Найти тему

Авторитарный общественный строй

Оглавление

Согласно общеисторическим закономерностям общественного развития, ключевые противоречия будущей общественной формации зарождаются на этапе расцвета текущей формации и стремительно развиваются на этапе еще завершения. Таким образом, коренное противоречие социальной общественной формации - борьбы за капитал, то есть, право распоряжаться овеществлённым трудом предыдущий поколений с целью получения прибыли - зародилось на этапе абсолютизма и получило дальнейшее развитие на этапе авторитаризма. При этом властительская общественная формация закономерно перешла к этапу своего заката.

Внутри авторитарного строя уже в полной мере проявляется борьба между властью – главным ресурсом властительской формации и капиталом – главным ресурсов социальной формации. По этой причине, как всякий переходный этап между формациями, он сочетает уходящие отношения текущего этапа и зарождающиеся отношения нового. Тем не менее, авторитаризм – не случайный, а абсолютно закономерный этап общественного развития со своими, присущими ему, общественными укладами, общественными отношениями, общественным сознанием.

Производительные силы абсолютизма в процессе своего развития осуществили переход от ручного к машинному производству, что стало драйвером формирования авторитарного строя. Основная особенность машинного производства состоит в том, что среди факторов производства на ведущие роли выходит капитал, как овеществлённый труд в форме машин и механизмов. С другой стороны, машины нуждаются в управлении, что делает вторым важнейшим фактором производства квалифицированный труд рабочих. То есть, на этапе авторитаризма наблюдается некий баланс, когда власть (право распоряжаться живым трудом) и капитал (право распоряжаться овеществлённым трудом) находятся в некоем равновесии.

Частное производство

Частное предприятие

Прежние мануфактуры, плантации и торговые компании трансформируются в частные предприятия, крупно товарный общественный уклад в сфере производства и услуг, которые на этапе авторитаризма играют ведущую роль среди общественных укладов авторитарного строя и образующий базу для перехода к социальной общественной формации.

Кардинальным отличием частного предприятие от мануфактуры является использование механизации, как основы производственных процессов. Механизацию следует понимать в широком смысле. Это не только станки и механизмы, но также специально разработанные технологические процессы, не повторяющие природные процессы, искусственные материалы, со специально разработанными свойствами, не присущими природе. То есть, предприятие полностью ориентируется на искусственную среду, специально созданную для производственного процесса. Как следствие, важнейшим условием производства является наличие квалифицированной рабочей силы. То есть, производственная среда нуждается в соответствующих трудовых навыках.

На этапе авторитаризма частные предприятия охватывают все сектора экономики – производство и услуги. Важной особенностью частных предприятий является появление производства средств производства. На всех предыдущих этапах, целью производства являлись потребительские товары – для личного или общественного потребления. На этапе авторитаризма формируется рынок поддержания капитала, то есть собственно производство товаров для производственного потребления. Со временем, по объемам производства он будет сравним с потребительским производством, что указывает на смещение приоритетов с живого на овеществлённой труд. Таким образом обеспечивается воспроизводство и поддержание не только рабочих рук, но и капитала, как главенствующего фактора производства.

Как любой полноценный крупно товарный общественный уклад, лица, задействованные в укладе, формируют четырех уровневую социальную структуру:

· Капиталисты – владельцы и бенефициары частного предприятия

· Менеджеры – верхний уровень управления частным предприятием

· Специалисты – средний уровень управления и технического обеспечения

· Рабочие – наемные работники массовых специальностей

Особенностью капиталистов является то, что они не обязательно происходили из властных структур абсолютизма. Это могли бы богатые купцы, плантаторы и т.п. То есть, социальный слой владельцев мануфактур, торговых компаний и плантаций был первым источником формирования социального слоя капиталистов.

Но это и не означает, что этот социальный слой не был связан с властительскими социальными слоями абсолютизма. Напротив, на этапе авторитаризма, дворянские поместья исчерпали свою историческую миссию. Частично они трансформировались в крупное товарные частные сельскохозяйственные предприятия, частично они были распущены. Земля дворянских поместий была выкуплена и, таким образом, у дворян сконцентрировались свободные денежные средства – капитал, который был вложен в частные предприятия. Таким образом, дворянское сословие было вторым источников формирования социального слоя капиталистов.

Другие социальные слои частного предприятия были прямыми наследниками соответствующих социальных слоев абсолютизма.

