Вся наша жизнь закономерна, но незнание законов не освобождает нас от ответственности перед другими людьми.
ЭМОЦИИ
В отечественной психологии, в частности у Рубинштейна Сергея Леонидовича и других авторов, принято считать, что эмоция это психическое отражение актуального состояния потребности.
А что это значит? То есть в нашей душе каким-то образом актуальная потребность оставляет свой след. Как след ступни на прибрежном песке. Когда потребность становится не актуальной ее словно накатившееся морская волна смывает и след пропадает. У нас остаются лишь воспоминая об этом.
Та или иная потребность в нашей душе рисует картины своими красками, создает какие-то конструкции, вызывает определенные чувства или комплекс чувств. Так или иначе, душа волнуется. Это собственно и есть психическое отражение актуального состояния потребности.
Эмоция связана с потребностью.
Другой классик отечественной психологии Леонтьев Алексей Николаевич, связывал понятие эмоция с понятием деятельность.
Деятельность выделяется по мотиву, составляющие ее действия подчинены целям. Смысл действия есть осознание отношение мотива к цели.
Смолообразование это одна из функций мотива.
Мотивы образуют смыслы, даже тогда когда они не осознаются.
А проявляются смыслы в психике и в сознании, конечно же форме эмоций.
Эмоция есть психическая представленность смысла, образованная мотивом.
МОТИВЫ
А что такое мотив?
Мотив это аффективно закреплённый предмет потребности, который направляется деятельностью.
Аффективно закреплённый это определенное состояние нашей души удовольствия или неудовольствия и связано это состояние с целым комплексом из ощущений, эмоций, страстей, чувств, мыслей и так далее.
За мотивом мы видим деятельность.
И получается у нас с вами, что, Эмоция и Мотив это две стороны одной монеты. И связаны они с потребностью. То есть чем-то внешнем, в чем есть необходимость.
- Эмоция это психическое отражение актуального состояния потребности по Рубинштейну.
И по Леонтьеву. Эмоция есть психическая представленность смысла, образованная мотивом.
- Мотив это аффективно закреплённый предмет потребности, который направляется деятельностью.
Потребность - необходимость в чем-то внешнем.
Так вот, вопрос, если мы видим эмоциональную реакцию человека, можем ли мы увидеть его мотивы и потребности?
Если мы видим деятельность человека, можем ли мы предполагать о его мотивах и потребностях?
Очевидно, что да.
Потому что за деятельностью кроется мотив.
Мотив выводит нас на потребность.
А эмоция обнажает, предательски выдает потребность человека и его мотив.
Следовательно, нам свами достаточно быть наблюдательными, и стараться под контролем своего сознания сопоставлять, анализировать наблюдаемые действия и эмоциональные реакции человека за которым мы наблюдаем. Ну или свои собственные.
Только вот, по одному или двум действиям судить и делать выводы о потребностях или мотивах нет смысла и не правильно. Потому что деятельность это сложный процесс, это комплекс действий. И действия могут быть разными, в том числе и противоречащими друг другу, но в итоге все направлено на достижение одной цели.
Действие это процесс, мотив и цель которого может не совпадать, потому что действия, как я сказал, это составная часть деятельности.
Обычно деятельность полимотивированная, но мы условно выделяем один мотив.
Итак, давайте повторим.
Эмоциональная реакция, деятельность наблюдаемого может вывести нас на потребность и соответственно мотив человека.
И здесь нужно соблюдать некоторые условия: 1. Деятельность и эмоции человека, за которым мы наблюдаем, проходят в естественных для него условиях, наблюдаемый не должен знать, что за ним наблюдают, иначе он будет разыгрывать сложный спектакль или постарается запутать наблюдателя.
Пара простеньких примеров.
Когда я еще учился в институте, в начале девяностых, после летних каникул мы встретились в общежитии со своим другом, с которым жили в одной комнате. Мы ходили всегда вместе на занятия, и вот я заметил, он часто напевает одни и те же слова из одной песни, что-то там, "не надо цветов и шампанского ..", и так далее. Я стал его расспрашивать, и оказалось, что он летом женился, женился не совсем охотно...
Мы пообщались, и он говорит, слушай, а я то думаю, что ко мне прицепилась эта песня!
И хотя здесь беседа сократила процесс наблюдения, тем не менее, пример интересный.
Или вот, подозреваемый на допросе, в беседе с дознавателем, рассказывая о том какое отношение он имеет к преступлению, постоянно проявляет определенные эмоциональные реакции, когда речь заходит в том или ином контексте о жертве и конкретном персонаже, предположительно соучастнике. Хотя сам подозреваемый говорит, что не знаком ни с тем и ни с другим. У дознавателя появился повод покапать глубже в определенных местах, не вольно указанных подозреваемым. Дальше дело техники, умения задавать вопросы и анализировать ответы.
Или, ребенок в школе всегда, непременно садится на первую парту перед учителем, не потому что родители дали такую установку, а сам.
Или, в смешенном коллективе один сотрудник произнес шутку с грязным сексуальным подтекстом, все промолчали, одна женщина начала хохотать.
Только вот, делать выводы из одного наблюдения не всегда правильно, системность покажет нам на глубинные, истинные мотивы и потребности.
Если мы беседуем, нам нужно внимательно слушать, о чем говорит собеседник, анализировать и систематизировать выдаваемую им информацию. Отдайте инициативу человеку говорить и он так или иначе расскажет о том, что его волнует или о чем он думает. По принципу, что болит о том и говорит.
Когда вы что либо рассказываете незнакомым людям из своей жизни или вообще, вы всегда спрашивайте себя, а зачем я это говорю. Если ответ вас удовлетворяет, можете говорить дальше.
Конечно, открытые вопросы, активное слушание, это действенные инструменты для такой цели. И это есть профессиональные инструменты следователей, шпионов и т.п.
В беседе человек на определенных словах демонстрирует какую-то эмоциональную или поведенческую реакцию и это может его выдать. Так же как и поведение, а нам соответственно нужно только прочитать.
Потому что люди это книги, а мир – библиотека!
Скачать аудиолекции:
"Психология общения в примерах, фактах, цитатах".
"Красноречие или Психология публичного выступления. Лекция -1. Содержание речи и структура".