Найти в Дзене
За СССР

Немного о чувственном отражении

(дополнение к предыдущей публикации "Эпоха практического гуманизма и воссоздание умерших" https://dzen.ru/media/id/62b0a5764666cc6daf2bf733/epoha-prakticheskogo-gumanizma-i-vossozdanie-umershih-63f97e9a1e751c186b41b8f9)

Чувственное отражение образное по содержанию и знаковое по форме.

Например, я вижу дерево. Форма дерева, расстояние до него отражаются образно. Физическая же природа, скажем, зелёный цвет листьев, замещается знаком – так называемой модальностью ощущения. Этот знак или модальность есть эволюционно выработанная явленность информации в конкретной самоорганизующейся системе. В мозгу не возникает маленькой физической копии отображаемого объекта, но его образ, представленный как информация. Образ листика как бы соткан из знаков замещающих физическую природу – отражённую от листа волну электромагнитного излучения определённой длины. Если образ не тождественен оригиналу по физическим свойствам, это не значит, что он перестал быть образом. Например, фотография Петра Ивановича не тождественна по природе Петру Ивановичу, и тем не менее, она образ.
То же самое относится к остальным чувствам: слуху, обонянию, осязанию и вкусу - они образы в знаковой форме.

Далее. Допустим, я вижу дерево, при этом его образ не воспринимается как находящийся внутри головы, он как бы вынесен и наложен на реальное дерево. Подобная наложенность образа на реальный объект называется экстериоризацией. Экстериоризация зрительного образа возможна благодаря бинокулярному зрению, и что особо важно – практике. Когда слепым от рождения людям возвращали зрение, в первое время экстериоризация не "работала". Люди пытались взять предметы находящиеся далеко от них, или наоборот, считали недосягаемыми те, что были близко. И только в процессе практики возникала наложенность субъективных образов на реальные объекты.

Содержание и форма (образ и знак) относятся и к чувствам более высокого порядка, например, к человеколюбию.
Что в нём представлено образно и что знаково?
Тут надо немного отступить и поговорить о природе альтруизма вообще. Сначала о его биологической природе. Дело в том, что альтруизм – продукт естественного отбора. Так получилось, что в эволюции оказались более приспособленными виды, представители которых были способны жертвовать собой ради других. Это свойство закрепилось и стало передаваться по наследству. В качестве субъективного побуждения закрепилось ощущение потребности в подобных действиях и чувство удовлетворения, радости после их свершения.
Я называю такую потребность инстинктом видового самосохранения. А скорее всего, инстинкт этот "работает" в радиусе всей биосферы, – в нём отражена взаимозависимость всего живого.
Обратная сторона медали альтруизма – эгоизм. На уровне биологии в его основе лежит инстинкт индивидуального самосохранения. Оба инстинкта, и индивидуального самосохранения, и видового самосохранения – продукт естественного отбора. Необходимы они оба. Тут вопрос, какой из них, и в каких случаях должен преобладать. И вот тут уже определяющими факторами становятся факторы социальные. В частнособственнических формациях всегда будет главенствовать эгоизм.

Возвращаясь к тому, что образно, а что знаково в чувстве человеколюбия. Образно отражена объективная потребность в других. Комплексы ощущений возникающих при действии этой потребности – суть знаки.
Само же "Я" – это информация о себе, самоотображение сложной биолого-социальной самоорганизующейся системы
человек.

Скачать книгу Н. И. ГУБАНОВ_ ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ (АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ)_ МОСКВА «МЫСЛЬ» 1986 http://depositfiles.com/files/mlr1fq2eu

Философия и наука о природе вторичных качеств © Н.Н. Губанов1, Н.И. Губанов2_ 1 МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия 2_ Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия. http://hmbul.ru/articles/400/400.pdf