Найти тему
ППР и точка

«Отказники» есть?

Дизельная ПЛ Б-402 "Вологда" в море
Дизельная ПЛ Б-402 "Вологда" в море

Что ни говори, а отличия между подводниками-дизелистами и атомоходчиками есть, да ещё какие…

Приличные условия жизни, что ли, на многое влияли, или большее число офицеров и мичманов в экипажах?

Году в 2000 столкнулся я с таким моментом.

Дизельная лодка – тогда подводная, когда на ней есть и функционирует аккумуляторная батарея. Нет батареи, или она «мёртвая» – и все, погружаться нет ни смысла, ни возможности…

Это у атомохода на борту реактор: запустили – и вперёд, и разницы никакой – на поверхности ты или в глубине… А дизелюха под водой электромоторами толкается, которые запитываются от аккумуляторных батарей (это для тех, кто еще не в курсе)…

Лодочная аккумуляторная батарея. Фото из интернета
Лодочная аккумуляторная батарея. Фото из интернета

Так получилось, что с развалом Советского Союза развалилось и производство этих самых АБ (аккумуляторных батарей). Старые выслужили срок – и всё, рядами и колоннами вчерашние скитальцы глубин начали ржаветь у причалов.

Многие тогда кинулись сдавать цветные и прочие металлы в мгновенно расплодившиеся приемные пункты, откуда их вагонами вывозили за границу. Не обошла эта история стороной и свинец… И вышло так, будто свинец в стране сразу закончился. Вместе с аккумуляторами, соответственно…

Механики упорно искали выход из этой ситуации, но выбор был не велик.

Нашлась какая-то компания в Питере, которая наладила выпуск присадок к электролиту, якобы, восстанавливающих мощность АБ (аккумуляторных батарей).

Начали налаживать с ней связи, провели ряд испытаний. Какой-то эффект был достигнут, но крайне недолгий.

В итоге, счёт времени, когда лодки соединения стояли у причалов без морей, с грустью ожидая своей участи, с месяцев перетёк в годы. Это, конечно, очень угнетало подводников, не только офицеров и мичманов, но даже матросов.

Подводные лодки у причалов. Фото автора
Подводные лодки у причалов. Фото автора

И вот вдруг нашелся реальный выход из ситуации.

В 1997 году Губернатор Вологодской области Вячеслав Евгеньевич Позгалёв, питающий особые чувства к ВМФ, предложил взять шефство над отдельной подводной лодкой. Идею одобрили, и подводной лодке «Б-402» было присвоено почетное наименование «Вологда». Заключили договор о шефской помощи, наладили регулярные визиты шефских делегаций в Полярный, целый регион начал помогать полуголодным на тот момент подводникам, привозить подарки и то, что было необходимо для жизни и быта. Да и экипаж подводной лодки начал комплектоваться «срочниками» и контрактниками из Вологодской области.

В один из приездов шефской делегации командование соединения поделилось с Губернатором проблемой, связанной с отсутствием АБ. Вячеслав Евгеньевич информацию воспринял серьезно, и через некоторое время область батарею для лодки нашла и приобрела!

На тот момент «Вологда» стала первой из подводных лодок соединения, снова способных выходить в море и погружаться.

И вот начинается отработка курсовых задач, дошло до первого за очень долгий период выхода подводной лодки в море.

Срочники в ВМФ к тому времени уже давно служили два года.

А, так как пару лет лодки стояли у причалов без аккумуляторных батарей, получалось, что все в скором времени увольняющиеся в запас матросы и в море не выходили, и не разу не погружались, а, соответственно, и ритуал посвящения в подводники не проходили.

То есть масса моряков, служивших практически весь срок срочной службы в экипажах ПЛ, подводниками-то реально и не была…

Не всем это было безразлично.

И начали моряки со всей дивизии подкарауливать моего однокашника по училищу — командира «Вологды» Гену Есипова и упрашивать его взять их на выход в море, обещая вести себя образцово и, если понадобится, героически… Да и не только срочники, но и контрактники — которые совсем недавно тоже были ни разу не погружавшимися военнослужащими по призыву, в экипажах к тому времени их было уже приличное количество.

В итоге экипаж для отработки задач на конкурсной основе сформировали, успешно отработали все береговые элементы.

Часть экипажа "Вологды" того, 2000 года. В центре командир капитан 2 ранга Г.А.Есипов, заместитель командира по воспитательной работе капитан 3 ранга В.М.Макаровский
Часть экипажа "Вологды" того, 2000 года. В центре командир капитан 2 ранга Г.А.Есипов, заместитель командира по воспитательной работе капитан 3 ранга В.М.Макаровский

Подошло время морской части – первого выхода подводной лодки в море после долгого стояния у причала.

Тогда уже перед каждым, подчёркиваю – КАЖДЫМ выходом корабля в море его приезжал на готовность проверять флот.