Частные предприятия начинают превалировать на рынке рабочей силы. Это означает, что происходит переток работников из крестьянских и ремесленных хозяйств в крупные механизированные предприятия. Причем, так как механизация требует большого количества рабочих рук, количество работников является существенным ограничительным фактором использования капитала. Как результат, крестьянские и ремесленные хозяйства постепенно исчезают, заменяясь индивидуальными предприятиями, а освободившиеся работники становятся рабочими.

Важно отметить, что частные предприятия требуют существенной концентрации рабочих в одном месте. Как следствие, происходит стремительный процесс урбанизации – население сельских поселений стремительно сокращается, также стремительно растет количество городов и их население. На этапе расцвета авторитаризма подавляющее большинство населения живет в городах и работает на предприятиях.

Акционерное общество

Особенностью частных предприятий при авторитаризме является то, что у них могут быть коллективные собственники. Такие предприятия образуют специальный вид частных предприятий – акционерные общества. Акционерные общества появились еще на этапе абсолютизма, как торговые компании, но только на этапе авторитаризма они стали одним из ведущих видов хозяйственной организации крупного товарного производства. С точки зрения социальной структуры, верхний слой бенефициаров представлен капиталистами-рантье, которые не выполняют функции по управления предприятием. Соответственно, менеджеры приобретают все фактические права по управлению собственностью (аналогично управляющим дворянскими поместьями магнатов). Что несколько меняет их роль по сравнению с чисто частными предприятиями. Например, у них возникает возможность принимать решения, возможно не соответствующие стратегическим интересам бенефициаров, то есть получать некоторые права собственников. Такая ситуация не нова, а является просто формой роли управляющего, когда функции бенефиции и управления разделены между разными ролями.

Финансовое предприятие (банк)

Новым явлением авторитаризма является появление финансовых предприятий. Целью финансовых предприятий является управление капиталом, как ресурсом, представленном не в виде реальных механизмах и сооружениях, а в виде денежных средствах.

Собственно, банки, как вид финансовых предприятий, появились много раньше, еще на этапе абсолютизма, но тогда они выполняли роль ссудных и расчетных касс, то есть, были предприятиями, оказывающими услуги по обслуживанию потребительского спроса имущих классов.

Только на этапе авторитаризма банки стали выполнять роль управления капиталом, то есть становятся инвестиционным предприятием. Таким образом, классический уровень бенефициаров частных предприятий впервые, помимо физических лиц, мог быть представлен и коллективным собственником, и бенефициаром – банком. Сам же банк имел обычную структуру социальных ролей крупного предприятия.

Выделение банков, как особого вида частного предприятия, необходимо из-за появления новой роли – коллективного собственника-бенефициара. Ранее такую роль играли только государственные структуры, и она охватывала только казенные предприятия, то есть решали вопросы производства для собственного, государственного потребления. Банки, как коллективные собственники, решают вопросы управления капиталов в интересах производства и услуг для неограниченного круга потребителей.

Мелко товарный общественный уклад. Индивидуальное предприятие

Мелко товарный общественный уклад не исчез в эпоху авторитаризма. Но с учет того, что механизированные крупные предприятия позволяли производить товары и предоставлять услуги с меньшими издержками для массового потребителя, ремесленничество и мелкая торговля и услуги также должны были использовать технические достижения для производства конкурентоспособного продукта, и трансформироваться в индивидуальные предприятия. Особенность индивидуального предприятия является то, что в оно ориентировано на нишевый спрос, который невыгодно удовлетворять крупным предприятиям – ателье индивидуального пошива, специализированный магазин у дома, небольшой ресторан или гостиница и т.п.

К этой же категории стали относиться и бывшие крестьянские хозяйства, которые полностью перешли на товарное производство с использование машин и механизмов – фермерские хозяйства.

То есть, мелко товарный общественный уклад при абсолютизме и часть помещичьих крестьянских хозяйств слились в единый мелко товарный общественный уклад в форме индивидуального предприятия. Как во всех мелко товарных общественных укладах, индивидуальные предприниматели являются одновременно хозяевами, бенефициарами и основными исполнителями работ. Это основной признак индивидуального предприятия, который отличает его от крупного частного предприятия, так как в условиях конкуренции с крупными частными предприятиями, индивидуальные предприятия также механизированы. То есть, индивидуальные предприниматели также являются владельцами капитала (овеществлённого труда в форме машин и механизмов, используемого для получения прибыли), хотя и меньшего размера.

