Внимательный читатель нашей газеты, наверное, удивится такому названию, потому что многим известно, что родился и вырос я в Красноярске, учился в Иркутске, а потом мне посчастливилось много лет трудиться в родном "Красноярском рабочем".
Правда, в эпоху перестройки я пару недель провёл в Соединённых Штатах Америки с группой российских журналистов - было интересно, но не очень уютно, не к душе. Не строго по Чапаеву, но языков я не знаю, чтобы в мировом масштабе заниматься журналистикой. Поэтому с радостью вернулся в родную Сибирь.
На этой неделе вновь работает Красноярский экономический форум. А на нём второй год подряд уверенно декларируется Восточный вектор развития нашей страны, его основным плацдармом являются нынче именно они - Соединённые штаты Сибири.
Этот термин, хотя и подзабыт, но до сих пор к нему относятся у нас с некоторой опаской. Потому что придумали его во второй половине XIX века Николай Ядринцев и Григорий Потанин, называвшие своё движение Сибирским областничеством. В Красноярске эти идеи пропагандировал, кстати, всем известный Владимир Михайлович Крутовский.
Поначалу власти, как водится, не разобрались и жёстко обошлись с томскими "областниками", их лидер Николай Ядринцев попал даже в заключение. Но довольно быстро всех отпустили, потому что эти учёные вовсе не ратовали за отделение Сибири от всей империи, их беспокоило совершенно другое.
В то время западные державы интенсивно стали развивать свои колонии в Канаде, Соединённых штатах Северной Америки и Австралии. Параллельно Россия осваивалась за Уралом, но делала это, естественно, по-своему. Вот почему основой формировавшейся областнической программы Ядринцева стала концепция Сибири как колонии и интерпретация этого процесса как результата деятельности народных масс, их наиболее предприимчивых и вольнолюбивых элементов.
Эти благие пожелания вызвали раздражение у царского правительства, которое в ту пору превращала наш регион в штрафную, сырьевую колонию. Идеологи же Сибирского областничества выступали против уголовной ссылки и произвола властей, которые не считали Сибирь в полной мере русской землёй.
Причём сами сибиряки думали иначе. Помните, герой знаменитой песни "Чубчик кучерявый" не боялся Сибири, потому что "Сибирь ведь тоже русская земля"...
Однако уже тогда наметилось отставание в развитии Сибири по сравнению с теми же США. Возможно, у нашей страны не было других ресурсов, кроме зэков, да и спокойнее как-то было, если можно было сослать сюда протопопа Аввакума, первого министра Меньшикова, фельдмаршала Миниха или экс-помощника глава "Роскосмоса" Ваню Сафонова (он уже в Арейской колонии, где когда-то отбывал срок за угон трактора "Беларусь" мой двоюродный брат Валерка Лалетин).
Что происходило в Сибири в тридцатые годы, тоже хорошо известно: даже индустриальное развитие её во многом строилось, как и при "проклятом царизме", на лагерной экономике. Тем не менее в годы войны Соединённые штаты Сибири подставили своей метрополии мощное плечо, разместив на своей территории тысячи эвакуированных предприятий.
Именно поэтому после войны у нас практиковалась мобилизационная модель развития, когда многие наши предприятия дублировали те, что действовали в Москве и Подмосковье. На всякий случай! Но постепенно начали создаваться и крупные экономические плацдармы, хотя методы были ещё те...
Первостроители Красноярской ГЭС жили в палатках, а первый добровольческий комсомольский десант в Норильске поселили в прежних лагерных бараках, не обеспечив ребят даже тёплой одеждой. Аврамию Завенягину пришлось тогда даже раскулачивать здешние склады НКВД, где в большом количестве хранились спасительные полушубки.
Потом был Атомный проект, благодаря которому у нас появились вполне благоустроенные закрытые города. А потом случились перестройка и удушающие дружеские объятия западных партнёров, когда руководителям страны показалось, что и без индустриализации далёкой Сибири можно обойтись.
Слава Богу, прозрение наступило не слишком поздно. Вот и Красноярский экономический форум - 2023 недвусмысленно называется "Время Сибири". Он вновь посвящён трансформации экономики, в том числе применительно к сибирским регионам, изменению внешнеэкономических связей, развитию Арктики, импортозамещению и новым промышленным приоритетам, цифровизации и креативным индустриям, а также, что самое важное, кадрам для новой экономики и инвестиционных проектов.
Для России Сибирь интересна сегодня своим природным и производственным потенциалом, удобными логистическими связями с Китаем, Индией и другими странами Азии, а также Африки и Южной Америки (напомним, что ещё недавно над территорией Красноярья успешно действовал кросс-полярный воздушный коридор, который существенно сокращал полёты из Западного полушария в Восточное).
У сибиряков появилась надежда, что условия нашей жизни существенно улучшатся. Что на нашей территории станут доступными не только само жильё, но и коммунальные тарифы, потому что сибиряки живут в этих суровых условиях не из-за собственной прихоти, а потому что огромной России эти территории жизненно необходимы.
