Найти в Дзене

Феодально-рабовладельческий общественный строй

Надо отметить, что классическая историческая наука выделяет на этапе становления властительской общественной формации два отдельных общественных строя: рабовладение и классический феодализм. Однако представляется обоснованным, с точки зрения материалистического понимания истории, объединить эти два этапа, так как они имеют единую сущность, различие носит характер явления. Рабовладение – особая форма становления властительской общественной формации, которая появляется в специфических окружающих условиях. Причем, рабовладение всегда трансформируется в классический феодализм. Классический феодализм может формироваться как из рабовладения, так и непосредственно из племенного строя, минуя рабовладение. То есть, феодализм носит обязательный характер, когда рабовладение скорее ситуационно. Драйвером становления феодализма являлось зарождение интенсивных методов земледелия (многопольная система, искусственное орошение, стойловый откорм скота, садоводство и т.п.). Как результат, сформировался с
Оглавление

Надо отметить, что классическая историческая наука выделяет на этапе становления властительской общественной формации два отдельных общественных строя: рабовладение и классический феодализм. Однако представляется обоснованным, с точки зрения материалистического понимания истории, объединить эти два этапа, так как они имеют единую сущность, различие носит характер явления. Рабовладение – особая форма становления властительской общественной формации, которая появляется в специфических окружающих условиях. Причем, рабовладение всегда трансформируется в классический феодализм. Классический феодализм может формироваться как из рабовладения, так и непосредственно из племенного строя, минуя рабовладение. То есть, феодализм носит обязательный характер, когда рабовладение скорее ситуационно.

Драйвером становления феодализма являлось зарождение интенсивных методов земледелия (многопольная система, искусственное орошение, стойловый откорм скота, садоводство и т.п.). Как результат, сформировался существенный избыток продукции, который мог быть использован, как для покупки ремесленных товаров для личного потребления, так и для финансирования общественного управления. То есть, ключевое различие племенного строя и феодализма – существенное несельскохозяйственное производство и услуги - лежит в несельскохозяйственной сфере. Таким образом, определяющим индикатором перехода от племенного строя к феодализму выступает формирование полноценного мелкотоварного несельскохозяйственного производства в форме ремесленничества и мелкотоварного общественного уклада в сфере услуг в форме торговли.

Натуральный общественный уклад. Феодальное крестьянское хозяйство

Несмотря на формирование значимого несельскохозяйственного уклада, подавляющая часть валового внутреннего продукта все еще составляло сельское хозяйство (подать и оброк редко превышали 1/10 – 1/4 произведенного продукта, остальное оставалось производителям). Поэтому ведущим укладом феодализма все еще оставалось натуральное хозяйство в форме феодального крестьянского хозяйства со следующими признаками, которое остается таковым как в процессе формирования, так и расцвета властительской общественной формации:

· хозяйство само обеспечивает основные потребности, только малая часть потребностей удовлетворяется с помощью закупки товаров у ремесленников и других крестьян,

· семья является основной производственной ячейкой,

· глава семьи владеет инвентарем и продуктами производства, он же является и основным производителем, члены же семьи выступают работниками,

· глава семьи также выступает плательщиком ренты за землю в пользу властителя

· земля отчуждена в пользу властителя, за пользование землей надо платить ренту в форме оброка и/или отрабатывать ее в форме барщины со своим инвентарем

· крестьянин был зависим от владельца земли, поэтому оброк и барщина в пользу владельца земли были недобровольные. Уклониться от них он не мог.

Крестьяне были зависимы от владельца земли в экономическом смысле, независимо от их юридического статуса. То есть, у них не было значимых возможностей по выбору рода деятельности, так как изменение владельца (переход к другому феодалу) или юридической формы владения замлей (например, переход земель к церкви) не меняли роль крестьянина в производственном процессе. Только переход к другому общественному укладу (ремесленничество, торговля, воинская или церковная служба) мог изменить роль крестьянина в общественном разделении труда. Но на этапе феодализма таких возможностей было исчезающе мало, и они носили ситуационный характер. Другие общественные уклады развивались, в основном, не за счет перетока крестьян в города, а за счет пополнения их потомками людей, уже задействованных в этих общественных укладах.

Частное землевладение. Феодальное поместье

Кардинальную трансформацию претерпело общинное управление под руководством общинных вождей. Ключевым фактором такой трансформации стало то, что,

· с одной стороны, интенсивное сельское хозяйство позволяет эксплуатировать один и тот же земельный участок неограниченно долго,

· с другой стороны, контроль не просто над заселенной территорией, как при племенном строе, а, именно, контроль над обрабатываемыми земельными участками в совокупности с контролем над проживающими на них людьми, становился источником благосостояния землевладельцев.