Как и ранее, индивидуальные предприятия разделяются по сферам потребления – элитное и массовое. По уровню доходов индивидуальные предприниматели в сфере элитного потребления (адвокаты, архитекторы, художники и т.п.) близки к менеджерам и ведущим специалистам производственных предприятий, а индивидуальные предприниматели в сфере массового потребления (торговцы, индивидуальные мастера и т.п.) – наемным работникам.

Индивидуальное предприятие для элитного потребления использует труд небольшого количества наемных работников для выполнения вспомогательных работ. Наемные работники индивидуальных предприятий в социальном смысле мало отличаются от наемных работников крупных частных предприятий. Однако, так как они в силу своих обязанностей, непосредственно взаимодействуют с хозяином в производственном процессе, это накладывает свой отпечаток на их общественное сознание. Это проявляется в большей разобщенности наемных работников индивидуальных предприятий по сравнению с наемными работниками крупных предприятий при отстаивании своих социальных прав.

Общественная служба

Авторитарное государство

Авторитаризм – завершающий этап развития властительской общественной формации, что определяет ведущие тенденции в трансформации общественного управления. На этапе авторитаризма происходит частичная деприватизация государственной власти. То есть, в отличие от абсолютизма, власть уже теряет сословный характер и не наследуется автоматически членами семьи и близкими людьми властителей. За обладание властью надо бороться, и любой человек, независимо от его происхождения, мог приобрести любую властительскую роль. С другой стороны, все еще сохранялась зависимость уровня благосостояния человека от занимаемой им властительской позиции, то есть роль властителя оставалась очень привлекательной. Как результат, на этапе авторитаризма борьба за власть ни в коей мере не ослабла, по сравнения с предыдущими этапами, а в чем-то даже усилилась, так как давала шанс любым претендентам.

Основным государством при авторитаризме является республика. Надо понимать республику в широком, а не юридическом смысле. То есть, это форма государства, в котором управление строится на основе и в рамках принятых правил и законов. Естественно, это не означает, что в республиках действительно на должности выбирают лиц, представляющих интересы народа, а означает, что борьба за власть происходит в форме политической борьбы, а чисто силовые методы захвата власти применяются относительно ограниченно, и даже если силовые методы применялись, то они были, формально, освещены заботой о народном благе.

Авторитарная республика – целостный организм, единство которого определяется свободным внутренним рынком. Но, как обратная сторона этого процесса, авторитарная республика отделяется не только политически, но и экономически, от соседствующих государств: формируется собственная валюта, национальное рыночное регулирование, охраняемая таможенная и государственная граница, национальный торговый протекционизм.

Государственное управления в авторитарной республике, как и при абсолютизме – это крупно товарный общественный уклад с традиционными социальными ролями:

· Президенты, премьер-министры – высшие руководители государства,

· Губернаторы, министры, генералы – руководители территорий и ведомств высшего уровня

· Ведущие чиновники, офицеры – руководители среднего звена

· Рядовые чиновники и военнослужащие – исполнители в государственном управлении

На этапе авторитаризма завершается процесс разделения властного функционала по отраслям управление (правоохранительная власть, исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть, военная власть, казначейская власть), начавшийся еще при абсолютизме с обычным трехуровневым разделением на социальные роли: руководители – специалисты – исполнители.

Общий процесс частичной деприватизации власти привел к тому, что занятие любой позиции во властной вертикали, в принципе, стало возможно для представителей любых сословий.

В этой связи интересен вопрос о выборности власти. Механизм выборности власти направлен, на этапе авторитаризма, не на отражение мнения и потребностей народа, а на исключение, по возможности, рецидивов абсолютизма – наследования власти членами семьи.

Наследственная власть не отвечает интересам капиталистов, как основных бенефициаров производственных общественных укладов, так как чрезмерная власть искажает основной механизм борьбы за капитал – конкуренцию, за счет создания преференций «своим» предпринимателям. Она не отвечает, как это ни странно, и стратегическим интересам членам властительского сословия, так как препятствует их борьбе за более высокие властительские позиции.

