Найти тему

Артемизия Джентилески: первая женщина, изменившая мир искусства

Говоря об изобразительном искусстве, вспоминая самых именитых художников, в первую очередь на ум приходят гении мужского пола. Как-то так уж повелось с незапамятных времен. Но в эру феминизма и новой этикивсе чаще начали вспоминать о женщинах, чей талант не менее ценен и весом в том или ином культурном направлении.

И самой первой женщиной – художником, повлиявшей на ход истории — стала Артемизия Джентилески. Поговорим сегодня о ней.

Автопортрет в виде аллегории живописи. 1630-е годы
Автопортрет в виде аллегории живописи. 1630-е годы

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________ 

Эта удивительная особа появилась на свет 8 июля 1593 года в городе Рим. Ей посчастливилось родиться в семье художника, что позволило с самого детства практиковать творческие навыки в мастерской отца. Поговаривают, что Орацио Джентилески, будучи востребованным мастером, готовил дочь себе в помощники, и уж точно не рассчитывал на то, что с возрастом она переплюнет его не только в таланте, но и в известности. Кстати, первая знаменитая работа семнадцатилетней художницы – «Сусанна и старцы» (1610 г.) некоторое время ошибочно считалась произведением Орацио. 

«Сусанна и старцы». 1610 год
«Сусанна и старцы». 1610 год

Девушка очень хотела развиваться в профессии, навыки, которые получала от отца, считала недостаточными, поэтому упросила найти ей наставника. Им стал пейзажист по имени Агостино Тасси. Никто не подозревал, что эта роковая встреча так сильно повлияет на жизнь будущей великой художницы и повернет вектор ее работ в столь драматичное русло, которое в итоге прославит ее на века.

Вместо того чтобы помочь Артемизии, Тасси жестоко надругался над ней, обесчестив свою ученицу. Затем последовало долгое и болезненное судебное разбирательство, и, вопреки ожиданиям, виновного все-таки наказали, приговорив к году тюрьмы.

«Юдифь, обезглавливающую Олоферна». 1612 – 1613 гг.
«Юдифь, обезглавливающую Олоферна». 1612 – 1613 гг.

Переживания оставили такой глубокий шрам, что у девушки родилась невероятно мощная по эмоциям картина – «Юдифь, обезглавливающую Олоферна» (1612 – 1613 гг.). По сюжету жертва жестоко наказывает обидчика. К этой теме Артемизия будет возвращаться еще не раз в своих полотнах, и в них будет столько искренней боли, жажды мести, и невероятной мощной женской силы, что возведет ее в ранг величайших творцов своего времени. 

«Юдифь и голова Олоферна». 1618-1619 гг.
«Юдифь и голова Олоферна». 1618-1619 гг.

После трагических событий наша героиня решила начать жизнь с чистого листа: она вышла замуж, переехала во Флоренцию, где ей удалось завязать дружбу с такими могущественными покровителями, как  Козимо II Медичи и Галилео Галилей. Она была невероятно трудолюбива, очень много писала, а супруг распоряжался ее трудовой деятельностью, что в целом, не очень ее устраивало. И в какой-то момент Артемизия решила добиться равных прав с мужчинами, относительно своей работы. Она получила членство в Академии искусств, что полностью сравняло ее в юридических правах с коллегами мужского пола. По тем временам, это было совершенно немыслимое событие и, конечно, прибавило художнице новых любопытных клиентов. 

Позже последовал развод с ущемленным славой своей благоверной супругом, переезд в Рим, заказы от самого Людовика XIII, Карла I, Марии Медичи и герцога Баварского.

Свои последние годы Артемизия Джентилески провела в Неаполе, где открыла собственную мастерскую и художественную школу. Но, несмотря на славу и признание, последние свои годы женщина провела в бедности: заказов становилось все меньше, а единственный возлюбленный – Франческо Мария Маринги ушел из жизни раньше, оставив любимую в одиночестве, без какой-либо поддержки. 

«Автопортрет с лютней». 1617 год
«Автопортрет с лютней». 1617 год

Точная дата смерти художницы не известна до сих пор, приблизительно это был 1653 год. Предположительно причиной стала чума, хотя некоторые историки и искусствоведы не исключают самоубийства. 

Но, несмотря на такой печальный финал, мир навсегда запомнил эту смелую, независимую талантливую женщину, прожившую впечатляющую и насыщенную жизнь. Сейчас ее полотна продаются за баснословные миллионы евро, а некоторые современники считают чуть ли не главным символом феминизма.

Нравится ли вам живопись этой художницы? А какие ещё женщины-художники вам нравятся? Напишите в комментариях!

Автор статьи: Екатерина Чернышева

___________________________________________________________________________________

Читайте также:

___________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