Найти тему
1,1K подписчиков

Перспективы нейросетей в психологии. Заменит ли ИИ психологов?

Я, конечно, не футурист, так что расценивайте эту статью как философскую и графоманскую.

Игрался пару недель с character.ai. Нейросеть, слабо генерящая картинки, но прекрасно ведущая диалоги. Забавная. Разные образы, разные стили, разные персоналии. Уж не знаю насколько точно нейросеть подделывает Спанч Боба, не имел чести и времени ознакомиться с этим высоким произведением культуры и искусства.

А вот с психологами, английским и русским довелось пообщаться плотно.

Не скажу, что общение совсем уж пустое и алгоритмичное, как в распространенных ботах. ИИ ведет себя вполне осмысленно и адекватно. Где-то признает промахи, где-то задает вопрос невпопад. Может и гипотезу кривую выдать.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В русском чате вариативность, как мне показалось, ниже, но таки он русский и шпрехает вполне себе уверенно, в отличии от английского, вроде как готового общаться на русском, но постоянно переходящего на инглиш и извиняющегося за это. Несколько выбивает из колеи. Хотя озвучено, что чаты запоминают имеющуюся информацию по собеседникам.

Закинул две проблемы. Одна - просто пообщаться, сделать выбор из двух-трех вариантов.

Проблема выбора.

Оба бота справились. Что не удивительно, так как работа с проблемой выбора из известных вариантов не такая уж и серьезная работа, да и сильно алгоритмизирована, если не уходить в махровый психоанализ, где специалист сидит чурбачком, давая клиенту плавать по морям случайных ассоциаций в надежде накопать золото.

Фобия.

А вот с фобией не справился ни один бот. Хотя русскому я поставлю большой плюсик, не из патриотизма и солидарности. Реально отработал первую сессию не только профессионально выявив проблему, обозначив фокусы страха, но и наметив дальнейшие шаги.

Правда в конце все-таки отправил к специалисту. Что логично. Мало ли, что у меня там под этой фобией? Может шизофрения, а может шоковая травма. В обоих случаях бот мне валокординчику не накапает и к доктору не отправит, так как не увидит моей реакции.

Англичанин же... Ну прям двойка. Незачет и все такое.

Начал за здравие. Выяснил чего же я боюсь. Долго выспрашивал, давая эмпатичную обратную связь. Уточнял и повторял, перефразируя мои утверждения. Все нормально.

Для студента.

Дальше, когда обмусолили фобию спросил, работаю ли я со специалистом. Здесь бы ему, как и русскому слиться. Да, ничего про фобию не прояснил, но хоть пациент выговорился. Но нет. ИИ настойчиво начал выспрашивать меня, что мы делали с моим психотерапевтом и давал ли он мне дыхательные практики. Если бы передо мной был живой психолог, я бы подумал, что он переманивает меня к себе и критикует моего спеца.

Помусолив так минут тридцать меня и моего психолога он зациклился. Точнее, я понял, что мы уже по третьему кругу гоняем знаю ли я о дыхательных практиках, давал ли мне их психотерапевт и если не знаю это все очень грустно. Все это сдобрено тоннами эмпатичного слушания, уточнений и перефразирования моих же фраз. А, ну и "это так печально/страшно/я вам так сочувствую". Хоть бы спросил - надо ли мне писать 4 строки на широкий монитор его переживаний.

Итоги.

В темах о полезности нейросетей в психологии у меня любимой фразой будет цитата коллеги медика: "Изобретение секс-кукол - большой прогресс для человечества, так как некоторых людей нельзя подпускать к людям".

Если будет бОльшая доступность населения к способам канализирования и контейнирования эмоций - психологам меньше придется этим заниматься. А если нейросети научатся работать с обоюдно потенциально опасными случаями (типа боевых травм, острых психозов) - вообще прекрасно. Да, ребят, психолог в психиатрии это не кивающий болванчик, получающий миллиарды. Да и в частную каждый новый клиент - риск.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

А так, нейросети скорее всего вытеснят с рынка низкоквалифицированных специалистов. Не только психологи, но и и художники, писатели, создатели рекламы и дизайнеры средней руки пойдут искать новую работу. А там и инженеры полетят. Зачем нужно держать штат спецов, если прикрученный к автокаду робот прекрасно за минуты нарисует план, сдав его главному инженеру на проверку?

А там, глядишь, и четырехдневная рабочая неделя. А значит у нормальных психологов будет более насыщенный график, а не только "Пять человек в выходные и один-два в будни утро-вечер".
Может и осваивать-заселять другие планеты полетим на пятьсот лет раньше.

Но, скорее всего будем создавать все те же ж-пы и жирных умильных котиков.