Как следствие, зародившееся на этапе формирования авторитаризма, выборное право, которое первоначально было ограничено имущественными, сословными, гендерными, расовыми и прочими цензами, по мере развития авторитаризма постепенно трансформировалось во всеобщее равное избирательное право. Таким образом, сформировалась политическая форма борьбы за власть со своими приемами и методами (популизм, подтасовки, административный ресурс, компромат и т.п.). Прямой силовой метод захвата власти, естественно, тоже сохранился, то перестал быть так популярен, как ранее, и всегда окружался соответствующими популистскими заклинаниями. Это было необходимо, так как в общественном сознании уже сформировалось понимание силового метода политической борьбы как несправедливого и потому осуждаемого, по названным выше причинам под влиянием названных выше социальных слоев.

Государственная идеология

Помимо экономического единства, авторитарное государство нуждается в идеологическом единстве. Естественно, божественная природа монархии уже не может быть связующим идеологическим звеном. На смену ему приходит концепция: патриотизма – священности государства, национализма – священности нации – этнической и культурной общности, а на ранних этапах авторитаризма и империализма – священной миссии по распространению цивилизации на «дикие» сообщества. В сложившихся условиях государственная религия уже не может в полном объеме решать поставленные задачи. На смену ей приходит государственная идеология, которая включает в себя, естественно, и государственную религию, как свою составную часть, но также охватывает государственные или около государственные средства массовой информации (пресса, издательства, радио и телевидение), государственную культуру (кино, театр, массовые культурные и спортивные представления) и гуманитарное образование и науку (история, политология, социология, философия, политэкономия).

Как крупно товарный общественный уклад государственная идеология имеет обычную трехуровневую социальную структуру: руководители – специалисты – вспомогательные исполнители. Но, так как в государственной идеологии очень велика доля интеллектуального труда, то, в отличие от «обычных» общественных укладов авторитаризма с их строгой пирамидальностью: каждый последующий уровень более многочисленный, чем предыдущий, государственная идеология является первым общественным укладом со структурой, более характерной для постиндустриального общества: специалисты составляют основную массу работников, когда вспомогательные исполнители не столь многочисленны и выполняют обеспечивающие работы (секретари, техническое обеспечение работ, уборка и обслуживание помещений и т.п.). Это первый пример начала формирования информационного производства, характерного для постиндустриализма.

Авторитарная империя

Борьба за власть на территориальном уровне при авторитаризме приобретает три противоречивых тенденции:

· Контроль над зависимыми территориями, как наследство абсолютистских империй

· Распад империй и выделение компактных авторитарных государств

· Поддержание единства существующего государства

Надо отметить, что основной тенденцией авторитаризма является формирование компактных авторитарных государств, что связано с ограниченностью властительского ресурса на данном этапе общественного развития. Но эта тенденция в процесс прохождения развития авторитарного строя проходит различные этапы.

На начальном этапе авторитаризма государство наследует (или пытается наследовать) абсолютистские империи. Но те удаленные зависимые сообщества (вице-королевства), которые экономически находятся на сравнимом уровне развития с метрополией, за счет основной тенденции формирования собственного авторитарного государства, как экономического единства, выходят их административной зависимости от метрополии. Сохраняются только культурные и обычные экономические связи. Примеры таких сообществ: Австралия, Соединенные Штаты Северной Америки, Мексика, Перу и т.п.

То есть, к рассвету авторитаризма авторитарные империи сохраняют в своем составе только близлежащие вассальные королевства и удаленные абсолютистские и феодальные сообщества (колонии).

Близлежащие сообщества сохраняются в составе авторитарной империи за счет того, что они включены в единый хозяйственный рынок совместно с метрополией (отсутствие внутренней таможенной границы, свобода перетока товаров и услуг, единое законодательство и внешние границы). Однако общая тенденция по фрагментации территориальных сообществ, приводит к тому, что на завершающих этапах авторитаризма, данные зависимые государства выходят из состава империи и формируют собственные государства. Примеры таких государств: Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария и т.п.

Конечно, такой распад не происходит автоматически, а сопровождается политической и военной борьбой, как формами борьбы за власть: т.н. национально-освободительными революциями и национально-освободительными войнами. Также эта борьба имеет идеологическое подкрепление в форме патриотизма со стороны метрополии и национализма со стороны зависимой территории. Но сущностный содержанием этого исторического процесса является формирование авторитарных государств, обладающих свойствами экономического и идеологического единства.

Колонии находятся в составе авторитарных империй в силу их экономической отсталости. То есть, в них пока не завершились процессы формирования эквивалентного авторитарного сообщества на базе горизонтального переноса навыков и товаров.

