Постиндустриальный общественный строя является этапом в истории, когда борьба за власть, как основное противоречие, отходит на второй план и замещается борьбой за капитал. Как обычно, драйвером перехода к постиндустриальному общественному строю являются изменения в производительных силах.
На завершающей стадии авторитарного общественного строя живой труд становится лимитирующим фактором на пути дальнейшего развития общественного производства. Разрешением этого ограничения выступает автоматизация производства. Автоматизацию надо понимать в широком смысле: это не только и не столько применение информационных технологий, сколько возможность максимально заменить во всех процессах управления живой труд машинами, то есть формирование безлюдных технологий производства и управления. Естественно, такие процессы реализуются сложными устройствами. Владение такими устройствами и, соответственно, присвоение результатов их функционирования, а не власть, определяет качество жизни их владельцев. При этом, естественно, человек не исключается из процессов, просто его труд становится более интеллектуальным, так как, «умные» машины не могут функционировать без применения живого труда. Просто доля предыдущего овеществлённого труда в конечной продукции существенно превышает долю живого труда. Таким образом, умные машины не перестают быть капиталом, так как не работают без привлечения работников.
Таким образом, именно капитал становится ключевым фактором производства для социальной общественной формации. Недостаточность ресурсов компенсируется путем формирования качественно других процессов с меньшим использование ресурсов, а живой труд требуется для автоматизированного производства в меньших объемах, но качественно более высокой квалификации.
Как результат, ключевым противоречием социальной общественной формации становится борьба за капитал, то есть право распоряжаться ранее накопленным овеществлённым трудом. Борьба за власть, как право распоряжаться живым трудом людей, так и борьба за ресурсы приобретают подчиненное значение.
Снижение роли живого труда в общественном производстве порождает следующие процессы в воспроизводстве, занятости и расселении людей.
Возможности автоматического и автоматизированного производства снижает потребность в концентрации работников в одном месте, поэтому люди постепенно покидают крупные города и расселяются по территории более равномерно. Происходит дезурбанизация, как ведущая тенденция территориального расселения. При этом улучшаются условия окружающей среды и уменьшается локальная техногенная нагрузка на природу. В дальнейшем возможно «возвращение» территорий живой природе, то есть, появление больших участков, эксплуатируемых в режиме заповедника, так как эти территории больше не нужны для общественного производства и использования.
Автоматизированное предприятие не нуждается в большом количестве рабочих рук, но предъявляет высокие требования к квалификации занятых работников. Как результат, в семьях все больше внимания уделяется развитию и образованию детей, что возможно только при меньшем их количестве, то есть, качество потомства превалирует над его количеством. Как следствие останавливается рост населения, а затем начинается депопуляция. При этом растет общий уровень развития людей.
Труд становится все более квалифицированных, поэтому все более высоко оплачивается. Одновременно, объем производства перестает напрямую зависеть от суммарного рабочего времени, потраченного персоналом. Как результат, во временном бюджете человека снижается доля рабочего времени и растет доля свободного времени, которое люди могут использовать для отдыха и своего развития. Таким образом уменьшается тяжесть труда и улучшаются условия жизни людей. Начинается «освобождение» труда.
Таким образом, реализуется часть целей, которые традиционно, хотя без достаточных оснований, связывают с понятием социального государство. Отмечу, что социальная общественная формация не связаны с этим понятием, так как, с точки зрения материалистического понимания истории, общественные отношения не могут быть созданы сознательно (как планировалось в концепции социального государства), а формируются объективно в соответствии с уровнем развития производительных сил.
Частное производство
От властительской общественной формации постиндустриальное общество унаследовало общественный уклад частного предприятия, как ведущий крупно товарный общественный уклад в сфере производства и услуг. Частное предприятие при постиндустриализме унаследовало многие черты частного предприятия при авторитаризме. Но в процессе трансформации формируются также новые черты, присущие уже постиндустриализму.
Происходит разделение частных предприятий, в соответствии с их масштабом, на средние частные предприятия и корпорации.
