнесом. Спекуляция стала естественным и правомерным процессом в экономике. И я решил подзаработать перепродажей лампочек накаливания. На оптовом складе купил две коробки лампочек мощностью 60 Ват и продавал их с наценкой, но дешевле чем в магазине. Вечером после работы, беру лампочки и на оживленное место, рядом бабки квашенную капусту продают и я с лампочками. Все доходы уходили на расходы, куплю хлеба, а на налоги ничего не оставалось. Кончилось тем, что подошедший милиционер спросил: «Чем торгуешь?» Так, говорю, стою с лампочками, если кто просит, уступаю. «Чтоб я тебя здесь не видел.» Зато лампочки я долго не покупал.