Надо отметить, что логистические и властные возможности авторитарных империй были несравнимо выше таковых у абсолютистских империй. Поэтому на этапе становления и расцвета авторитаризма, происходит не затухание активностей по формированию империй из колоний, а стремительный расцвет этого процесса в форме т.н. колониальных войн. То есть, даже те малонаселенные территории, которые были вовлечены в управление при абсолютизме только на уровне факторий, осваиваются при авторитаризме в полном объеме. Происходит т.н. колониальный раздел мира.

Как результат такого раздела, во всех колониях за счет горизонтального переноса товаров и навыков, интенсифицируется процесс распада старых абсолютистских и феодальных сообществ и формируются авторитарные сообщества со сравнимой с метрополией социальной и экономической структурой. Поэтому на этапе угасания авторитарного строя в метрополии, авторитарные империи распадаются, так как они не могут удержать в своем составе авторитарные государства. Как и в случае зависимых государств, такой распад происходит в форме политической и военной борьбы: национально-освободительных революций и национально-освободительных войн. Эта борьба имеет идеологическое подкрепление в форме империализма со стороны метрополии и национализма, и патриотизма со стороны колонии. Как и для зависимых государств, сущностным содержанием этого исторического процесса является формирование авторитарных государств, обладающих свойствами экономического и идеологического единства.

На завершающем этапе авторитарного общественного строя все авторитарные империи прекращают свое существование.

Государственные услуги

Важной особенностью машинного производства, в отличие от ручного производства, является потребность в квалифицированной рабочей силе. При феодализме и абсолютизме рабочие навыки приобретались либо в семье (крестьяне, ремесленники), либо простым обучением на рабочем месте (мануфактуры). При машинном производстве подобный подход не обеспечивает нужной рабочей квалификации. Капитал не может и не имеет заинтересованности нести достаточно долговременные расходы по обучению. Поэтому эти расходы переходят на государство. Как результат, появляется отдельная функция общественного образования.

Урбанизация в результате большей скученности порождает проблемы поддержания санитарии и здоровья населения. Подготовка квалифицированных рабочих рук относительно дорога, поэтому является обоснованным заботиться об их здоровье для возврата вложений в человеческий капитал. Таким образом, формируется новая функция общественных услуг – здравоохранение.

Рабочие предприятий оторваны от соседских общин, они все более замыкаются на рабочие коллективы. Поэтому возникает общественная функция регулирование отношений владельцев предприятий и работников, которое становится новой функцией авторитарного государства. Естественно, владельцы предприятий не заинтересованы нести расходы по содержанию работников после того как они не могут по объективным причинам больше работать. С другой стороны, и у работников нет семейного натурального хозяйства, которое поддерживало членов семьи в этом случае, как было во всех предшествующих общественных строях. Поэтому эти расходы также переходят к авторитарному государству в виде социального обеспечения и социального страхования.

Производство нуждается в объективных знаниях об окружающем мире, как объективном базисе технологических инноваций, но не готово вкладываться в его развитие. Поэтому как государственная услуга начинает выступать фундаментальная наука в естественно-научной сфере. Эти знания становятся общедоступными и могут использоваться в производстве и образовании любым желающим. Фундаментальная наука в гуманитарной сфере функционирует в рамах государственной идеологии.

То есть, на этапе авторитаризма формируется широкий пласт описанных выше государственных услуг в виде крупно товарного общественного уклада с традиционной социальной структурой: руководители, специалисты и исполнители. Финансируются государственных услуги из собранных налогов и сборов.

Надо отметить, что государственные услуги охватывают именно массовые сегменты – народное образование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, государственное здравоохранение. Элитарные сегменты, как и ранее при абсолютизме, обеспечиваются частными предприятиями – частные школы, частные больницы и т.п. Дело в том, что такие предприятия имеют гарантированные доходность за счет платежеспособного спроса со стороны высокооплачиваемых лиц, заинтересованных в высококлассном, превосходящем массовый уровень, обслуживании, за что они готовы платить.

