Найти в Дзене

Как экспонаты попадают в музей. Дары и дарители. Часть 1.

Формирование коллекции Музея имени Андрея Рублева в значительной мере обязано экспедиционной деятельности, а также частным пожертвованиям — дарам. История дарений и передачи Музею отдельных коллекций заслуживает страниц благодарности. Среди первых дарителей, которые оценили работу Музея еще до официального открытия для посетителей и оказали ему поддержку, - супруга выдающегося ученого, искусствоведа А.И. Некрасова. В 1957 году она передала в Музей рукописи его трудов по истории и теории архитектуры, написанные в годы ссылки в Воркуту и Новосибирск. Имя Л.В. Некрасовой открывает обширный список людей, подаривших Музею семейные реликвии или случайные находки, коллекции и одиночные памятники, рукописи и архивные материалы. В 1959 году Музей принял дар от вдовы выдающегося историка русского искусства Г.В. Жидкова. В начале 30-х годов XX века Г.В. Жидков был репрессирован. Затем, с 1934 по 1938 г., лишенный права проживать в Москве, он жил в г. Палехе, где возглавлял местный музей. Вероятно

Формирование коллекции Музея имени Андрея Рублева в значительной мере обязано экспедиционной деятельности, а также частным пожертвованиям — дарам. История дарений и передачи Музею отдельных коллекций заслуживает страниц благодарности.

Среди первых дарителей, которые оценили работу Музея еще до официального открытия для посетителей и оказали ему поддержку, - супруга выдающегося ученого, искусствоведа А.И. Некрасова. В 1957 году она передала в Музей рукописи его трудов по истории и теории архитектуры, написанные в годы ссылки в Воркуту и Новосибирск. Имя Л.В. Некрасовой открывает обширный список людей, подаривших Музею семейные реликвии или случайные находки, коллекции и одиночные памятники, рукописи и архивные материалы.

В 1959 году Музей принял дар от вдовы выдающегося историка русского искусства Г.В. Жидкова. В начале 30-х годов XX века Г.В. Жидков был репрессирован. Затем, с 1934 по 1938 г., лишенный права проживать в Москве, он жил в г. Палехе, где возглавлял местный музей. Вероятно, в это время исследователь и собрал иконные образцы, переданные в 1959 г. в Музей.

Не исключено, что местом происхождения большинства прорисей коллекции Г.В. Жидкова был сам Палех, где в семьях потомственных иконописцев нередко собирались и хранились иконные образцы, являвшиеся для мастеров необходимым рабочим материалом. Стилистические особенности многих произведений коллекции Г.В. Жидкова объединяют их с иконами именно палехских иконописцев. Хронологические рамки коллекции — XVII-XIX вв. В ее составе есть как «снятые» образцы (контурный отпечаток изображения), так и рисованные («назнаменованные») прориси.

В 1968 году в музей была передана часть коллекции икон из собрания А.В. Бакушинского, тончайшего знатока традиций древнего и новейшего русского народного искусства, чьи занятия по описанию и анализу в стенах МГУ помнили до конца своих дней Н.А. Демина, Н.Е. Мнева и М.А. Ильин.

КУЗОВ С ПРАЗДНИКАМИ НА СТВОРКАХ. Вторая половина XVII в. Дерево, левкас, темпера. 67x51см. Происходит из коллекции А.В. Бакушинского. Собрание Музея имени Андрея Рублева
КУЗОВ С ПРАЗДНИКАМИ НА СТВОРКАХ. Вторая половина XVII в. Дерево, левкас, темпера. 67x51см. Происходит из коллекции А.В. Бакушинского. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Получение восьми произведений XVII-XIX вв. из собрания А.В. Бакушинского было весомым пополнением музейного собрания. Все произведения достаточно полно характеризуют область научных интересов собирателя. Складень-кузов второй половины XVII в. с иконой «Богоматерь Владимирская» более раннего времени представляет собой произведение, стилистически близкое к тем направлениям, которые повлияли на формирование творческого метода художников Палеха и Мстеры. Большая часть подаренных икон написана палешанами, чье искусство миниатюры А.В. Бакушинский ценил особенно высоко. Недаром изучению, пропаганде и возрождению ремесел в Палехе и Мстере он посвятил немало сил и времени, которое ему было отпущено судьбой.

А.В. Бакушинский, доктор искусствоведения, сотрудник Третьяковской галереи, был репрессирован и погиб в ссылке.

В 1970-е годы в фонды музея из частных собраний продолжали поступать выдающиеся памятники, ставшие открытиями во время их изучения и реставрации. Среди них - древнейшая икона, созданная в домонгольское время. О ней и ее дарителе мы расскажем в следующей части.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!