Ну а пока даже у нас в Красноярске некоторые овощи и фрукты предлагаются по цене мяса, а рыба - ещё дороже. Жить в Сибири дорого и трудно, мы терпим незамерзающий Енисей, чёрное небо над головой. Поэтому молодёжь отсюда старается уехать при первой возможности. И Красноярский край, столь перспективный в экономическом плане, является, безусловно, "демографическим неудачником" по всем статьям.
Губернатор Александр Усс в своём приветственном слове к участникам КЭФа отметил, конечно, что на сибирских землях сосредоточены огромные запасы древесины, а также руды, нефти, угля, других полезных ископаемых. А невероятные богатства Севера и прилегающего океанического шельфа ещё только предстоит открыть.
Сибирский федеральный округ занимает четверть территории России, в нём проживает десятая часть всех её жителей и складывается существенная доля рентных доходов. У нас работают крупнейшие промышленные компании, в том числе угольные, металлургические, нефтяные. За последние десятилетия здесь созданы ведущие мировые научные, образовательные и спортивные центры, проводились международные мероприятия, зарождались яркие культурные и общественные инициативы.
Однако, по мнению нашего губернатора, главным ресурсом Сибири является человек - именно на этом капитале нам необходимо строить будущее страны. Но насколько велик этот самый капитал, так ли много у нас сегодня желающих жить здесь и работать? Может быть, проект Шойгу по созданию у нас новых городов привлечёт энтузиастов и перспективных профессионалов, но пока и Сергею Кужугетовичу не до этого.
Тем не менее в эти дни Красноярск посетили более 70 представителей иностранных государств, в том числе послы, бизнесмены и чиновники из Беларуси, Китая, Монголии, Таиланда, стран Средней Азии и Африки.
Словом, Красноярский экономический форум вызывает интерес в мире, но будет ли он интересен простым жителям края, особенно нашей молодёжи, которая сейчас оканчивает обучение в школах или наших вузах? Будут ли им интересны именно наши Соединённые штаты Сибири или они выберут другие - заокеанские?
Ответ на этот вопрос пока неизвестен. Хотя руководители края пытаются переломить ситуацию. Так, ещё в 2010 году по инициативе Александра Викторовича Усса у нас был создан Сибирский экспертный клуб, информационно-аналитическую и организационную поддержку которого стал осуществлять Центр стратегических исследований и разработок СФУ.
Лучшие экономисты нашего региона, а также их коллеги из Москвы всерьёз занялись разработкой предложений по развитию Сибири на ближайшие годы. Плодом общих и глубоких научных изысканий, а также практического экономического моделирования стал грандиозный доклад "Россия: восточный вектор. Предложения к стратегии развития Сибири и Дальнего Востока".
Этот документ Александр Викторович впервые обнародовал от имени Сибирского экспертного клуба в 2014 году, то есть тогда, когда на Донбассе начались трагические события, которые через восемь лет заставили Россию начать здесь спецоперацию.
И это не случайное совпадение, а судьбоносное. Более того, сказанное тогда Александром Уссом именно сегодня воспринимается если не пророчески, то весьма своевременным и даже практическим руководством к действию. И никак иначе...
"Развитие Сибири и Дальнего Востока (макрорегиона Сибири, или Большой Сибири) следует рассматривать как возвращение России к историческому движению на Восток, результатом которого будет устойчивый экономический рост на основе её включения в глобальное разделение труда и активной позиции на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона,- говорил Усс.- Необходимо преодолеть разрывы в экономике страны - между секторами экономики и между регионами. Экономика России не может ориентироваться на замкнутую и самодостаточную модель, но неприемлема и ситуация, в которой ресурсодобывающие компании закупают за рубежом современные технологии и оборудование, оставляя без заказов предприятия отечественного машиностроения; когда российские инновации не востребованы внутри страны, но, будучи проданными за рубеж, работают на развитие экономики других государств и возвращаются обратно уже в виде наукоёмких продуктов".
Развитие Сибири и Дальнего Востока - это мощнейший фактор экономического развития России, и оно во многом будет определять её геоэкономические перспективы в текущем столетии, заявил Александр Викторович ещё в 2014 году.
Я думаю, этот его опыт и убеждения могут быть востребованы и президентом, несмотря на определённые издержки в личных обстоятельствах нашего губернатора и правовых (или уголовных?) проколах его команды.
...Можно не сомневаться, что у Владимира Путина есть и сегодня толковые личные телохранители, однокашники-юристы и просто старые друзья по питерскому детству, но эти кандидатуры не понравились бы ни Николаю Ядринцеву, ни Григорию Потанину.
Они более чем полтора века назад предупреждали, что чужаки-завоеватели в Сибири успеха не добьются, здесь нужны собственные патриоты-садовники, которые бы живота не пожалели ради долгожданного расцвета наших родных Соединённых штатов Сибири.
Игорь РАК.
Красноярск.