То есть, происходит приватизация, как обрабатываемой земли, так и хозяйствующих на ней работников.

Таким образом, община трансформируется в крупно товарное хозяйство в форме феодального поместья, а общинный вождь в феодала. Феодальное поместье интегрирует земельные участки крестьян общины и направлено на правильный сбор рентной платы, продукции барщины, реализацию полученной продукции и регулирование распределения земель при разделении хозяйств (назначение в тягло). То есть, управление поместьем регулирует вопросы конкуренции за земельные ресурсы и, соответственно, обеспечение воспроизводства рабочей силы. Бывшие общинные вожди, а теперь феодалы, обязаны вышестоящему сюзерену (графу) только службой, то есть все платежи зависимых крестьян в свою пользу используют для своих целей. Платежи же в пользу графа носят форму подарков или нерегулярных взносов. С другой стороны, феодал оказывает графу воинскую помощь за свой счет и своими средствами, как лично, так и своим воинским отрядом. То есть, все вопросы общественного управления делегируются графам, а феодал принимает роль исполнителя в феодальном управлении.

Бывшие племенные вожди, а теперь графы и герцоги, также становятся владельцами феодальных поместий, на основе зависимых от него общин. Основное отличие графских поместий от обычных феодальных поместий состоит в том, что граф не имеет возможности лично управлять своими поместьями из-за их многочисленности и из-за своей вовлеченности в феодальное управление. Таким образом, феодальные поместья графов сливаются с их дворовым хозяйством, и для его управления формируется социальный слой управляющих поместьями – мажордомов. С экономической точки зрения мажордомы мало отличаются от феодалов. Они приватизируют часть ренты в свою пользу, как оплату за услуги управления, оплачивают работы наемных слуг, управляют зависимыми крестьянами. Единственное отличие от феодалов состоит в том, что они юридически не являются собственниками поместий, выплачивают часть собранной ренты графу и не обязаны ему воинской службой, то есть, включены в систему общественного управления феодальным поместьем и не включены в систему феодального управления.

Мелко товарный общественный уклад. Ремесло и торговля

Важнейшим признаком феодализма и его отличия от племенного строя является формирование мелкотоварного общественного уклада в производстве (ремесленничество) и услугах (торговля). При этом можно разделить две формы мелкотоварного уклада – для элитного потребления (изготовление элитных товаров, торговля заморскими товарами, услуги архитекторов, художников и т.п.) и для массового потребления (кузнецы, гончары, лавочники и т.п.)

Феодальный мелкотоварный уклад для массового потребления характеризуется следующими свойствами:

· хозяйство ориентировано на массовое товарное производство продукции для обширного рынка сбыта, личное потребление обеспечивается за счет реализации произведенной продукции

· семья является основной производственная ячейка,

· глава семьи (ремесленник, лавочник) владеет инвентарем и продуктами производства, он же является и основным производителем, члены же семьи выступают работниками,

· уклад для массового потребления порождает один социальный слой – ремесленники (лавочники)

· ремесленник, лавочник зависим от владельца города или графа и платит подати за возможность работать в городе или торговать в графстве. Эти подати потом входит в цену товара. Собственно, через эти платежи реализуется сбор косвенных налогов с потребителей в пользу сюзерена

· все бюргеры города объединены в феодальное городское хозяйство в качестве поданных. Магистрат (феодальное городское управление) собирает подати и управляет городом.

Феодальный мелкотоварный уклад для элитного потребления имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от уклада массового потребления:

· хозяйство ориентировано на производство продукции по заказам высоко платёжеспособных персон, личное потребление обеспечивается за счет реализации произведенной продукции

· глава семьи (мастер) владеет инвентарем и продуктами производства, он же является и основным производителем, члены же семьи выступают работниками,

· для исполнения работ и услуг в помощь мастеру, наряду с членами семьи, привлекается некоторое количество посторонних работников (ученики, подмастерья, рабы), но, как правило только члены семьи и близкие смогут унаследовать роль хозяина. Для учеников и подмастерьев такая возможность хотя и существует, но она ограничена.

