Найти тему

КОСМИЧЕСКИЕ РОБИНЗОНАДЫ: "Ловушка" Кира Булычева

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

"В 2246 году на Ганимеде строилась крупнейшая обсерватория. В июне туда должен был отправиться Сергей Климов — космический монтажник высшего класса. Командировка была недолгая, месяца на два, и потому Сергей смог выполнить давнее обещание сыну Диме: взять его с собой в космос на каникулы.
Летели они на небольшом кораблике «Пассат». Экипаж состоял из самого Сергея, который был капитаном, робота Посейдона, штурмана и матроса, ну и, конечно, Димы, исполнявшего должность кока и юнги. Два месяца на Ганимеде пролетели для Димы как один день. Но сейчас речь пойдёт о том, что случилось на обратном пути...
" Вот такие строчки прочли читатели "Пионерской правды" в 31 номере за 1981 год. Здесь же редакция предлагала своим читателям продолжить историю космического монтажника Сергея Климова, его сына Димы и корабельного робота Посейдона.

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

Разумеется, читатели с восторгом откликнулись на это предложение. В числе их и ваш покорный слуга. Еще бы! Стать соавтором самого Кира Булычева, разве можно упустить такую возможность. Между тем межпланетный корабль "Пассат" получает сигнал SOS от экипажа космической яхты "Сакура", которая подверглась воздействию неведомой и неодолимой силы и пошла на вынужденную посадку. Посейдон взял пеленг и выяснил, что яхта опустилась на астероид 567-12, на котором обнаружилось целое кладбище космических кораблей. Безымянный астероид оказался гравитационной ловушкой. Двигатели "Пассата" тоже не смогли справиться с его притяжением. С этого момента началась одна из самых увлекательных космических робинзонад моего детства.

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

Признаться, я не сразу догадался, что писать нужно небольшими фрагментами, постепенно продолжая приключения главных героев, и поэтому сразу настрочил всю историю до конца. Вы не представляете, с каким трепетом я ждал публикации продолжения, надеясь сразу увидеть свою фамилию рядом с фамилией любимого автора. Увы, когда почта принесла 35 номер "Пионерки", где был опубликован следующий фрагмент, моей фамилии среди счастливчиков не оказалось.

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

В следующих номерах моя фамилия то же не появилась. Отважный экипаж "Пассата" уже обнаружил японскую девочку Митико, дочь профессора Судзуки, которая угнала космическую яхту, чтобы найти своего отца, пропавшего в поясе астероидов, и все глубже проникал в тайну "космических саргассов", а я по-прежнему не имел никакого отношениях к приключениям полюбившихся героев, которые теперь стали и моими.

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

Однако, подобно им, сдаваться я тоже не собирался. Поразмыслив, я решил, что теперь буду писать фрагментами, принимая в расчет уже опубликованные части сюжета. И принялся за работу, отправляя исписанные плохим почерком тетрадные листки на адрес "Пионерской правды", с трепетом ожидая следующего выпуска. Увы, номер приходил за номером - 39, 43, 47, 50... - а моей фамилии так и не появилось.

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

Признаюсь, настал момент, когда я махнул рукой. Не вышло, так не вышло. Да и в самом деле, на что я рассчитывал? Таких как я "писателей" по всей стране сотни, если не тысячи. К тому же наша семья переехала совсем в другой регион Союза, а новые номера "Пионерки" приходили, видимо, по прежнему адресу. Освоившись на новом месте, я сразу же побежал записываться в тамошнюю библиотеку и случайно заметил на столе свежий номер любимой газеты. Это был 53 номер с предпоследним выпуском "Ловушки".

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

И среди других "соавторов" оказалась и МОЯ ФАМИЛИЯ! Уже не помню, как мне удалось уговорить библиотекаршу подарить мне этот долгожданный номер. Вероятно она была польщена, что среди юных посетителей, вверенного ей хранилища мудрости, оказался самый настоящий "писатель". Как бы там ни было, вскоре я мчался домой, держа на вытянутых руках заветный газетный лист, дабы похвастаться перед родичами. Особенно - перед отцом, который не только сочувствовал мне, но и помогал. Позже мы с ним проанализировали текст повести и пришли к выводу, что Булычев воспользовался нашей идеей безумного кибернетического мозга, который оберегал жизнь карликов-ашиклеков, жертвуя ради них экипажами, угодивших в ловушку космических кораблей.

Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников
Рис. Н. Бисти. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Ловушка". Изображение взято из открытых источников

Лишь спустя годы я осознал, как мы с папой заблуждались. Ведь в те времена любое произведение, прежде чем быть опубликованным, должно было пройти цензуру. И само собой разумеется, что Кир Булычев принес в редакцию "Пионерской правды" уже законченную повесть. А редакция просто затеяла с читателями интерактивную игру, дабы побудить их к собственному творчеству. Тем более, что двумя годами ранее подобная игра состоялась в связи с публикацией повести "Звездолет на Вяте". Сам писатель так прокомментировал это в одном из своих интервью. "Главная цель, которая преследовалась мною и редакцией, когда делалась эта повесть, – чтобы дети, которым скучно, занимались делом, и что-то у них в голове двигалось. Чтобы они прислали эти письма, чтобы они участвовали".

Рис. Е. Мигунова. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Пленники астероида". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Мигунова. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Пленники астероида". Изображение взято из открытых источников

В своем первоначальном виде "Ловушка" была дважды переиздана в 2016 году, причем мизерными тиражами. В 1984 году Булычев переработал ее в повесть "Пленники астероида", где "Пассат" превратился в "Арбат", а космическая яхта "Сакура" в малоприятно звучащий ШУК. Космический монтажник Сергей Климов стал сотрудником Института Времени Полиной Метелкиной, мальчик Дима Климов - девочкой Алисой Селезневой, а девочка Митико Судзуки - мальчиком Юдзо Комура. Лишь робот Посейдон остался роботом Посейдоном. В целом же сюжет не очень изменился. Зачем писатель из одной повести создал две - не знаю, но я до конца дней останусь благодарным Игорю Всеволодовичу Можейко и редакции "Пионерской правды" за то, что в моей жизни была эта увлекательная и трудная космическая робинзонада.

Рис. Е. Мигунова. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Пленники астероида". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Мигунова. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Пленники астероида". Изображение взято из открытых источников

А вы читали "Ловушку"?