Что ж, я посмотрел первые две серии и выдохнул с чувством лёгкого облегчения.
В двух словах: по первым сериям я понял, что этот сериал снят не для меня - не та глубина проработки. Персонажи говорят и делают то, чего в реальности их прототипы сказать и сделать не могли, есть фактологические ошибки (их разбираю ниже) и вообще - это нарочито вольное прочтение истории группы.
Первые серии дали понять, что сериал на 200% художественный (фэнтезийно-биографический, как справедливо писали RT) и представляет из себя фантазию на тему истории группы «Король и Шут» от создателей фильма - режиссёра Рустама Мосафира ("Гусары", "Скиф") и сценариста Дмитрия Лемешева ("Алиби"), поэтому каких-то истеричных претензий к подобному произведению у меня быть не может, как и завышенных требований.
Поначалу я думал, что в сериале будет если не фансервис, то хотя бы какое-то следование канону, но нет - это рассчитано просто на широкую аудиторию - людей, которые о «Король и Шут» ничего никогда не слышали и уж точно не читали\смотрели.
Поэтому я буду смотреть сериал и просто ждать, чем же меня удивят его создатели.
Беда с хронологией. Концерт в "Sexton", Москва
Но начну я не с начала, а с первого "флэшбека" Князя и Горшка, беседующих под дождём.
Нас встречает титр "1995 год" и молодые "шуты", стоящие в Москве на Ленинградском вокзале.
В ходе сцены выясняется, что Поручика не было, а вместо него был "брательник твой, Лёшка". Это Князь Горшку говорит, а то вдруг тот не помнит.
Докладываю создателям сериала и всем новоприбывшим - в 1995-ом году Поручик уже вернулся из армии и опять стал барабанщиком Король и Шут. Алексей Горшенёв барабанщиком КиШ в 1995-ом году уже не был. А первый концерт в московском клубе "Sexton" - это 1994 или 1993 год (данные расходятся), но никак не 1995-ый.
Так что вы уж определитесь, либо это 1995-ый год и Поручик (но не "Sexton"), либо "брательник твой, Лёшка" и 1994-ый.
Хорошо, что у нас есть Википедия!
7 июля 2022 года Фонтанка писала:
"Уже сняты сцены знакомства Горшка и Князя и один из первых концертов группы в байкерском клубе «Sexton» в 1994 году".
То есть Фонтанка год назад написала правильно, но в сериал вы зачем-то впендюрили "1995 год".
Далее по ходу концерта в "Sexton'e" Р. Мосафир экранизирует воспоминания Алексея Горшенёва из книги Балу:
Еще я помню, как среди пришедших нарисовались слушатели в малиновых пиджаках, и между ними произошла ссора, или между этими ковбоями мотоциклетными. Помню, мы с Андрюхой вышли в туалет, а там раковина разбита и все в кровище, и мы такие стоим в туалете и думаем: вот это прикольно вообще, вот это деятельность клубная!
...с собственными фантазиями, разумеется. И в туалет Князь пошёл с Балу, и реакция другая, да и конфликт был между представителями разных групп посетителей, а не внутри оных, но это всё мелочи!
Напоминаю, что свидетельства других участников группы об этой поездке в Москву есть в других интервью и книгах (например, в книге А. Рыбина "Самая правдивая история о невероятной группе" о концерте в "Sexton" подробно рассказывает Князь). Там тоже есть интересные истории, но с ними, видимо, придётся ознакомиться создателям другого сериала по "Король и Шут".
В целом - молодцы, удивили! Едем дальше!?
"Внезапный Балу"
1993 год. Группа Король и Шут играет песню..."Внезапная Голова".
Любой фанат группы знает, что "Внезапная голова" вышла на альбоме "Камнем по Голове", который был записан в 1996 году и состоял из преимущественно новых песен.
И вот встал вопрос, что именно записывать. Напоминаю, что к этому времени у нас уже был электрический альбом («Истинный убийца – Будь как дома, путник»). Песни с него слушатели знали и любили. Конечно, хотелось перезаписать их на настоящей студии. До этого мы записывались в студиях рангом много ниже, а все наши кассеты были, по сути, самиздатом. Сейчас выйдет официальный альбом, даже с настоящей типографской обложкой. Если рассуждать разумно, то стоило бы записать все хиты, самые лучшие проверенные вещи («Король и Шут», «Два друга», «Сапоги», «Охотник», «Лесник», «Валет и дама», «Отец и Маски», «Веселые тролли» и прочее). Но мы приняли очень непростое решение. Поспорили пару дней и поняли, что нужно записать новые песни. Большинство из них были придуманы относительно недавно и от предыдущего материала несколько отличались звучанием и аранжировкой.