· уклад для элитного потребления порождает два социальных слоя с разными ролями и возможностями – мастера (хозяева) и подмастерья (работники-помощники)

· мастера входят в магистрат в унаследованных от племенного строя ролях городских советников

Общественная служба

Феодальное государство

Общественное управление при феодализме трансформируется в феодальное государство – полноценное государственное управление. Верхний уровень племенного управления – союз племен трансформируется в верхнюю управляющую структуру – герцогство (ханство, великое княжество), а сам верховный племенной вождь – в герцога (хана, великого князя). Феодальное государство имеет определенную территорию и контролируемые границы. Все находящиеся на ней постоянные жители являются его поданными.

Именно герцоги решали вопрос территориального единства феодального государства. Надо отметить, что, в отличие от союза племен, герцогство являлось много более устойчивой структурой. Эту устойчивость ей предавали города и торговые хозяйственные связи между городами. То есть, экономически, герцогство имело объединяющий его общественный уклад в форме мелкотоварного общественного уклада – торговли. Надо отметить, что размер территории герцогства, как объекта феодального управления, соответствовал логистическим возможностям торговли. Хотя сам герцог, в роли феодала, также имел личный домен с соответствующими доходами, но, в роли бенефициара и руководителя феодального государства, его доходы формировались также как доходы от управления (штрафы и платежи за суд), доходы от городов (подати с магистратов), косвенные налоги (таможенные платежи, торговые сборы, сборы за соль и т.п.), военные доходы (контрибуция и дань). Графы, как вассалы герцога, податей ему не платили, а были обязаны только службой. Для решения внешних и внутренних задач герцог имел наемных исполнителей в военной (личная гвардия) и судебно-финансовой службе (судьи и казначеи).

В рамках этого же процесса на основе племен формируется промежуточные структурные феодальные управляющие единицы в составе феодального государства – графства (эмираты, удельные княжества), а племенной вождь становится его властителем – графом (эмиром, князем). То есть, формируется промежуточный территориальный уровень управления. Для решения задач управления у графа есть как свои, зависимые от него, феодалы, так и личная наемная гвардия. Аналогично герцогам, графы в роли феодала, обладают собственными источниками дохода от своего домена, но, в роли бенефициара и руководителя графства, источниками их доходов являются платежи за управление (штрафы), доходы от косвенных налогов (таможенные платежи) и доходы от военных действий (контрибуции, дань и т.п.), так как вассалы не платили сюзеренам подати, а были обязаны только службой.

Надо отметить, что власть герцога была ограничена, то есть графам были делегированы существенные полномочия в административной, судебной, налоговой, и, частично, военной сфере, которые они осуществляют самостоятельно. Собственно, только ведение внешних войн (с другими герцогствами) и дипломатических переговоров являются исключительной прерогативой герцога.

Феодальный город

Для обеспечения полноценного мелкотоварного уклада требуется формирование достаточного рынка сбыта продукции и услуг. Бывшие племенные центральные ставки предоставляют такие возможности, так как являются сосредоточением достаточно большого количества платежеспособных потребителей (властители, слуги, дружинники и т.п.). Для их обеспечения, а также обеспечения проживающих там ремесленников, окрестные общинники поставляют продукты, как в виде подати, так и для закупок ремесленных товаров. Формируется точка торговли в виде ярмарки и бывшая ставка трансформируется в полноценный город, как центр власти, культа, ремесла и торговли.

Для управления городами формируется феодальное городское управление – магистрат, который выполняет функции внутреннего управления, охраны и сбора подати в пользу сюзерена. Хотя, формально, в городском управлении сохраняются унаследованные от племенного строя механизмы, вроде городского совета (сената), выборных собраний (вече), выбор бургомистра (посадника) городскими советниками, но, с сущностной точки зрения, феодальное городское управления является формой феодального общественного управления, аналогичной графству.

Феодальное королевство

Как следующий уровень структурной интеграции на этапе феодализма зарождаются королевства (царства, султанаты), как, по сути, конфедеративное объединение герцогств. Аналогично союзу племен при племенном строе, наиболее сильное в военном отношении герцогство подчиняет себе соседние герцогства под властью своего герцога, а теперь короля (султана, великого хана). Надо отметить, что, не обладая достаточной внутренней консолидацией, феодальное королевство часто меняет ведущего сюзерена, свой состав, а то и распадается. То есть, существуют сильные центробежные тенденции входящих в состав королевства герцогств выйти из его состава и сформировать свое собственное королевство.