Я же был в группе проверки от штаба Кольской флотилии разнородных сил СФ, в которую на тот момент уже входила дивизия дизельных подводных лодок.

Встретили катер с группой проверяющих от Штаба флота, распределились по направлениям проверки, после чего все спустились внутрь подводной лодки.

Управление воспитательной работы флота представлял неизвестный мне капитан 1 ранга, видимо, недавно туда назначенный.

Заходя в каюту к лодочному «заму» капитан-лейтенанту Владимиру Макаровскому , он с порога в лоб задал вопрос: – «Отказники» есть?

Вопроса не поняли...

Он перефразировал: – Сколько человек отказывается идти в море?

Мы просто опешили: – Нет у нас такого, все хотят.

А он продолжает: – Хватит мне сказки рассказывать, что я, ситуации по подводникам не знаю, что ли?

Сам я, хоть и представлял отдел воспитательной работы флотилии, но на лодках и в управлении подплава служил достаточно долго. Никогда с подобным не сталкивался.

Что значит на героическом, дважды орденоносном соединении, с которого в 1933 году начинался Северный флот, среди подводников которого в годы Великой Отечественной войны было 9 Героев Советского Союза, отказаться выходить в море? По нашему мнению, такое просто немыслимо, и, случись даже в единичном варианте, расценивалось бы, как ЧП…

А флотский капраз настаивает: – Я с проверками и в Гаджиево, и в Западной Лице был (базы атомных подводных лодок), так там контрактники десятками в море выходить отказываются…

– Почему? – спрашиваем.

А он и отвечает: – Они же паёк на месяц получают, чтобы семьи кормить, а если в море идут, то их на лодке кормят, и паёк, соответственно, на количество морских суток уменьшается… Не выгодно им в море идти – жёны за это их самих съедят!..

Для нас это была новость… В Полярном таких ситуаций не возникало. Наоборот, командира просьбами взять в море просто замучили…

Вдвоем пытаемся объяснить проверяющему, что у нас не так. Он не поверил и с какой-то ухмылкой говорит: – Тогда пойдемте с личным составом пообщаемся.

– Пойдемте, – отвечаем.

Выходим из каюты в коридор отсека, и у первого же встреченного воина проверяющий спрашивает, хочет ли тот идти в море. Матрос озадачен и говорит: – Конечно! А как можно не хотеть?

Переговорили, идём дальше по боевым постам. Второй, третий, четвертый матросы отвечают в том же духе. Мне кажется, что недоверчивый полит-управленец на тот момент всё-равно в искренность ответов не поверил и даже подумал: подговорили, мол, или запугали…

Но потом в четвертом отсеке навстречу попадается матрос-кок, довольный, как слон, и широко улыбающийся во все свои тридцать два зуба.

– А Вы в море хотите идти? – повторяется вопрос.

– Конечно – отвечает весельчак. – Знаете, как долго я и командира, и помощника упрашивал, чтобы они меня к себе на лодку взяли.

– А почему? – искренне удивившись, спрашивает капитан 1 ранга.

– А как мне дома людям в глаза смотреть? – отвечает боец. – Все же знают, что я два года на флоте, да ещё и на подводной лодке прослужил. Как объяснить, что при этом я ни разу в море не был? Стыдно…

В итоге проверяющий убедился, что экипаж буквально рвётся в море, о чем достаточно подробно доложил на подведении итогов проверки. И, видимо, неудобно было ему перед нами за высказанное в самом начале недоверие, потому что он не только проговорил, что в других гарнизонах не так, но и поставил экипаж в плане высокого морально-психологического состояния в пример, пообещав обязательно доложить об этом Заместителю Командующего флотом - начальнику Управления.

Правду ли говорил проверяющий о Гаджиево и Лице, или нет — не знаю... Но осадочек, конечно, остался...

Именно с тех аккумуляторных батарей, с Губернатора Позгалёва, с моряков, рвущихся в море, началось восстановление полуразрушенного на тот момент дизельного подплава. Потом последовала череда заключения шефских договоров с другими крупными регионами и городами России, их помощь, потом очнулись адекватные силы в руководстве страны, ВМФ. А потом вернулось и понимание, что без флота стране не выжить.

В мае — июне 2001 года подводная лодка «Вологда» под командованием капитана 2 ранга Г.Есипова, представляя нашу страну, с честью выполнила официальный визит в ВМБ Великобритании Фаслейн по случаю празднования 100-летия королевских подводных сил.

Но это уже была другая история...

Б-402 "Вологда" а военно-морской базе Фаслейн (Великобритания). 2001 год.
Б-402 "Вологда" а военно-морской базе Фаслейн (Великобритания). 2001 год.

Протрактор

Дорогие читатели! Ваши подписки, лайки и комментарии помогают нашему каналу!

Но не забывайте и наш канал ПРОТРАКТОР! Мы по-прежнему публикуем на нём интереснейшие материалы на флотскую тему.

Урок хороших манер
ПРОТРАКТОР6 февраля 2023