Среднее частное предприятие
Средние частные предприятия, в настоящее время, формируют обычную социальную структуру:
· Капиталисты – владельцы и бенефициары частного предприятия
· Менеджеры – верхний уровень управления частным предприятием
· Специалисты – специалисты-исполнители
· Обслуживающий персонал – вспомогательные исполнители
Новым в социальной структуре среднего частного предприятия при постиндустриализме является малочисленность последнего, четвертого слоя. В отличие авторитаризма, при постиндустриализме за счет высокой автоматизации процессов, потребность в многочисленных рядовых исполнителях, существенно снижена. То есть, вместо «правильной» четырех уровневой пирамиды, мы имеет пирамиду, «сужающуюся» как к вершине, так и к основанию, у которой основной, самый массовый слой – третий (специалисты). В настоящее время реально слой рядовых исполнителей сублимировался только в отдельных отраслях, относящихся к высоким технологиям (информационные технологии, средства массовые информации, образовательные услуги, научные исследования и т.п.), но можно предположить с высокой долей вероятности, что данный процесс будет продолжаться и далее, распространяясь на другие области человеческой деятельности.
То есть, можно ожидать, что в будущем среднее частное предприятие в развитом постиндустриальном обществе возможно будет иметь трехуровневую социальную структуру ролей:
· Капиталисты – владельцы и бенефициары частного предприятия
· Менеджеры – верхний уровень управления частным предприятием
· Специалисты – специалисты-исполнители
Важной особенностью средних частных предприятий является то, что они экономически интегрированы в корпорации. Как минимум, они зависимы от корпораций финансово, так как зависят от банковского кредита. Развитие среднего предприятия невозможно на собственные средства капиталиста. То есть, средние частные предприятия, в сущностном смысле, выполняют функции производственного подразделения финансовой корпорации, выделяя за услуги по финансовой капитализации часть своей прибыли. То есть, прибавочный продукт предприятия делится между капиталистом-собственником предприятия (за принадлежащую ему долю капитала в форме оборудования и процессов) и финансовой корпорацией (за принадлежащую корпорации долю в капитале в форме денежных средств).
Нередким явлением также является ситуация, когда корпорация является собственником среднего частного предприятия, то есть, в социальной структуре предприятия отсутствуют индивидуальные собственники-капиталисты, которых заменяет коллективный собственник – корпорация.
Корпорация
Акционерное общество претерпевает дальнейшие трансформации при постиндустриализме. В связи с огромным объемом предприятия, становится невозможным его прямое управление корпоративным менеджментом. Происходит разделение уровней ответственности: корпоративное управление и производственное управление в департаментах. То есть, производственная корпорация разделяется на ряд подразделений (департаментов), достаточно автономных в смысле принятия управляющих решений. Даже управление делами корпорации (центральный офис) приобретает такие же автономные функции. Таким образом, корпоративное управление решает только общие задачи финансового управления и контроля (управление капиталом), делегируя остальные задачи на уровень департаментов.
Другой особенностью корпораций является то, что, как правило, бенефициаром корпораций выступают не капиталисты, а акционеры, как физические лица, так и финансово-инвестиционные компании.
Таким образом, социальная структура корпораций на корпоративном уровне будет иметь вид:
· Акционеры – владельцы и бенефициары корпорации
· Корпоративные менеджеры – верхний уровень управления корпорацией
· Корпоративные специалисты – специалисты исполнители на уровне корпоративного управления
Социальная структура корпорации на уровне департаментов будет иметь вид:
· Менеджеры-руководители подразделений – руководители уровня департамента
· Специалисты – специалисты-исполнители
· Обслуживающий персонал – вспомогательные исполнители
Надо отметить, что на уровне департаментов корпораций социальная структура ролей схожа со средними частными предприятиями. По описанным выше причинам, ожидается, что социальный слой обслуживающего персонала будет постепенно исчезать по мере развития постиндустриального общества.