По мере экономического развития росло экономическое значение городов (магистратов). Они становились основным источником доходов государства, так как герцогства не финансировали государство. По этой причине короли начали постепенно выводить их из-под власти герцогов и подчитать себе, обеспечивая защиты как самих городов, так и транспортных путей между ними. Таким образом, королевства укрепляли свою доходную базу. С другой стороны, упорядочивание платежей и связей было выгодно и городам. Как результат, на исходе феодализма, королевства получили серьезный рычаг внутренней консолидации, что сделало их основной структурной единицей на этапе абсолютизма.

Королевства (султанаты, ханства), которые граничили с сообществами, находящимися на племенной стадии развития, обычно, интегрировали их в себя экономическом смысле, сохраняя, при этом, их общественные институты. То есть, племенные союзы получали через торговые связи товары и услуги из феодальных сообществ, предоставляя их свои товары и услуги. И это не только скот и кожи, но и услуги воинов-наемников в дружины (швейцарцы, мамлюки и т.п.), продажа захваченных в других местах рабов-пленников, охрана торговых караванов. Причем, так как сильные племенные союзы часто обладали очень существенной воинской силой, феодальные государства откупались от таких сильных союзов выплатой дани. И, таким образом, такие союзы племен получали дополнительный, часто основной, источник доходов, кроме отгонно-пастбищного скотоводства и охоты. Если же племена были слабыми, то они сами платили дань (ясак) феодальному государству, оставаясь во внутренних вопросах самостоятельными.

Как обратное влияние, в племенных сообществах, формируются схожие с развитыми феодальными государствами, феодальные отношения и институты. То есть, племена трансформируются в ханства, общины – в бекства, а рядовые скотоводы – в зависимых общинников. Хотя возможности такой трансформации ограничены, так как не позволяют сформировать полноценные города, как центры ремесла и власти, в связи с ограниченностью свободных сельскохозяйственных товаров. По этой же причине в общественном сознании еще очень долго сохраняются артефакты племенного строя.

Церковь

Феодальное государство нуждалось в идеологическом обеспечении своего единства. Поэтому феодализм унифицирует систему племенного культа, которая трансформируется в церковь. Главная задача на данном этапе – это сакрализация правителя (и его семьи) для обеспечения нормальной процедуры трансформации власти в условиях феодальной раздробленности. Церковь выступает как идеологический интегратор феодального общества, охватывает всю его структуру, поэтому нуждается в соответствующем материальном обеспечении. Эта задача решается с помощью формирования обычной феодальной структуры – феодальных поместий, но в собственности настоятелей и епископов. Надо понимать собственность в экономическом смысле. Настоятели и епископы управляют поместьем, взымают ренту, часть которой перечисляют вышестоящему иерарху, а остальное используют для личных целей и оплаты услуг наемных работников. То есть, аналогично мажордомам, вовлечены в систему церковного управления, как источники сбора доходов.

Феодальные общественные работы

Города, как центры управления, нуждались в фортификационных укреплениях, религиозные центры – в храмах, территории в целях управления и торговли – в дорогах и мостах. В определенных условиях (зона искусственного орошения), также требовалось содержать общественные оросительные системы. Для этого формируется крупно товарные общественный уклад в сфере общественного потребления – феодальные общественные работы. Финансирует общественные работы властитель из получаемых им доходов за управление. Надо отметить, что феодальные общественные работы – это работы в сфере общественного потребления (крепости, храмы, общественные сооружения, мосты), общественное производство на данном этапе охватывает очень ограниченную сферу и носит только ситуационный характер – поддержание ирригационных сооружений, эксплуатация специфических объектов типа каменоломен и соляных и рудных приисков.

Крупно общественный уклад феодальные общественные работы включают:

· руководителей, как правило, самих властителей или их мажордомов,

· наемных специалистов (инженеров, архитекторов, скульпторов, художников, каменотесов и т.п.), как правило, мелкотоварных производителей,

· массовых исполнителей (землекопов, строительных рабочих и т.п.), как правило зависимые крестьяне.

В отличие от специалистов, феодальное общество, не имеет возможности нанять достаточное количество массовых исполнителей. Поэтому в качестве исполнителей при общественных работах выступают крестьяне, для которых эти работы засчитываются в счет их повинностей, или, на раннем этапе развития – рабы. Причем в последнем случае властитель берет на себя расходы по содержанию рабов (питание, одежда, жилища). По этим причина, кстати, такой метод набора исполнителей постепенно исчез в процесс развития феодального строя.

Особенности рабовладельческого этапа феодально-рабовладельческого общественный строй

Собственно, юридическое состояние рабства, которое, обычно, понимается как основной образующий фактор выделения рабовладельческого строя, на самом деле существовало задолго до формирования рабовладения – в племенных сообществах, и не исчезло после исчезновения рабовладельческого строя, во время расцвета феодализма и абсолютизма.

