У французов есть анекдот :
Богатая и надменная дама бродит по Лувру. Разглядывает картины и недовольно бормочет:
- Чепуха! Мазня! Ничего нового… Так сто лет уже не рисуют… У меня дома и то интереснее…
И вдруг, замирает в восторге и зовет гида:
- Скажите голубчик: это у вас что? Поздний Пикассо?
- Вы ошибаетесь, мадам. Это зеркало, в котором вы отражаетесь!
Самого дорого художника в мире, чьи картины уходят с аукциона за баснословные деньги, с Лувром связывают не только анекдоты.
В 1911 году из Лувра была похищена знаменитая «Джоконда». А ведь до этого считалось, что похитить шедевр также невозможно, как и Эйфелеву башню. На расследование кражи были брошены лучшие силы полиции. В процессе расследования под подозрение попал поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо. Пропажа нашлась через пару лет, когда похититель пытался продать картину. Им оказался итальянец Винценцо Перуджа, который ранее работал в Лувре и хорошо знал внутренний распорядок. Главным мотивом похитителя было желание вернуть шедевр в Италию.
До сих пор жива версия, что на стене Лувра уже век висит подделка-копия, изготовленная Пикассо, который и заказал кражу итальянцу, сыграв на его патриотических чувствах. Если гениальный художник Пикассо сотворил копию и подменил оригинал подделкой, то это можно считать величайшей аферой в истории искусства.
Это только версия, а вот то, что на допросе в полиции Пабло легко предал своего лучшего друга, обвинив его в краже, совершенно точно. Когда картину найдут, то выяснится, что Аполлинер к краже совершенно не причастен, но свое доброе имя он потеряет навсегда.
Для кого-то Пабло Пикассо был предателем, домашним тираном и подлецом, а для кого-то –великим художником, гением. Но все ли позволено гению?
Белинский как-то сказал: «Будем сапожниками, будем ремесленниками, будем бухгалтерами, но будем ли людьми – вот вопрос!»
Полное имя Пабло Пикассо – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Марти Патрисио Клито Руиз и Пикассо. Навряд ли даже его мать могла это произнести без запинки.
«Мы испанцы, - это месса утром, коррида после полудня и бордель поздно вечером» - любил поговаривать Пикассо. Что касается мессы и корриды, то они его мало интересовали, а вот бордели он стал посещать в 14 лет, чем очень гордился.
Удивительно, но женщин всегда влекло к маленькому (рост 158 см.) лупоглазому, непропорционально сложенному, с жутким характером человеку, живущему по принципу: чем меньше совести, тем больше всего остального.
Равнодушный к чужим страданиям, он очень болезненно воспринимал собственные недомогания. Одна из его жен Франсуаза Жило писала, что, когда она с ним жила, художник боялся заболеть раком.
«Не меньше часа я приводила все новые и новые аргументы, пока они не исчерпывались до конца, причем исчерпывались не только аргументы, но и мои силы- такой разбитой я себя чувствовала. Тут Пабло вдруг вставал и весь день пребывал в прекрасном настроении – вплоть до следующего утра».
Пикассо зарабатывал миллионы, работоспособность у него была необыкновенная, как и его жадность. Делиться ни с кем не собирался. Даже с самыми близкими людьми. Денег не одалживал, милостыню не подавал, не помогал материально ни бывшим женам, ни детям, даже в те моменты, когда те остро нуждались. Он никогда не выбрасывал и не дарил никому свою старую одежду, считая, что превратится в того человека, который будет потом ее донашивать. Изнашивал до дыр, но не выбрасывал, вдруг пригодится.
Как вспоминала одна из его жен, свои состриженные волосы и ногти, он аккуратно складывал в пакет, приговаривая: «Волосы с моей головы, даже отделяясь от меня, - так же божественны, как и я сам».
Из своей жизни он вычеркивал бывших жен и любовниц. А когда те пытались обвинить его в неблагодарности, заявлял: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах».
«Для меня существуют лишь два типа женщин – богини и тряпки для вытирания ног». Женился и заводил отношения он с богиней, постепенно превращая ее в тряпку, а затем просто выкидывал. Когда, родившая ему сына Франсуаза Жило заболела, он методично добивал ее каждые день, произнося с презрением: «Ненавижу больных женщин!»
Забирая жизненные силы у искалеченных психологически женщин, Пабло Пикассо прекрасно себя чувствовал, прожил 91 год, полный энергии и сил.
«Всякий раз, меняя жену, нужно сжигать предыдущую. Вот так бы я от них избавлялся… Может, это вернуло бы мне молодость. Убивая женщину, уничтожаешь прошлое, которое она собой знаменует».
Марина Пикассо, внучка художника, написала книгу «Пикассо. Мой дедушка», где рассказывает совершенно невероятные вещи.
«Однажды, мне было тогда девять лет, я была совсем худая от истощения, меня повели к врачу. Доктор удивился, что внучка Пикассо находится в таком состоянии, написал ему письмо с просьбой отправить меня в медицинский центр. Мой дед не отвечал очень долго … У него были другие проблемы. А затем- столько мук, чтобы он оплатил счета!»
А ведь в это время Пикассо зарабатывал миллионы. Он мог заказать шикарный обед в ресторане, оплатив его своем автографом, поставив подпись на салфетке. Сам же он часто хвалился, что может покупать себе дома «за три дерьмовые картинки, намалеванные вчера».
Бабушкой Марины была первая жена Пикассо, русская балерина Ольга Хохлова. Марина писала о любимой бабушке, что та закончила свои дни: «униженной, опозоренной и оскорбленной.»
Дора Маар умерла в нищете. Мария Тереза Вальтер- повесилась. Жаклин Рок - застрелилась.
Особенно болезненно Марина переживала смерть своего брата: « Мой брат Паблито, игрушка его садизма и безразличия, покончил жизнь самоубийством в 24 года, выпив хлорку."
При этом, находились люди способные дать отпор.
Когда любимая собака Пикассо заболела, художник не стал обращаться к ветеринару, а вызвал известного профессора-ларинголога. Тот, не сказав ни слова, осмотрел собаку и прописал лекарства, а на прощание поинтересовался, почему он, а не ветеринар.
- Мне хотелось обратиться к самому сведущему специалисту в этой области. Мой пес достоин этого! – ответил Пабло Пикассо.
Спустя какое-то время профессор пригласил художника к себе домой.
- Я бы хотел, чтобы вы, расписали мою кухню.
Великий Пикассо от возмущения потерял дар речи, а когда он пришел в себя, профессор добавил:
- Мне хотелось обратиться к самому сведущему в этом деле специалисту. Моя кухня достойна этого!
Как бы там не было, но Пабло Пикассо достиг своей цели: стал богатым, знаменитым, прожил долгую жизнь. А как же исковерканные жизни близких? А что значат их жизни и их чувства по сравнению с его гением? Пока полезны и необходимы были рядом, а когда полезность утрачивалась, становились помехой, а помехи необходимо устранять.
Марина Пикассо характеризует своего деда как: «существо дьявольское и снобистское; как деспота, разрушителя и вампира, жившего в золотой клетке, как человека, неспособного любить. Он, как человек страдающий булимией, пожирал жизнь, вещи и людей.»