(с) Александр Балунов. Между Купчино и Ржевкой
Создатели сериала могли взять любую другую песню (из ранних, их много), но для 1993-его года выбрали именно ту, которая в тот момент ещё не была написана.
Это фэнтези-биография, мы поняли.
Александр Балунов
С персонажем Балунова в сериале произошли потрясающие метаморфозы.
Начнём с того, что в начале серии он играет пальцами (какой-то щёпотью) на басу! Причём не в районе звукоснимателя, а где-то на грифе (попробуйте так поиграть на бас-гитаре, звук будет не самый лучший для концерта на стадионе!). Но это ладно...
Так вот, в сцене со скинхедами из как бы 93-его Балу врывается и начинает мутузить скинхедов, даже оседлав одного из них!
Вот это да!..
Напоминаю - Балунов в 1993 году не так давно вернулся из армии, в которой спустя 2 месяца службы совершил Роскомнадзор (По одной из версий, подробней об этом - тут), чтобы откосить и в итоге попал в психушку. Балу - не боец и не привык решать конфликты насильственным путём (и это нормально, автор сам такой), это видно как по драке с ОМОНом на фестивале "Окна Открой!" в 2002 году, так и по случаю с его избиением директором группы Гордеевым - да, Господи, даже по его нынешней полит.позиции это понятно. Известны случаи с драками Горшка и Князя, но не с Балу.
Поэтому выбор Балунова на место человека, который в 20 лет храбро справляется со здоровенными скинами - ну, создатели, удивили!
Горшок - королевская подстилка!
В ходе настоящей фэнтези-сцены (как будто предыдущие были хоть как-то связаны с реальностью) мы узнаём, что у Короля украли дочь.
Впрочем, убитый горем отец сам появляется в трактире среди "отбросов". Потрясающе сыграно, кстати!
Спасти дочь Короля вызывается Горшок. Король благодарит его так, как будто кабацкий музыкант уже спас её - с поцелуями и объятиями. Откуда в Горшке подобное уважение к фигуре Короля (как к образу власти), радость и желание стать королевским менестрелем - неясно. Фэнтези же!
И тут закругляемся, вернувшись назад
Вернёмся к одной из первых сцен после концерта в "Юбилейном".
Балу произносит тост:
Выпьем за новую взятую высоту! Неизвестно, когда следующую покорим.
Князь:
Да и покорим ли вообще?!
Реакция Горшка следующая:
После этого он подходит к зеркалу и с ожесточением разбивает его!
КНЯЗЬ: Наш первый «Юбилейный» закончился тем, что мы целенаправленно вытаскивали из запоя Горшка. Когда Миха, позиционирующий себя как там-тамовский панк, понял, что мы собрали «Юбилейный», он сказал: «Все, ништяк, я всего достиг». А это же был первый маленький шажок. Ничто по сравнению со всем тем, что нас ждало в будущем. Но это была перестройка его клубного сознания. Я, например, понимал, что основная наша цель еще далеко.
(с) из книги Евгении Либабовой "Король и Шут. Ангелы панка".
То есть создатели перевернули всё шиворот-навыворот - их Горшок в 1999-ом хочет ещё больше успеха (а его фэнтези-прототип - стать королевским менестрелем, чтобы получить бессмертие), а вот Князь - сомневается ("Да и покорим ли вообще?"). В реальности всё было наоборот - Горшок пил и (возможно) дебоширил потому, что достиг того, чего хотел, а Князь понимал, что это всё только начало. Вся основа серии и желание Горшка упасть с высоты "чтобы изменить историю музыки" - ...удивительно-фантастическое решение режиссёра и сценариста и необходимый комедийный элемент!
ИТОГ
В целом - неплохая сказка. Создатели - молодцы и мега-интересные личности с сумасшедшей фантазией в голове!
С реальной историей группы это художественное произведение(!) не связано никак. Но я буду смотреть дальше, куда деваться.
P.S: На своём YouTube-канале я выкладываю редкие радио-эфиры с группой Король и Шут. Хотите послушать живого Горшка, а не вот это вот всё - залетайте!