Рабовладение появлялась в тех ситуациях, когда использование рабского труда было экономически или организационно обоснованным, то есть, когда невозможно было использовать наемный труд из-за отсутствия достаточного количества свободных рабочих рук (плантационные рабы, рабы в копях и каменоломнях). С другой стороны, юридическое положение податного общинника фактически не очень сильно отличалось от положения раба. С экономической точки зрения привлечение общинников к обязательным работам (строительство каналов, крепостей, дорог), барщина являлись некой формой «рабства на время», так как не было добровольным и относилось к крупно товарному общественному укладу. Конечно, были и нюансы, например, использование работниками собственного инвентаря, но это не сильно меняло сути. Домашние же рабы, с экономической точки зрения, мало отличались от просто слуг. Как результат, классический рабовладельческий строй сформировалось только в некоторых регионах, когда другие его просто пропустили и обошлись принудительными общественными работами.

Каковы же условия привели к формированию классического рабовладения как этапа феодально-рабовладельческого строя:

· Существенное опережение в развитии на ранней стадии формирования властительской общественной формации некоторой общности по сравнения с соседствующими обществами, находящимися на племенной стадии

· Возможность крупно товарного сельскохозяйственного производства – латифундий на данном этапе развития: исключительно благоприятные условия ведения сельского хозяйства даже не очень передовыми орудиями труда.

Неисполнение любого из этих условий делало невозможным рабовладение как этап феодально-рабовладельческого строя. То есть, в этом случае из племенного строя формировался сразу феодальный строй. То есть, рабовладение возможно при достаточно развитом сельском хозяйстве, с одной стороны, при условии недостатка свободных рабочих рук общинников, ведущих натуральное крестьянское хозяйство, с другой стороны, а также наличие резерва рабочей силы в смежных регионах, с третьей. Как результат, недостаток рабочих рук компенсировался рабами, которых захватили или покупали у соседствующих плененных общин. Собственно, дополнительная продукция латифундий частично и шла на финансирование воинских отрядов (легионов) для захвата рабов и возможные закупки рабов у соседних воинственных племен.

Таким образом, при рабовладельческом строе формируется крупно товарный общественный уклад в сфере производства – рабовладельческие латифундии. Как обычно, крупно товарный общественный уклад рабовладельческих латифундий включают в себя следующие социальные слои:

· латифундисты-рабовладельцы, бенефициары латифундий

· управляющие латифундиями,

· средний управляющий персонал – надсмотрщики и учетчики,

· исполнители-рабы.

Особенностью рабовладельческого строя являлось то, что, часто не было достаточно свободных рабочих рук, не только для рядовых работников в латифундиях, но, и для надсмотрщиков и, даже, для руководителей. В этом случае эти социальные роли исполняли бывшие рабы-вольноотпущенники. Уровень жизни вольноотпущенников был достаточно высок, что отражал их роль в латифундии.

Рабовладельческий строй, если он формировался, был промежуточным этапом между племенным и классическим феодальным строями. Поэтому он унаследовал как многие уклады племенного строя в завершающей их стадии, так и уклады уже собственно феодального строя на этапе формирования.

Как результат, при рабовладельческом строе представлено все еще натуральное хозяйство со свободными общинниками под управлением наместников, которые выполняют управляющие функции и контролируют территорию и собирают налоги, то есть, переходной этап к феодальному поместью. Надо отметить, что социальный строй свободных общинников часто является самым многочисленным, превосходя по числу членов социальный слой рабов. При этом наместники очень часто совмещали свою роль с ролью латифундистов-рабовладельцев.

Рабовладельческие общественные работы выполняются как рабами, так и, в виде повинности, свободными общинниками.

С другой стороны, уже формируются присущие собственно феодализму институты и уклады: ремесло и торговля, государство, города, с обычной для феодализма социальной структурой и обязанностями. Интересной особенностью общественного уклада религиозного культа при рабовладении является то, что для его финансирования использовались латифундии (храмовые хозяйства) на основе рабского труда, что отличает ее от феодальной церкви с ее церковными поместьями и крепостными. Это отличие проистекает из общей природы формирования рабовладения на данном этапе – отсутствие резерва свободных рабочих рук для крупно товарного хозяйства.