Государственное производственное предприятие

На первоначальном этапе становления авторитаризма, государственные потребности, которые раньше удовлетворялись казенными заводами, не могут быть удовлетворены за счет частных предприятий. Особенностью государственных потребностей является, с одной стороны, нерыночный, нишевый характер спроса. Вооружение, например, может быть приобретено только государством. Таким образом, цена на продукцию устанавливается нерыночным путем. С другой стороны, многие продукты для государственного потребления сложны в производстве, что требует существенного первоначального капитала для финансирования специальных разработок, механизмов, материалов, что ставит под вопрос возможную прибыльность бизнеса. Как результат, на этапе авторитаризма казенные заводы трансформируются в государственные производственные предприятия.

Второй причиной появления государственных предприятий является необходимость реализации инновационных и инфраструктурных проектов, которые объективно необходимы обществу, но обладают неочевидной прибыльностью на капитал. В этом случае за счет государственных средств реализуются инфраструктурные (каналы, железные дороги, связь, энергетика) или инновационные проекты (например, научные исследования). При этом, частные предприятия выступают соисполнителями, а часто, и центрами получения прибыли, когда как государственные предприятия выступают центрами затрат. Для неудачных или неприбыльных проектов государственные предприятия остаются основными исполнителями, финансируемые из государственных доходов. В случае высокой рентабельности проектов государственные предприятия становятся частными, то есть происходит их приватизация. Выгодоприобретателями приватизации могут быть как менеджеры и связанные с предприятие чиновники, так и другие частные предприниматели. В первом случае происходит конвертация власти в капитал, как необходимый процесс перехода от властительской к социальной общественной формации. Второй механизм, в принципе, является нормальным механизмом трансформации: государственные доходы – капитал - государственные доходы, что характерно и для социальной общественной формации.

Особенностью государственных предприятий является нерыночный механизм их финансирования. Это не означает, конечно, что они всегда приносят убытки государству, но прибыль на вложенный капитал – не является целью производства. То есть, предприятие не может самостоятельно изменить профиль и номенклатуру производства в случае изменения ситуации на рынке. С другой стороны, оно гарантировано от разорения в случае неудачного ведения бизнеса. Государство прямо, через субсидии, или косвенно, через цену закупки продукции, профинансирует убытки.

Как любой полноценный крупный товарный общественный уклад, лица, задействованные в укладе, формируют трех уровневую социальную структуру (исключены только бенефициары, так как предприятие принадлежит авторитарному государству):

· Менеджеры – верхний уровень управления государственным предприятием

· Специалисты – средний уровень управления и технического обеспечения

· Рабочие – наемные работники массовых специальностей

Так как государственное производственное предприятие интегрировано в авторитарное государство, то его менеджеры, по сути, являются государственными служащими высокого уровня, соответственно – специалисты - государственными служащими среднего уровня, а рядовые работники – государственными служащими нижнего уровня.

Таким образом, все работники государственных производственных предприятий заинтересованы в стабильности авторитарного государства, хотя, при переходе государственного предприятия в частные руки (приватизации), эта заинтересованность теряется.

Крестьянское хозяйство и судьба крупного частного землевладения

На этапе авторитаризма завершается история натурального общественного уклада. Производство в основном для собственного потребления в условиях механизации производственных процессов является экономически неэффективным, так как требует существенных капитальных затрат, которые не могут быть возвращены без интеграции в товарооборот, то есть, перехода натурального хозяйства в мелкотоварное. Поэтому натуральное хозяйство перестает играть какую-то заметную роль в общественных процессах.

Естественно, это не одномоментный процесс, поэтому на протяжении всей стадии авторитаризма происходит процесс постепенного отмирания крестьянского натурального хозяйства с трансформацией его в мелкое товарное хозяйства (фермерское) или интеграцией в крупно товарное хозяйство (агрофирму).

На этапе становления авторитаризма происходит ликвидация дворянских поместий как формы общественного уклада. Они больше не выполняют никаких общественных функций, поэтому становятся неэффективны как для общества, так и для их владельцев. Владельцы получают компенсацию за землю. Происходит освобождение крестьян, а земли поместий переходят в собственность крестьян платно (то есть компенсация за землю помещику выплачивается крестьянами) или бесплатно (компенсация за землю помещику выплачивается из государственных доходов). Социальный слой дворян перестает существовать, а его бывшие члены переходят в другие социальные слои в соответствии с наличным денежным капиталом.

