Фаюмские портреты — греко - римские египетские портреты времен римского владычества 1— 4 вв. н.э. Они заменили традиционную египетскую маску. В 4 в. н.э. стали уходить в прошлое. Писали на досках. Потом при бинтовании обрубали боковины, убирали верхние углы для лучшего прилаживания к лицу.
Портреты названы фаюмскими по месту крупнейших находок в оазисе Фаюм в среднем Египте в 100 км юго - западнее Каира в Ливийской пустыне, что начинается с западного берега Нила. Около 40% всех портретов из Фаюма, остальные из разных других мест, но все называются фаюмскими портретами. Впервые подобные портреты, найденные в Саккара близ Мемфиса описал в 1615 году итальянец П. делла Валле. Два портрета он привёз в Европу, сегодня они в собрании Государственного художественного собрания германского Дрездена. С тех пор их редко привозили в Европу, нечасто потому, что не представляли ценности местным кладоискателям из - за малого интереса со стороны почитателей классического античного Египта. Там, где раньше интенсивно раскапывали, а нередко шли следом за находками местных кладоискателей, подобные портреты, вероятно, ушли на растопку. Во второй половине 19 в. был слух, что открыто подземелье времен римского Египта с мумиями с портретами, около 50 шт. В остались лишь два, остальными обогрелись. Фаюмские портреты стали очень популярны во второй половине 19 века. В 1880-х годах в местечке Эр-Рубайят Фаюмского оазиса (оазис достаточно большой) жители нашли давно разграбленный некрополь, но остались мумии с портретами. Египетские греки стали своих окутывать полосками как и египтяне , но со временем перестали класть в бинты золотые и серебряные вещи, поделочные камни, римляне хранили пепел. Фон фаюмский портретов обычно белый. Наше солнце как в Белом солнце пустыни белое, точнее сияюще белое. Про белый цвет говорим ма5ан и юрюн, 5 - г гыхающее как у южан. У египтян, как и у русских, солнце красное. А вот глаза у египтян были белые. У наших сияющие, незамутненные невзгодами ясные глаза тоже юрюн (ng) белые. Голубые, синие глаза мы называем кёх, уточняя халлаан кёх - синие или от кёх - зеленые. На деле кёх некая синь, зелень. Пишут - в китайском, японском языке, иврите, древнегреческом, индийских ведах нет специального обозначения синевы, есть лишь неопределенная от зеленого синь, определяют по смыслу, если речь о море, то разлита синева, также говорят с уточняющими приметами. Египтяне синее обозначали своим словом, отличным от обозначения зеленого цвета. То же у русских.
У нас про блеклые глаза говорим как ставшие ма5ан и как тон (ng) - буквально мерзлые. Синим у наших светились якобы глаза волков, также зомби, как глаза у белых ходоков из Игры престолов. Наши полагали также, что от гнева, боли глаза людей могли или полностью почернеть, что зрачков не видно, или, наоборот, будучи даже темными, теряют цвет до светло - серого. А вот внутренне светлые юрюн глаза без негатива честные, незамутненные.
Золота в поздних египетских мумиях времен Рима было рисованное, это помогло сохраниться им с их портретами. Египетские греки с римлянамм нагляделись на ограбленные кладбища времен Древнего Египта. В этом смысле не стоит, может, искать набитый золотом склеп последней египетской царицы Клеопатры, ее прекрасно расписанный склеп должен сверкать золотом, но скорей сусальной позолотой.
Под голову под бинтами египтяне времен Рима клали табличку с именем, указанием возраста и профессии. Таблички были на греческом. Когда только началась охота на греко - римские портреты, нашедшие местные выдергивали их из пелен, остальное оставляли, отчего таблички с именами в большинстве погибли и имена изображенных неизвестны. Позже год их изготовления стали определять по прическам. Мода меняется и по внешнему виду можно определить время, хотя опозновательных деталей именно в фаюмских портретах немного, но есть прически и украшения. А женщины, особенно в Египте, очень следили за волосами и париком, даже самые обездоленные, обернутые лишь в рогожку, в лучший мир отправлялись с красиво прибранными волосами. Местная мода, конечно, могла отличаться от столичной моды, но все - таки состоятельные перенимали столичную моду.
Первым целенаправленно в большом количестве фаюмские портреты в 80- х гг. 19 века приобрел восхищенный ими венский антиквар Т. Граф. После консультаций у специалистов по античному миру в 1887 г. он организовал выставки фаюмских портретов в Берлине, Мюнхене, Париже, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке. Всего через Т. Графа прошло более 90 фаюмских портретов. Тогда в конце 19 в. западные искусствоведы широко заговорили о подлинной в большом количестве сохранившейся до новейшего времени греческо - римской живописи в Египте. 23 фаюмских портретов, найденных в Египте в 1870 - х гг. находятся в Пушкинском музее Москвы.
Фаюмские портреты по музеям мира:
https://commons.wikimedia.org/wiki/Fayum_mummy_portraits#
Почти одновременно с Т. Графом английский археолог Ф. Питри нашел в районе Фаюмского оазиса от 81 до 90 портретов. Спустя 20 лет нашли еще 70. Археологи строго фиксировали находки, где, когда, с чем и как нашли, отчего имена, возраст изображенных в их находках часто известны.
