Додинастический период в Древнем Египте датируется 5-4 тыс. лет до н.э.
Это период разложения родового строя и перехода к классовому устройству общества, постепенному появлению государственности. В самом конце этого периода появляются по-настоящему крупные правители - цари. Что еще очень круто - именно в этот период складывается первая форма письменности: пиктографическое, оно же картинное письмо.
Традиционно додинастический период делят на два этапа:
- I додинастическая культура. конец 5го - начало 4го тысячелетия до н.э.
- II додинастическая культура. Вторая половина 4го тысячелетия до н.э.
Это вам для общего развития. Но у меня на канале мы все упрощаем, чтобы запомнить по максимуму самого важного, так что рассматривать искусство мы будем по всему додинастическому периоду в целом.
Какие особенности?
Надо понимать, что ввиду особенностей религии особенное место в культуре египтян занимает загробный мир и, соответственно, могилы. Могила считалась вечным последним пристанищем умершего, который перешел в загробный мир (в общем и целом подобный наземному). Так что почивших снаряжали в последний путь как следует - в могилу складывали все, что нужно для жизни, как ни парадоксально это бы ни звучало.
Древнейшие могилы были подобны жилищам и были в основном ямами круглой или овальной формы, перекрытыми ветками и циновками. Позднее и жилища, и могилы стали принимать прямоугольную форму, стены уже укреплялись сырым кирпичом (т.н. "сырец", необожженный кирпич), им же выкладывались и перекрытия.
Что очевидно, круче всех всегда была могила вождя, - его благостная вечная жизнь сулила хорошие времена всей общине.
Что с искусством?
В изобразительном искусстве уже появился образ человека. В частности, было найдено очень много образцов мелкой пластики из глины и слоновой кости, из разных пород камня. Эти статуэтки часто были посвящены мужчинам и женщинам, но нередко и животным (бегемотам, львам, собакам и т.д.). Древнеегипетский художник в таких произведениях очевидно стремился передать существенные характерные особенности, вне зависимости от того, кого он изображал - мужчину, женщину или животное.
Очень характерны и сосуды. Они часто были украшены полихромными росписями, нередко красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосуда. Фигуры изображались мазками, в свободной декоративной манере. Акцент делается на выявлении и передаче главного в композиции или мотиве.
Отдельно стоит поговорить о т.н. плитках. Это были небольшие плоские пластины из серо-зеленого камня граувакки (песчаник). Ими пользовались для перемешивания и растирания красок во время магических обрядов. Такие плитки могли быть обычной геометрической формы, а могли приобретать силуэт зверя, птицы или рыбы.
Позднее назначение плиток расширялось, и, соответственно, увеличивались их размеры. Они оставались объектами культа, но уже устанавливались в статичном положении и приобретали декоративный вид. Самая известная - плита фараона Нармера, выполненная из черно-зеленого шифера, высотой в 64 см. Она приобрела общегосударственное значение, будучи создана в честь объединения этим фараоном долины Нила - Верхнего и Нижнего Египта - в единое сильное государство. Что важно - фараон изображен в 4 раза больше, чем все остальные племенные вожди, и в 2 и в 3 раза больше, чем его ближайшие вельможи.
Именно в додинастическую эпоху Древний Египет закладывает такие знакомые всем сегодня особенности. Художники отказываются от изображения лица в фас - это связано с тем, что изображения одновременно являются частью летописи. Так что тут нужна максимальная четкость, к чему древнеегипетские художники пришли именно благодаря изображению головы в профиль. Фигура человека, можно сказать, сплющивается. Одной точки зрения и привычной нам перспективы нет - наблюдение идет как бы из нескольких точек зрения одновременно.
Эти особенности стали основополагающими для всего древнеегипетского канона последующих веков и тысячелетий, положили начало образованию самобытного и уникального египетского стиля.
Ну а у нас про додинастическую эпоху все, встретимся в Раннем царстве!