Частным, но важным случаем корпорации является финансово-инвестиционные корпорации, которые не имеют собственных производственных подразделений (кроме центрального и периферийных офисов). По сути они представляют собой организацию собственников по управлению принадлежащим им капиталом. Без учета офисов, такая финансово-инвестиционная корпорация имеет следующую социальную ролевую структуру:
· Акционеры – владельцы и бенефициары корпорации
· Корпоративные менеджеры – верхний уровень управления корпорации
· Корпоративные специалисты – специалисты исполнители на уровне корпоративного управления
Представляется важным выделить корпоративных специалистов, как отдельный социальный слой. В отличие от специалистов-исполнителей, от корпоративных исполнителей зависит управление существенными денежными средствами, поэтому, их материальное благосостояние кардинальным образом отличается от «обычных» исполнителей, приближаясь к материальному состоянию менеджеров-руководителей департаментов. Но этот слой не сливается и с менеджерами, так как не решает управляющие задачи по оперативному управлению работой подразделений. То есть, социальная роль их специфическая и нуждается в выделении.
Акционеры корпораций следует разделить по их роле в корпоративном управлении на два социальных слоя: акционеры-инвесторы и олигархи. По мере развития постиндустриального общества акционеры-инвесторы все больше удалятся от реальных корпоративных дел, превращаясь в чистых бенефициаров инвестиционных компаний. Капитал акционеров-инвесторов диверсифицируется между разными акционерными обществами, нигде не достигая значения, существенного для реального принятия в них управляющих решений. Все управляющие решения в акционерных обществах сосредотачиваются в руках корпоративного менеджмента.
Олигархи, в отличие от акционеров-инвесторов, сохраняют заметную долю в корпоративном капитале, поэтому могут влиять на процессы управления. Достаточно часто они, одновременно, выполняют роли корпоративных менеджеров.
Следует отметить, что для ослабления конфликта интересов в части оперативного управления и распределения прибылей, корпоративные менеджеры, менеджеры-руководители подразделений и корпоративные специалисты также являются акционерами-инвесторами управляемых ими корпораций, то есть, принимают на себя две роли в общественном укладе корпорации.
Мелко товарный общественный уклад. Независимые (самозанятые) работники
Индивидуальное предприятие, как форма мелко товарного общественного уклада при авторитаризме, претерпевает при постиндустриализме дальнейшие трансформации. Автоматизация, как ведущее изменение в производительных силах социальной общественной формации, также присуща и мелко товарному общественному укладу. Как результат, хозяин индивидуального предприятия больше не нуждается в помощниках-работниках. То есть, мелко товарный уклад перестает быть как семейным предприятием, так и предприятием с привлечением наемного труда.
С другой стороны, индивидуальное предприятие интегрируется с крупно товарным укладом частных предприятий, так как, с одной стороны нуждается в услугах таких предприятий в поставках, логистике и услугах, а, с другой стороны, часто выполняет заказы не собственно конечных потребителей, а таких частных предприятий. При этом частные предприятия выступают как конечными потребителями (например, услуги архитектора, юриста и т.п.), так посредниками между индивидуальным предприятием и конечным потребителем (например, онлайн сервис заказа товаров и услуг).
Как результат, индивидуальное предприятие трансформируется в независимых (самозанятых) работников. Имеющиеся у него оборудование и механизмы перестают быть капиталом, так как не нуждаются в привлечении наемной рабочей силы, а становятся обычными орудиями труда, используемыми самим самозанятым для работы.
Таким образом, мелко товарный общественный уклад постиндустриализма формирует два родственных, но не сопадающих социальных слоя – независимые (самозанятые) специалисты (в сфере элитного потребления) и независимые (самозанятые) мастера (в сфере массового потребления), экономически интегрированных в общественное производство. Самозанятые специалисты, по своему положению, близки к корпоративным специалистам частных предприятий, когда самозанятые мастера – к наемным специалистам частных предприятий.