Вначале Ф. Питри приехал в Фаюм искать остатки потерянного лабиринта Аменемхета 3, правившего в 19 в. до н.э., не путать с Аменхотепом 3, отцом Эхнатона, жившим в 14 в. до н.э. О лабиринте грекам известно с 5 в. до н.э. от Геродота. Геродо́т тогда посетил надземную часть лабиринта без спуска в его подземелья, о чем рассказал в своей Истории. Ф. Питри удалось в песках найти остатки надземной части лабиринта, давно ставшего каменоломней. В наше время в Фаюме обнаружены обширные подземные полости, закрытые песками, как и во многих других местах Египта. Но пока в современном Египте раскопки в Фаюме не проводятся.
Фаюмские портреты отличают большие глаза изображенных. Глаза имели особое значение у египтян. В них виднелась душа, которая проникала через глаза. Глаза Ра были его стражей, сжигающей врагов огнем. Слепота у египтян подчеркивала отсутствие связи с земной жизнью, отчего - то жмуриками изображали музицирующих на поминальных пирах певцов, играющих на струнных, но не музыканш, тех изображали зрячими.
Но все же ослепшие прозревали там со своим оживлением, правда и то, что там больше спали, оживая при их упоминании, угощении в определенные дни.
На фаюмских портретах художники подчерккивали большие глаза не из - за желание приукрасить изображаемого, но оттого, что так принято. До сих пор красивыми считаются большеглазые. У обезьян глаза круглые, но маленькие.
Египтяне изготавливали множество полностью золотые предметы, также для создания впечатления, что и колонны, полы, стены храма, дворца тоже золотые, покрывали их сусальным золотом, золотом также иногда рисовали детали папируса. Также они расписывали небольшие детали золотой краской на основе размешанного /растворенного в липком составе микрочастиц сусального золота.
Там мужики живут богато, роют золото лопатой - из русской песни.
Египтяне позолоту накладывали толсто, хотя из - непрозрачности золота не видно, толстая позолота или тонкая, все кажется сплошь золотым. Но, видимо, древним египтянам было важно наличие физически ощутимого золота. Размер золотой маски Тутанхамона 54 см в высоту, 39,3 см в ширину, 49 см в глубину и состоит из двух спаянных тонких слоев золота разной пробы толщиной от 1,5 до 3 мл. Общий вес кованой маски фараона 11 кг, золота меньше ( инкрустация, пайка и. п.), кг 10.
Штаны погребённого в тувинском Аржане скифского вождя (7 в. до н.э.) от верха бёдер до стоп были вышиты мелким золотым бисером. Сами штаны разложились, но бусины рассыпались вдоль согнутымх в коленях ног. Диаметр бусин чуть менее 1 мм, все отверстия прямые и узкие и для конского волоса. Нашиты бусины были не для носки, сплющатся.
Золото мягкий, ковкий непрозрачный металл. 1 грамм золота можно распластать до 18 квадратных метров позолоты, конечно, все золото не плющится одним листом.
В фаюмских портретах использовали сусальное золото. На некоторых портретах позолоченный (редко) фон, иногда золотом выполнены венки на голове, также драгоценности и детали одежды. Большая часть дошедших до нашего времени фаюмских портретов по грудь написаны на деревянных досках. Ранние портреты римского Египта (I век н. э.) писали на досках толщиной 1 см. в основном из кипариса, также очень дорогого в древнем Средиземноморье и на Ближнем Востоке ливанского кедра, также высоко ценимой древесины местной сикоморы. Привозили из Рима и сосновую, еловую и дубовую древесины. Римские территории не ограничивались Италией и Египтом, но и в лесах Италии росли дубы, сосны, итальянские сосны (пинии), ели и кипарисы. Плотная древесина позволяла получать гладкую поверхность и не впитывала в себя много краски, древесина впитывала мало влаги и не рассыхалась. Использовали и местные платан, липу, смокву. Со второй половины II века н. э. чаще стали писать на липовых досках, более толстых в 1,6 см. Липа легко режется, ее обработка не требует инструментов из особо прочного металла. Однако ее мягкая, пористая древесина впитывает больше краски, приходилось класть на нее более толстый грунт. Ее поверхность нельзя довести до той идеальной гладкости, свойственной поверхности дерева плотных пород, на липовой древесине при обработке остаются сколы и щербины. Липовые доски сильнее коробятся и расщепляются, так как впитывают много влаги. Отсюда - худшая сохранность портретов, выполненных на липовой основе. Портреты порой писали на загрунтованном полотне. Встречаются варианты, когда портрет был изображен на саванне, в который заворачивали мумию.
Размер фаюмских портретов 43 на 23 см. Золота на деле на фаюмских портретах очень мало. Но сусальное золото настоящее золото, только плющенное в тончайшие листы. Если оно с пробой ниже самородкового золота, то с введением небольшого количества примесей, придающими чуть иной оттенок золоту и нужную прочность. Подмешивали пигменты и в золотую краску.