Надо отметить, что крупно товарное сельскохозяйственное производство с использование инвентаря рабовладельцев в классических рабовладельческих обществах несколько опережало возможности данного этапа развития производительных сил. Оно более характерно для абсолютистского общественного строя. Как результат, рабовладельческие латифундии столкнулись с проблемой низкой производительности рабского труда при отсутствии экономической заинтересованности рабов в результатах труда и с проблемой воспроизводства рабочей силы за счет захвата пленников. В это же время, за счет горизонтального переноса навыков и товаров, соседствующие племенных сообщества существенно нарастили свои военных возможности и, как результат, не только перестали быть донорами рабской рабочей силы, но стали напрямую угрожать властительскому сословию рабовладельческих сообществ.

Возникшее противоречие разрешилось совместным движением соседствующих сообществ навстречу друг другу. Рабовладельческие сообщества трансформировались в феодальные сообщества – латифундии становились феодальные поместья, а рабы – зависимыми крестьянами (колонами) со своим крестьянским наделом и инвентарем. Это снимало обозначенные выше проблемы со стимулирование производительности труда и естественным воспроизводством рабочей силы. Племенные сообщества, параллельно, трансформировались в обычные феодальные сообщества с присущей феодализму социальной и территориальной структурой, то есть, переставали быть донорами рабов и целью рабовладельческой военной экспансии.

Таким образом, специфический рабовладельческий этап феодально-рабовладельческого строя трансформировался в основной феодальный этап.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие заключения:

Феодализм – это этап становления властительской общественной формации.

При феодализме представлены шесть общественных укладов:

· Феодальный натуральный общественный уклад

o феодальное крестьянское хозяйство, как вид натурального общественного уклада,

· Феодальная общественная служба

o феодальное государство и управление, в форме герцогства, графств и магистратов, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественного управления,

o Феодальные общественные работы, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественного потребления,

o церковь, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественной идеологии.

· Частное землевладение

o Феодальное поместье, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере индивидуального потребления,

· Частное производство

o Рабовладельческая латифундия и рабовладельческое предприятие (каменоломня, рудник), как крупно товарный общественный уклад в сфере производства. Впоследствии, земельные латифундии трансформировались в феодальные поместья.

· Мелко товарный общественный уклад для массового потребления

o Ремесленничество и торговля, как вид мелкотоварного общественного уклада в сфере несельскохозяйственного производства и услуг

· Мелко товарный общественный уклад для элитного потребления

o Производство предметов роскоши, как вид мелкотоварного общественного уклада в сфере несельскохозяйственного производства и услуг

Социальная структура феодального строя включает восемь социальных слоев:

· Властители-земельные магнаты

o короли, герцоги в роли бенефициаров и руководителей феодального государства, хозяев (феодалов) феодальных поместий

o графы в роли бенефициаров и руководителей феодального управления, хозяев (феодалов) феодальных поместий

· Земелевладельцы

o Феодалы в роли хозяев феодальных поместий, исполнителей в феодальном управлении

· Управляющие

o мажордомы в роли руководителей феодальных поместий и рабовладельческих латифундий

o бургомистры в роли руководителей магистратов и феодальных общественных работ

o церковные иерархи в роли руководителей церковных владений

· Наемные Специалисты

o Дружинники, дьяки и подьячие в роли наемных исполнителей в феодальном управлении и феодальных общественных работах

o Надсмотрщики, старосты в роли наемных исполнителей в феодальном поместье и рабовладельческой латифундии

o Священники, монахи, дьяконы в роли наемных исполнителей в церкви

· Мастера

o мастера в роли хозяина элитной мастерской и торгового дома

· Крестьяне

o крестьяне-общинники в роли хозяев феодального крестьянского хозяйства, исполнителей в феодальных общественных работах, донаторов в феодальном поместье

· Ремесленники

o Ремесленники и торговцы в роли хозяина ремесленной мастерской или лавки, подданного магистрата

· Работники

o слуги в роли наемных зависимых работников феодального поместья - домового хозяйства

o подмастерья в роли помощников в ремесленных мастерских и лавках

o рабы в роли несвободных исполнителей в рабовладельческих латифундиях и предприятиях.

Внутренняя территориальная структура феодального общества:

· королевство, как конфедеративное объединение герцогств

· герцогство, как основное феодальное государство,

· графство, магистрат как объект феодального управления, зависимая структурная единица герцогства или королевства,

· соседствующие экономически и политически зависимые феодально-племенные сообщества

Внешняя территориальная структура: Соседствующие, независимые королевства и герцогства, враждующих между собой.