Интеграция независимых работников и частных предприятий преобретает еще одну форму. Частные предприятия, вместо найма специалистов и работников на постоянной основе, превлекают независимых специалистов и мастеров на условиях подряда. Можно ожидать, что в перспективе произойдет изменение пирамиды ролей частных предприятий, когда на позиции специалистов будут привлечены независимые (самозанятые) специалисты, а обслуживающего персонала - независимые (самозанятые) мастера. Пока трудно сказать, какова будет доля подряда по сравнения с наймом, но уже сейчас видно, что она может быть очень существенной. То есть, намечается тенденция конвергенции социальных слоев назависимых специалистов и специалистов частных предприятий в один класс. Аналогичный процесс возможен также для независимых мастеров и обслуживающего персонала частных предприятий, соотвественно.
В настоящее время самозанятые, в основном, сконцентрированы в сфере высокотехнологических производств и услуг, но видна тенденции расширения сферы применимости на все основные сферы мелко товарного производства и услуг (услуги индивидуальных перевозок товаров и пассажиров, индивидуальные услуги, индивидуальное образование и здравоохранение и т.п.).
Общественная служба
Автономные сообщества и экономические союзы
Общественное управление постиндустриализма трансформируется из авторитарного государства. В настоящее время этот процесс находится только на начальной стадии, поэтому конкретная форма уклада общественного управления постиндустриализма может быть только спрогнозирована на основе общеисторических подходов и проявившихся тенденций.
В основе экономики постиндустриализма лежит ее глобальный характер, то есть, свободный общемировой рынок, когда наличие любых ограничений в виде таможенных пошлин, протекционизма, локальных валют и т.п. находится в противоречии с основной тенденцией развития. Таким образом, ключевым свойством постиндустриализма является глобализация. Авторитарное государство же, по своей природе, фрагментирует территории на отдельные кластеры, формируя свободный, но локальный рынок в пределах своих государственных границ. Таким образом, авторитарное государство перестает удовлетворять экономическим условиям постиндустриализма.
При постиндустриализме экономические возможности частных предприятий таковы, что они не нуждаются в дополнительном управлении на уровне государства и, поэтому, не заинтересованы в наличие дополнительных расходов на содержание государства. С другой стороны, для разрешения противоречий, связанных с владением капиталом, частные предприятия заинтересованы в глобальномрегулировании отношений на основе глобальных законов, исполнение которых поддерживается на локальном уровне государственными структурами.
Как результат, авторитарное государство при постиндустриализме разделяется на два уровня общественного управления: автономные сообщества и экономические союзы.
Автономные сообщества – это территориальная единица, которая выполняется функции общественного управления в части предоставления социальных услуг и поддержания правопорядка на управляемой территории. Автономные сообщества финансируют свою деятельность из налогов с проживающего населения и функционирующих на территории предприятий. Также, важно отметить, что автономное сообщество охватывает территорию, самодостаточную в части финансирования выполняемых задач, то есть, не имеют источников извне и не выплачивают часть доходов в пользу вышестоящих структур.
При этом, не имеет значения национальный состав и исторические границы предшествующих территориальных образований авторитарного государства. То есть, если «родительское» государство имело многочисленное, однородное, в национальном смысле, население, то оно разделяется на несколько автономных сообществ, населенных людьми с тем же национальным составом в количестве, достаточном по объему собираемых налогов и удобном в смысле исполнения социальных услуг. Такой процесс в начальной стадии происходит сейчас, например, во Франции, Германии и США. Если «родительское» государство изначально было достаточно компактно, то оно может целиком трансформироваться в автономное сообщество. Наконец, если «родительское» государство было изначально недостаточно велико для самостоятельного исполнения всех требуемых функций, то автономные сообщества будут формироваться путем объединения нескольких соседствующих государств в одно сообщество, либо включением этого государства в состав другого соседнего автономного сообщества. Естественно, на современном этапе очень сильно наследие авторитарного государства. Поэтому процесс трансформации автономных сообществ может включать исторически унаследованную национальную составляющую, то есть, автономные сообщества, на начальном этапе, могут формироваться, частично, по национальному признаку, в пределах исторического расселения нации. Примером формирующихся таким образом сообществ являются, например, автономные сообщества Испании. Однако, можно предположить, что данная тенденция постепенно будет затухать по мере развития постиндустриального общественного управления, и национальная составляющая, как дополнительный разделяющий барьер, будет исключаться.