Соответственно, слой помещичьих крестьян трансформируется в социальный слой крестьян-землевладельцев. Крестьяне-землевладельцы в существенно большей степени интегрированы в товарные отношения, поэтому в крестьянском хозяйстве превалирует мелкотоварная составляющая, по сравнению с натуральной составляющей. Крестьянин все меньше производит продукции для своего потребления и все больше для реализации на рынке. То есть, крестьянское хозяйство на стадии авторитаризма – это симбиоз мелкотоварного общественного уклада и натурального общественного уклада с преобладанием мелкотоварного.

На стадии расцвета авторитаризма крестьянские хозяйства вступают в конкуренцию с частными предприятиями в сфере сельского хозяйства. Меньший уровень механизации, и, соответственно, меньшая производительность труда, приводит к вытеснению крестьянских хозяйств. Крестьянские хозяйства либо, путем механизации производства, трансформируются в фермерские хозяйства, либо исчезают. Фермерское хозяйство – это уже форма мелкотоварного общественного уклада в сфере сельского хозяйства. Поэтому на этом завершения авторитаризма исчезает и натуральное хозяйство и связанный с ним социальный слой крестьян-землевладельцев.

Надо отметить, что, так как основным конкурентом крестьянского хозяйства являются капиталистические частные и индивидуальные предприятия в сфере сельского хозяйства, то есть, уклады наступающей социальной формации, крестьяне-землевладельцы являются одной из социальной опор авторитаризма.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие заключения:

Авторитаризм – это этап упадка властительской общественной формации и перехода к социальной общественной формации.

При авторитаризме представлены шесть общественных укладов:

· Частное производство

o Частное производственное предприятие, акционерное общество, банк, как вид крупно товарного частного общественного уклада в сфере производства и услуг

· Общественная служба

o Авторитарное государство, авторитарная империя, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественного управления,

o Государственная идеология, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественной идеологии.

o Государственные услуги, как вид крупно товарного государственного общественного уклада в сфере общественных услуг,

· Государственное производство

o Государственное производственное предприятие, как вид крупно товарного государственного общественного уклада в сфере общественного производства,

· Крестьянское хозяйство - Натуральный общественный уклад

o Крестьянское хозяйство, как симбиоз мелкотоварного и натурального общественного уклада в сфере индивидуального потребления с преобладанием мелкотоварного общественного уклада

· Мелко товарный общественный уклад в сфере элитного потребления

o Индивидуальное предприятие, как вид мелкотоварного общественного уклада в сфере элитного потребления и услуг

· Мелко товарный общественный уклад в сфере массового потребления

o Индивидуальное предприятие, как вид мелкотоварного общественного уклада в сфере массового потребления и услуг

Социальная структура абсолютистского строя включает восемь социальных слоев:

· Властители-руководители

o президенты в роли руководителей авторитарного государства и авторитарной империи

o генералы, губернаторы, управляющие директора в роли высших руководителей государственных производственных предприятий, государственного управления, услуг и идеологии

· Капиталисты

o Капиталисты-управляющие, капиталисты-рантье в роли бенефициаров частных производственных предприятий

· Управляющие

o менеджеры, банкиры в роли высших руководителей частных производственных предприятий

· Крестьяне

o крестьяне-землевладельцы в роли хозяев и работников крестьянского хозяйства,

· Наемные специалисты

o ведущие чиновники, государственные наемные специалисты, офицеры, врачи, учителя в роли специалистов в государственном управлении, услугах, идеологии и государственных производственных предприятиях

o наемные специалисты в частном производстве в роли специалистов в частных производственных предприятиях

· Индивидуальные предприниматели для элитного потребления

o индивидуальные предприниматели в роли хозяина индивидуального предприятия

· Индивидуальные предприниматели для массового потребления

o индивидуальные предприниматели, фермеры в роли хозяина и работника индивидуального предприятия, фермы

· Наемные работники

o наемные работники в частном производстве вроли рядовых работников в частных производственных предприятиях и индивидуальных предприятиях

o наемные работники в государственном производстве, рядовые чиновники, военнослужащие в роли рядовых работников в государственных производственных предприятиях и государственном управлении

Внутренняя территориальная структура авторитарного общества:

· империя, как федеративное объединение метрополии и колоний, завершает свое существование в конце эпохи авторитаризма

· республика как основное авторитарное государство,

· колония как зависимое формирующееся авторитарное государство, географически удаленная структурная единица империи, завершает свое существование в конце эпохи авторитаризма.

Внешняя территориальная структура: Независимые республики и империи, враждующих между собой.