Автономные сообщества формируют обычную для постиндустриального строя социальную структуру:
· руководители,
· специалисты (чиновники),
· обслуживающий персонал.
Важной особенностью автономных сообществ является полная выборность и ограниченный срок полномочий всех руководителей общественного управления. Таким образом формируется механизм, блокирующий рецидивы авторитаризма. Другим механизмом, направленным на ту же цель, является ограниченный спектр прав и ответственности руководителей. В частности, из ведения управления автономных сообществ исключается формирование правил регулирования деятельности, которая делегируется экономическим союзам. Только правоприменительная практика остается в ведении управления автономных сообществ.
Для формирования общемирового регулирования мирового рынка формируются экономические союзы. Первоначально это, возможно, будет несколько союзов, но, в последствии, как следствие единого глобального рынка, такой союз будет единственным для всего мира. Надо отметить, что экономический союз ни в коем образом не является мировым правительством, так как он не обладает ресурсами и персоналом для принуждения к исполнению своих решений. Экономический союз только формирует общепринятые нормы экономического и правового регулирования, когда поддержание их применимости на локальном уровне возлагается на автономные сообщества. Естественно, экономический союз формирует для своего функционирования обычную ролевую структуру, аналогичную автономным сообществам. Также, для руководителей экономического союза действуют правила полной выборности и ограниченного срока полномочий.
Социальная идеология
Постиндустриализм начинает свое развитие в области общественной идеологии на базе унаследованной от авторитаризма государственной идеологии. Но, так как при переходе к постиндустриализму происходит кардинальное изменение основного общественного противоречия, государственная идеология авторитаризма не может решать задачи идеологического обеспечения общественного строя. Таким образом начитается процесс ее трансформации в социальную идеологию, присущую именно постиндустриальному обществу.
По существу, этот процесс находится только на самых ранних этапах, поэтому можно только построить прогноз развития на основе проявляющихся тенденций и общих материалистических и диалектических исторических подходов.
Формирующаяся идеология должна противопоставляться государственной идеологии авторитаризма: патриотизму, национализму и империализму. Ее условно можно назвать общечеловеческие ценности. Термин «общечеловеческие» надо понимать в том смысле, что идеология больше не зависит от территориального местоположения, национальной и гендерной принадлежности лица. Но, в связи с тем, что для социальной общественной формации присуще неравенство людей по отношению владения капиталом, и, как следствие, социальное неравенство, пропагандируемые ценности должны формировать желаемый образ мира с учетом социального неравенства людей.
Первой ключевой особенностью идеологии общечеловеческих ценностей является ее индивидуализм, в буквальном, «хорошем» смысле этого слова, как тотальное превалирование личного над общественным – личная политическая и экономическая свобода, полное равенство людей, независимо от пола, языка, места проживания и социального статуса. Таким образом, на идеологическом уровне ставится заслон для возрождения властителей, являющихся ключевыми социальными слоями властительской общественной формации.
Второй ключевой особенностью идеологии общечеловеческих ценностей является апологетика основного свойства постиндустриализма – частного владения капиталом. Как следствие, формируется, в противоположность авторитаризму, концепция превалирования персональной собственности (частное владение капиталом) над общественной собственностью (государственная собственность, как владение властителей). Важным компонентом этого является концепция личного успеха, как механизма обретения собственности на капитал, в противопоставление наследованию, как основного способа обретения собственности, из властительской общественной формации.
Третий компонент идеологии общечеловеческих ценностей – балансировка основного противоречия эпохи – борьбы за капитал. Подобно властительской общественной формации, когда только малая часть людей обладала властью, в социальной общественной формации, обладание капиталом также является уделом немногих. Поэтому, с целью минимизации несистемных методов борьбы, формируется концепция регулирования и гармонизация отношений людей по поводу владения капиталом. Она включает в себя социальную ответственность бизнесменов, как форму разделения части благ с другими людьми, и законопослушность, как гарантия управляемого процесса разрешения противоречий.
Нельзя, конечно, полагать, что все члены общества будут руководствоваться принципами общечеловеческих ценностей. Но задача общественного уклада в сфере общественной идеологии состоит в формировании у людей желаемого, соответствующего достигнутому уровню производственного и общественного развития образа мира. Таким образом, описанный выше образ будущего, к которому надо стремится, соответствует постиндустриальному строю социальной общественной формации.
Конечно, сейчас трудно представить детально, как будут развиваться в дальнейшем события. Представленный взгляд - это только прогноз развития процесса.
С точки зрения типизации, социальная идеология – это крупно товарный уклад в сфере общественной идеологии. Поэтому он формирует обычную для постиндустриализма трехуровневую социальную структуру: руководители, специалисты-исполнители и обслуживающий персонал.
Можно предположить, что социальная идеология будет существовать на уровне автономных сообществ, и, возможно, экономических союзов. При этом назначение руководителей в них будет происходить, как принято для постиндустриального общественного управления, на выборной основе.
Не исключено, что социальная идеология будет также существовать в форме частного и общественного партнерства (частные средства массовой информации, частные исследовательские и учебные организации, частные благотворительные фонды и т.п.). В этом случае социальная идеология будет формировать социальные слои и роли по образу других частных предприятий.
Социальные услуги
Общество приходит к постиндустриализму с широким спектром государственных услуг, которые являются необходимой частью общественного существования на данном этапе. В настоящее время трудно дать точный прогноз направления дальнейшего развития, но ясно, что данный общественный уклад необходим и на этом историческом этапе. Поэтому он трансформируется в общественный уклад социальные услуги. При этом сам перечень услуг будет претерпевать существенные трансформации, определяемые уровнем развития производительных сил.
Можно выделить два фактора, которые будут определять такие изменения.
Во-первых, за счет снижения роли власти вообще, и государства, как его механизма, в частности, ряд государственных услуг переходят в разряд услуг, предоставляемых частными предприятиями на возмездной основе, то есть за счет финансирования не из налогов, а напрямую потребителями.
Во-вторых, рост благосостояния людей, снижение рождаемости и увеличение доли свободного располагаемого времени, замещает «условно бесплатные» общественные услуги, на оплачиваемые самим потребителем для обеспечения гарантированного качества услуг.
Существующие тенденции указывают на то, что происходит разделение секторов государственных услуг па частную и общественную составляющие: социальное страхование – государственные пенсии и частные пенсионное страхование, здравоохранение – государственные и частные медицинские услуги, образование – государственное общее образование и платное специальное образование.
Для постиндустриального строя можно выделить два основных кластера общественных услуг, которые сохранятся как общее благо, финансируемое из налоговых поступлений: поддержание среды обитания и гарантированный уровень благосостояния. Данный вид общественных услуг финансируется из бюджета местных управлений, автономных сообществ и, для глобальных проектов, экономических союзов. Остальные государственные услуги постепенно трансформируются в услуги, предоставляемые частными предприятиями и корпорациями на возмездной основе.
Общественная услуга Поддержание среды обитания включает в себя экологическое благополучие (благоустройство территорий, охрана окружающей среды и санитария) и общественное благополучие (фундаментальные научные исследования в естественно-научной сфере, культура и гуманитарные исследования, помощь недостаточно обеспеченным, но одаренным людям в образовании и развитии).
Задачей гарантированного уровня благосостояния является поддержание уровня благосостояния всех членов общества на уровне, не ниже принятого минимального. Гарантированное благосостояния включает в себя всеобщее базовое образование, социальные пособия и медицинское обслуживание для лиц, не имеющих достаточных доходов для самофинансирования.
С большой долей вероятности можно предположить, что специальное образование, здравоохранение и пенсионное обеспечение большей части людей перейдет из государственных, в частные платные услуги.
Социальная структура уклада общественных услуг повторяет социальную структуру автономных сообществ, так как органически с ними связана: руководители, специалисты, обслуживающий персонал, причем руководители, по сути, интегрированы в руководство автономных сообществ.
Судьба государственного производства при постиндустриализме
Общество входит в постиндустриализм с унаследованным от авторитаризма государственным производство. Но, по мере созревания постиндустриализма государственное производство завершает свое существование.
Корпорации концентрируют у себя достаточное количество ресурсов для самостоятельного финансирования и реализации инновационных проектов и инновационного производства. Как результат, отпадает необходимость привлекать для этого бюджетное финансирование.
Так как корпорации охватывают все сферы общественного производства, инфраструктурные объекты начинают представлять интерес для корпораций как объекты для извлечения прибыли. Корпорации аккумулируют у себя достаточно средств для развития и поддержания инфраструктуры без привлечения бюджетных ассигнований.
При постиндустриализме сокращается в валовом внутреннем продукте доля т.н. государственных заказов (вооружение, общественные здания и сооружения и т.п.), а те из них, которые сохранятся (большие фундаментальные научные проекты, социально-культурная инфраструктура и т.п.), также реализуются силами частных корпораций и компаний, когда автономные сообщества и экономические союзы в кооперации с частными корпорациями выступают только заказчиками, спонсорами и потребителями государственных заказов.
Также нужно отметить, что процесс автоматизации в равной степени охватывает и государственные предприятия, что влечет за собой изменения социальных ролей, вовлеченных в них людей.
Как результат, унаследованное от авторитаризма государственные производственные предприятия, постепенно переходят в частную собственность путем приватизации, а занятые на них работники принимают социальные роли работников частных предприятий.
Выводы
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие заключения:
Постиндустриализм – это этап становления социальной общественной формации.
При постиндустриализме представлены три общественных уклада:
· Частное производство
o Среднее частное предприятие, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере производства и услуг
o Финансово-инвестиционная компания, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере производства и услуг
· Общественная служба
o Социальные услуги, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественных услуг,
o Социальная идеология, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественной идеологии,
o Автономное сообщество и экономический союз, как вид крупно товарного общественного уклада в сфере общественного управления,
· Мелко товарный общественный уклад
o Самозанятые специалисты и мастера, как вид мелкотоварного общественного уклада в сфере производства и услуг
Социальная структура абсолютистского строя включает семь социальных слоев:
· Крупные капиталисты
o олигархи в роли бенефициаров акционерных обществ (корпораций)
o крупные акционеры-инвесторы в роли бенефициаров акционерных обществ (корпораций)
· Капиталисты
o Прочие акционеры-инвесторы в роли бенефициаров акционерных обществ (корпораций)
o капиталисты, в роли бенефициаров средних частных предприятий
· Управляющие
o корпоративных менеджеров, президентов, министров в роли руководителей корпораций, руководителей автономных сообществ и экономических союзов
· Менеджеры
o менеджеров в роли руководителей средних предприятий, менеджеров-руководителей подразделений корпораций, начальников департаментов автономных сообществ
· Менеджеры-специалисты
o корпоративных специалистов в роли корпоративных специалистов корпораций
· Cпециалисты
o специалистов, чиновников, учителей в роли специалистов-исполнителей в частных предприятиях, социальных услугах и автономных сообществах
o Самозанятые специалисты-фрилансеры
· Работники
o обслуживающий персонал в роли вспомогательных работников частных предприятий, социальных услуг и автономных сообществ
o Самозанятые мастера-фрилансеры
Соответствующая социальным ролям клаасовая структура будет включать в себя следующие социальные классы:
· Крупные капиталисты и управляющие
· Капиталисты
· Менеджеры и менеджеры-специалисты (т.н. «верхний средний класс»)
· Специалисты (т.н. «средний класс»)
· Работники
Территориальная структура постиндустриального общества:
· экономические союзы, как правовое и экономическое объединение автономных сообществ
· автономное сообщество как основное постиндустриальное государство